• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.7
Спецпроекты

Юрий Луценко

Реклама на dsnews.ua
ОБЪЕКТИВКА

КТО:
Юрий Луценко, 41 год, родился в г. Ривне.

ОБРАЗОВАНИЕ:
В 1989 г. окончил факультет электронной техники Львовского политехнического института.

КАРЬЕРА:
1989-1994 гг. — мастер участка на заводе "Газотрон" (Ривне), затем начальник техбюро цеха и главный конструктор завода.
1994 г. — заместитель главы Ривненского облсовета.
1996 г. — глава комитета экономики Ривненской ОГА.
1996-1998 гг. — секретарь политсовета Соцпартии.
Сентябрь 1997 - сентябрь 1998 гг. — заместитель главы Министерства по делам науки и техники.
Сентябрь 1998 – апрель 1999 гг. — помощник премьер-министра.
Апрель 1999 - апрель 2002 гг. — помощник народного депутата Александра Мороза (лидер СПУ).
Декабрь 2000 - февраль 2001 гг. — член совета акций протеста "Украина без Кучмы".
2002 - февраль 2005 гг. — народный депутат, фракция СПУ.
Февраль 2005 г. — назначен на пост Министра внутренних дел Украины.
Январь 2006 г. – объявил о намерении баллотироваться в депутаты Ривненского облсовета и Киевского горсовета по спискам СПУ.

СЕМЬЯ:
Женат, воспитывает двоих сыновей.

Юрий Луценко — безусловный рекордсмен во власти по количеству общения с представителями СМИ и озвученным им сенсаций. Его можно было бы смело считать "находкой для журналиста", если бы он так много и часто не раздавал свои интервью, и нужно очень постараться, чтобы первым выудить у него эксклюзив.

Впрочем, коммуникабельность министра многие объясняют желанием "попиариться", а некоторые "сенсации" граничат с разглашением "следственной тайны". За что о главном милиционере страны часто нелестно отзываются другие представители власти — от спикера Литвина до главы ЦИК Давидовича, не говоря уже о самих фигурантах его откровений. Впрочем, на все выпады Луценко отвечает тезисом о прозрачности власти и утверждением, что общественность должна быть в курсе расследования резонансных дел.

Реклама на dsnews.ua

"ВД" попыталась разобраться в деятельности министра, успев буквально вырвать ответы на свои вопросы в перерывах между захватом наркопритона и патрулированием Донецка — мероприятиях, в которых Юрий Луценко принимал участие. Интервью "ВД" Юрий Витальевич дал в день годовщины своего назначения на пост министра внутренних дел, во время рабочего визита в Луганскую и Донецкую области.

"Спрашивайте не у меня, а у прокуратуры"

>>Юрий Витальевич, по информации "ВД", 8-9 февраля (интервью с министром состоялось 4 февраля — прим. "ВД") свет увидит Указ Президента о реформировании системы правоохранительных органов. Что нового сулит этот документ, учитывая, что разговоры о данной реформе ведутся давно?

— Могу лишь сказать, что появление Указа Президента мы ожидаем в самое ближайшее время. Более точно ничего сказать не могу. На последнем заседании межведомственной комиссии при СНБО, которая состоялась 27 января, мы завершили разработку проекта документа под названием "Концепция реформирования правоохранительных органов Украины". Ею предусмотрено, в частности, создание нового органа — Национального бюро расследований (НБР), которое возьмет на себя ведение следствия в отношении должностных преступлений чиновников первой и второй категории (главы министерств и ведомств — прим. "ВД"), частично забрав некоторые полномочия у прокуратуры. В подследственности же милиции будут все остальные чиновники — от замминистров до председателей сельсоветов.

Кроме того, Концепция предусматривает вхождение налоговой милиции, погранвойск и подразделений МЧС в состав МВД. Будут уточнены функции и место СБУ и других правоохранительных органов в общей конструкции силовых ведомств. Пока это дискуссионный вопрос, он оставлен на рассмотрение СНБО при участии Президента (на момент сдачи номера "ВД" не было известно о дате проведения означенного заседания — прим. "ВД").

>>Чем обусловлено решение о создании НБР?

