• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.7
Спецпроекты

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕРРОРИЗМ

Реклама на dsnews.ua

Оставаясь "уличным хулиганством", граффити продолжают древнейшую традицию творческого самовыражения без надзора сильных мира сего. Кем-то подмечено, что первые наскальные рисунки в древних пещерах — ни что иное, как "несанкционированные" росписи тогдашних визуализаторов. С тех пор в этом искусстве мало что изменилось. Разве что уровень мастерства. Зато подходы совсем иные. Просто надписи баллоном краски на стене уже недостаточно. Чтобы лаконично выразить свое отношение к тому или иному явлению (политическому или социальному), современные уличные художники используют новейшие рыночные технологии — к примеру, мерчандайзинг. То есть, в зависимости от сюжета рисунка, продумывают грамотное расположение своего шедевра. Яркий пример — работы Bansky на восьмиметровой стене, возведенной на границе Израиля и Палестины. От расположения "полотна" зависит, будет ли установлен с обществом визуальный диалог, к которому так стремятся практически все граффитчики. При этом параллельно с поднадоевшей волной возмущения и обвинений в вандализме сегодня возникает серьезный позитивный интерес общества к уличным "хулиганам" и его готовность финансово поддержать творческий радикализм.

Нью-йоркский феномен

Нынешняя настенная живопись обязана своим появлением нью-йоркскому тинейджеру по имени Деметривс, который в начале 1970-х своим заковыристым псевдонимом "TAKI 183" "украсил" половину стен Манхеттена. По крайней мере, так утверждает множество источников, ссылаясь на историю развития в США хип-хоп культуры и ее важной составляющей — граффити. После чего количество любителей уличного художества увеличивалось с небывалой скоростью и вскоре исчислялось не одной сотней. Параллельно с этим росло число цветных надписей, вырабатывались техники шрифтов и собственные стили замысловатого буквосплетения, образовывались команды уличных художников. В качестве мольбертов стали рассматриваться не только заборы и стены домов, но и городской транспорт: прежде всего станции метрополитенов и вагоны электричек. Например, в 1975 г. перед жителями Нью-Йорка предстало "полотно" размером в целый вагон, а год спустя — с состав. Наконец, райтеры, т.е. "писатели" (как называют себя художники граффити) начали устраивать Style Wars — своеобразные состязания на лучший рисунок, быстроту и технику исполнения. Иногда с конкурентами расправлялись просто — неугодное граффити перечеркивалось или на него наносился собственный рисунок. Однако профессионалы стрит-арта отдавали предпочтение цивилизованным способам выяснения отношений. Например, на заполнение стены двум командам выделялось определенное время (от нескольких часов до суток). Победителем считался тот, качество работы которого не вызывало сомнений. Выиграть "войну" можно было и количеством: противникам вверялось на растерзание определенное пространство в городе, которое нужно было успеть "забомбить" в течение недели или же месяца. В качестве арбитра чаще всего выступали незаинтересованный граффитчик или команда. Проигравший расплачивался либо красками, либо вовсе лишался права писать свое имя.

Перед напором быстро развивающегося молодежного движения вскоре не устояла и чопорная Европа. Вместе с хип-хоп музыкой, брейк-дансом и диджейством континент заполонили и граффити. Кроме того, особый сюрреалистический колорит приобрели графические абстракции Австралии, Японии, Бразилии — там, где местные этнические традиции до сих пор имеют сильное влияние на современную культуру.

В свою очередь, выделиться из общего сонма и получить всеобщее признание в своих кругах мог лишь тот автор, который был способен выработать свой, индивидуальный стиль, узнаваемый даже без соответствующей подписи. Лучшими райтерами стрит-арта называют художников и группы граффитистов, творящих под псевдонимами (неотъемлемый атрибут этой культуры) Lake, Reso, Seak, Os Gemeos, Stak, HNT, Dare, Toast, Loomit, Sat One, ECB. Интересно, что нелегкой настенной живописью проникся и слабый пол. "Гендерными" первопроходцами 1970-х стали американки Stoney, Barbara 62, Grape, Lil Love2, Lady Pink. Сегодня их эстафету подхватили парижанка Miss Tic (трафаретчица), Miss Van и Fati из Тулузы, Nina из Сан-Паулу, Omega, Swoon из Нью-Йорка и множество менее известных героинь баллончика с краской.