— Знаете, за время моего пребывания в МВД я пришел к печальному выводу: радикальное наведение порядка в структурах этого ведомства не приводит к существенному улучшению криминальной ситуации в стране. Ведь многое зависит не от милиции. Показательный пример — должностные преступления. Меня каждый раз спрашивают: "Почему бандиты не в тюрьмах?" Мой ответ таков: "Спрашивайте не у меня, а у прокуратуры". Ведь по украинским законам только прокуратура может возбуждать и передавать в суд уголовные дела, по которым в качестве обвиняемых или подозреваемых проходят должностные лица. Милиция свою часть работы сделала, мы зафиксировали в собранных материалах около 1200 должностных лиц, 630 руководителей, которые подозреваются в нанесении ущерба украинской экономике в размере 22 млрд грн. Из них 16 млрд грн. сейчас арестованы, и если последуют соответствующие решения судов, будут возвращены назад государству. Что касается оставшихся 6 млрд грн. — мяч перешел на поле прокуратуры. Когда она его передаст на поле судебной власти — не мне отвечать.

>>То есть вы поддерживаете создание НБР при уменьшении роли самой прокуратуры. Означает ли это, что вы будете лоббировать подчинение бюро МВД?

— Бюро, фактически, будет состоять из части нынешнего главного следственного управления прокуратуры, и я, как министр, никоим образом не смогу влиять на его деятельность.

>>А где гарантия того, что дела, переданные в НБР, не будут буксовать так, как они буксуют сейчас в прокуратуре?

— В одном из проектов реформирования правоохранительных органов предлагалось название и функции НБР присвоить главному следственному управлению прокуратуры. Но я считаю, что переименование сути не изменило бы. Поэтому мы и предлагаем разделить подследственность: в НБР попадут несколько десятков дел (фигурантами которых являются высокопоставленные чиновники — прим. "ВД"). Все они будут на виду, и будут находиться под личным контролем Президента. А тысячи дел (в отношении чиновников рангом ниже — прим. "ВД"), которые сегодня оседают в сейфах прокуратуры, будут находиться в МВД.

>>И когда, по вашему мнению, мы увидим претворение в жизнь этой концепции?

— В любом случае, окончательное решение даже не за Президентом, который может подписать Указ по результатам заседания СНБО, а за Верховной Радой. Будем ждать нового парламента, который возьмет на себя смелость провести достаточно непопулярные, но очень необходимые действия по реформированию правоохранительной системы.

>>Вы думаете, что будущий парламент легко пойдет на шаги по реформированию правоохранительных органов?

— Думаю, что да. Следующий парламент без сомнения будет сформирован на основе тех сил, провозглашавших на Майдане антикриминальные лозунги. Там будет намного меньше людей, которые будут думать о личной безопасности, принимая законы о милиции, чем в этом парламенте.

"Пускай г-н Суркис со своими структурами и дальше занимается ФК "Динамо-Киев"

>>В последнее время из ваших уст часто звучат фамилии бизнесменов, которые представляют интерес для МВД. Многие полагают, что это ключевой момент вашей предвыборной пиар-кампании. Не слишком ли вы много на себя берете? Юлия Тимошенко тоже много говорила о реприватизации, в итоге желающих инвестировать в экономику страны существенно поубавилось.

— Я не разделяю такую точку зрения. Давайте тогда, например, не бороться с наркоманией. Очень даже хороший сектор для инвестиций. Или с "паленой" водкой. Если люди делают очень рентабельный бизнес за счет госбюджета, это незаконно в любой стране. Да, мне звонила одна, уже бывшая руководительница, которая говорила, что мы подрываем инвестиционные вложения, когда заявляем о колоссальном разворовывании средств в Фонде реконструкции и развития Международного детского центра "Артек". Мне говорили, что за этим фондом стоят серьезные строительные "инвестиционщики". Но, позвольте, если они строители, то пускай строят, а не разворовывают. Из 316 млн грн., которые были перечислены в этот фонд, непосредственно "Артеку" было перечислено аж 4 млн грн.! Поэтому мне кажется, наоборот — в страну не идут инвестиции потому, что здесь нет конкурентной среды.

>>В одном из интервью вы заявили, что вам известны адреса г-д Бакая, Боделана, Билоконя и других фигурантов резонансных уголовных дел, которые сейчас находятся в розыске. Можете поделиться информацией с общественностью?

— Давайте я не буду давать всей общественности адреса, поскольку у наших "беглецов" будет гостей больше, чем сможет прокормить даже Игорь Бакай. Что уж там говорить, если г-н Варцаба, бывший руководитель Закарпатской милиции, который разыскивается прокуратурой Украины, живет на квартире одного из московских милиционеров. Г-на Бакая охраняют подразделения российской милиции, г-н Боделан официально работает в питерском порту. К сожалению, эти фигуры являются "неприкасаемыми" для российских коллег.

>>Вы регулярно приглашаете бизнесменов к себе "на чай". С Григорием Суркисом и Константином Григоришиным давно общались? Тем более, что и повод для этого есть подходящий — судьба ЗАО "ФК "Динамо-Киев", в котором МВД через спортивное товарищество "Динамо" владеет 1% акций в АО "Динамо".

— Когда мы проводили конференцию спортивного товарищества "Динамо", на которой было избрано новое руководство, куда, кстати, не попал Григорий Суркис, у нас с ним состоялся полемический разговор на трибуне, а позже и в кулуарах. Мы выяснили позиции сторон. Моя позиция заключается в следующем: МВД и целое поколение "динамовцев" не желают быть в роли "бедных родственников" и иметь 1% акций. Тем более что взносом товарищества "Динамо" при создании ЗАО "ФК "Динамо-Киев" были стадионы, базы отдыха, бассейны. А первичным взносом частных структур — только восемь "Митсубиси" и четыре "Мерседеса". Тем не менее, ни государство, ни милиция, ни само спортивное общество "Динамо" сегодня не в состоянии финансировать такой футбольный клуб. Поэтому мы не претендуем на контрольный пакет, не хотим проводить "реприватизацию". Мы говорим только о том, что если все акционеры — партнеры, то должны уважать друг друга.

Я недавно встречался с Константином Григоришиным (российский бизнесмен, претендующий на часть акций ЗАО "ФК "Динамо-Киев" — прим. "ВД"), беседовал и с киевским городским головой Александром Омельченко. Я вижу следующий вариант выхода из ситуации: один из инвесторов, Константин Григоришин, предлагает "мировое соглашение" Григорию Суркису и за это получает 20% акций в ЗАО "ФК "Динамо-Киев". Следовательно, МВД, для равновесия, тоже должно получить 20%. Поскольку в названии присутствует слово "Киев", очевидно, киевская городская администрация могла бы претендовать, скажем, на 10%. Таким образом, никто не претендует на контрольный пакет, но все имеют достойное представительство.

>>Каким вы видите механизм реализации такой схемы?

— Моя позиция сводится к переговорам, так называемому "мировому соглашению". Это выгодно и Григорию Суркису, поскольку продлевать судебное противостояние нельзя, т.к. оно может привести к финансовому параличу схем функционирования клуба.

Я не знаю точку зрения г-на Суркиса по этому вопросу, но, по крайней мере, мы смогли с ним найти общий язык, когда говорили об увеличении на добровольной, договорной основе доли спортивного товарищества "Динамо" (в ЗАО "ФК "Динамо-Киев" — прим. "ВД"). Я думаю, что по такому пути могли бы пойти и другие заинтересованные стороны. Пускай г-н Суркис со своими структурами и дальше будет заниматься клубом, а остальные могли бы удовлетвориться предоставленными долями. Тем более, что клуб не является прибыльным, и то, каким пакетом будет владеть МВД, — 20%, 30% или 40% — не означает ровным счетом ничего, кроме моральной сатисфакции для тех поколений, которые строили и создавали общество "Динамо".

>>Недавно вы обвинили некоторые донецкие банки в незаконном перечислении за рубеж впечатляющей суммы. Вы можете сегодня озвучить подробности — имеют ли эти структуры отношения к нашим ПФГ и каким, и на каком этапе находится сегодня расследование?

— Уголовное дело возбуждено против трех донецких банков. В течение 2004-2005 гг. они "выкачали" из страны по фиктивным схемам $1,6 млрд. Основанием для возбуждения дела стали материалы МВД, а не данные Госфинмониторинга, что нас особенно беспокоит. Мы не получили ни одного сообщения от Госфинмониторинга по этому поводу! Хотя эта организация при наличии сомнительной операции просто обязана сообщать правоохранительной системе!

>>Вы усматриваете в таких действиях Госфинмониторинга злой умысел?

— Это означает как минимум его некомпетентность. И это стало предметом расследования прокуратуры.

>>"— Какой бы вы задали вопрос Петру Порошенко?

— Не пора ли простить?"

>>Центральная избирательная комиссия передала вами списки кандидатов в народные депутаты для проверки на предмет того, имеется ли у них непогашенная судимость. Каковы результаты?

— Около 7 тысяч кандидатов мы проверили, к ним нет никаких претензий. Около 600 человек совпали, по тем или иным признакам, с имеющимися в базе данных судимыми личностями. Там есть просто совпадения по датам и месту рождения, есть опечатки, девичьи фамилии. Мы сейчас тщательно изучаем эти данные и дадим ответ на вопрос: эти судимости уже погашены или нет. Если да — человек дальше может баллотироваться. Кроме того, мы проверяем кандидатов и по другой характеристике: украинскому гражданству. В данном случае мы пока обнаружили только одного кандидата с проблемным украинским гражданством. Еще в ноябре прошлого года он был гражданином Кабо-Верде, есть такая замечательная страна в Африке. Причем гражданство он получил, согласно информации департамента по гражданству, незаконным путем. Результаты проверки мы передадим 10, максимум 15 февраля, в ЦИК. Далее будут соответствующие решения Центральной избирательной комиссии и судебные разбирательства, если "обиженные" посчитают, что им отказали необоснованно.

>>Но, кроме того, вы информировали общественность о кандидатах, которые в разном качестве фигурируют в открытых уголовных делах. Закон вас, кстати, к этому не обязывает.

— Действительно, я не имею права агитировать, но обязан информировать о криминальной ситуации в стране, в том числе, и в отдельно взятых избирательных списках.

>>А почему "отдельно взятых"?

— Каждый список — "отдельно взятый", и люди должны знать, какова там криминогенная составляющая. Естественно, я не могу проанализировать все имеющиеся списки. Но списки тех партий, которые, по данным соцопросов, преодолевают или близки к преодолению 3%-ного барьера, интересуют милицию. Например, в крымский парламент по списку блока "За Януковича!" баллотируется ранее судимый лидер организованной преступной группировки "Сейлем", которая терроризировала Крым в середине 1990-х…

>>Его фамилия на букву "М"?

— Я вам даже ее скажу, тут и скрывать особо нечего — Александр Мельник. Формально у него погашена судимость, он имеет право баллотироваться, но поймите состояние милиции и состояние крымских граждан, которые об этом узнают. Я не могу агитировать голосовать "за" или "против" этого списка. Мое дело проинформировать. И я действительно сказал, что в списках разных партий есть лица, которые представляют для милиции оперативный интерес. Это не значит, что они "бандиты", не значит, что их вина доказана.

>>Как обстоят дела с избирательным списком СПУ?

— Еще до оглашения на съезде я получил просьбу от Александра Мороза проверить этот список. Я его проверил. Оперативный интерес к списку Соцпартии находится, скажем так, в границах погрешности. Эту "погрешность" я Александру Александровичу сообщил.

>>А "оргвыводы"?

— Это уже право этой политической силы.

>>Может быть, вы успели проанализировать и списки кандидатов в депутаты местных советов?

— Местные списки — это отдельная проблема. После авантюрного и популистского решения парламента о фактическом предоставлении неприкосновенности депутатам местных советов…

>>За которое, кстати, голосовали "социалисты"…

— И "социалисты", и БЮТ, что усложнило работу милиции и, в целом, правоохранительных органов, в первую очередь, прокуратуры. Из-за статуса неприкосновенности многие личности, ощущающие к себе интерес со стороны правоохранительных органов, пытаются проникнуть в местные советы. Скажу лишь одно: уверен, что Конституционный Суд отменит это решение Верховной Рады, иначе эффективно работать правоохранительная система в стране не сможет. Сегодня прокуратура направила 600 обращений в местные советы, чтобы привлечь к ответственности местных депутатов, и только в примерно 100 случаях это удалось сделать. Мы получили 332 отказа, оставшиеся обращения рассмотрены вообще не были. К сожалению "депутатский суд" у нас чрезвычайно гуманный по отношению к своим коллегам.

>>Вы баллотируетесь в Киевский городской и Ривненский областной советы. Закон не запрещает быть одновременно депутатом местного совета и министром, но запрещает быть одновременно депутатом двух советов. Если вы победите и там и там, какой совет выберете?

— Давайте я сначала одержу победу, а потом и поговорим. Я обещаю, что этот выбор будет сделан в первую неделю после оглашения результатов выборов, когда я еще не буду знать своей судьбы в качестве министра внутренних дел.

>>И напоследок предлагаю "блиц". Если бы у вас была возможность задать только один вопрос, например, Леониду Кучме, какой бы задали?

— Как ему спится?

>>Ринату Ахметову?

— Хорошо ли он просчитал в этот раз?

>>Юлии Тимошенко?

— Тот ли "параллельный курс" она избрала?

>>Петру Порошенко?

— Не пора ли простить?

>>Виктору Пинчуку?

— Не пора ли отдать?

>>Борису Колесникову?

— Не пора ли дать показания?

>>Виктору Ющенко?

— Хватит ли сил?

Беседу вел Александр Черненко

    Реклама на dsnews.ua