От простого к сложному

Экспериментируя с формой букв, конфигурацией и цветовым решением, постоянно отшлифовывая технику сплетения букв в витиеватые узоры, райтеры определяли все новые стили и модные направления. Так, "старая школа" представлена сегодня нью-йоркским стилем с его "дутыми", похожими на пузырь, буквами (bubble letters). Самой распространенной манерой "бомбинга" (так уличные художники называют процесс росписи стен) стал wild style — с его более изощренными красивыми письменами, которые не всегда удается прочитать с первого раза, зато впечатлений такое творение оставляет множество. И, наконец, высший пилотаж граффити-искусства — трехмерные рисунки в стиле FX style, мастерство которого кроется как в самой надписи, так и в ее объемной раскраске. Эти рисунки можно рассматривать часами, подробно изучая каждый штрих и ломаное пространство. Параллельно с этим развиваются другие подвиды уличного искусства — трафареты (наносятся на поверхность с помощью подготовленного картона, вырезанное изображение на котором закрашивается спреем), наклейки, линогравюры.

Реклама на dsnews.ua
Начинаем "бомбить"!

Но каких бы профессиональных успехов не достигали художники, граффити по-прежнему находятся под угрозой репрессий со стороны общества. Допустим, неаккуратная вылазка на "рабочее место" — к стене, подземному переходу, на крышу дома или железнодорожному отстойнику — может стоить граффитчику, как минимум, административного штрафа с последующим запретом приближаться к этому месту. Как максимум — тюремного наказания сроком до трех-пяти лет или даже жизни, если художник, например, зайдет на чужую территорию.

Нелегальный статус граффити определяет очень узкие рамки этого творчества. Как правило, приходится работать быстро, не всегда успевая закончить задуманное. С одной стороны, это позволяет оттачивать технику шрифта или заполнения пространства. Однако недостаток времени все же скорее минус, ибо не дает автору полностью самовыразиться, проработать каждый штрих, стоя у своего бетонного или железного "холста".

Официальные запреты на граффити действуют практически во всех странах, однако тенденция последних лет имеет явно либеральный уклон. В частности, увеличивается количество так называемых "легальных" городских стен, отданных местными властями в распоряжение уличных художников. Причем, практика находит поддержку как в крупных, так и небольших городках. Во французском городе Фонтане-Субуа у центральной площади Дружбы народов начинается проспект с невысокой, но очень длинной стеной. "Для того чтобы "разбить" серость этого ограждения длиной 1км, администрация города предложила художникам граффити заполнить имеющееся пространство под определенный сюжет — дружбу народов", — рассказала "ВД" Жоанна Шекрун, исполнительный директор фестиваля "Док-Майдан", организатор показов документального кино в Украине. Таким образом, своеобразная галерея, изображающая практически все страны мира, стала чуть ли не достопримечательностью городка. То же самое можно сказать и о бывшей тюрьме в бразильском Сан-Паулу "Карандиру", расположенной в центре города: на ее стенах — более полусотни профессиональных граффити-картин, выполненных на социальную тематику. В Сиднее (Австралия) городской мэр отдал под роспись местным художникам, в том числе и граффитчикам, торцы многоэтажных зданий, рисунки на которых могли бы передать дух города, его историю. В городе крепнет мнение, что граффити и уличные галереи являются своеобразной визитной карточкой мегаполиса и могут сыграть огромную роль для привлечения туристического потока. Правда, граффити-маршруты — пока единичное явление полуофициального характера.

В некоторых столицах мира, например, Берлине и Париже, уже есть специальные граффити-салоны, которые формируют каталоги известных художников стрит-арта, организовывают выставки, фестивали граффити и трафарета, принимают заказы на граффити-оформление.

Кое-какой опыт работы с "легальными" стенами имеется и в Украине, в частности, в Киеве (путепровод возле станции метро "Шулявская", Подол), однако пока это разовые акции. "В наших планах — создание постоянно действующего легального участка, где регулярно менялась бы экспозиция, создавались альбомы, каталоги работ с указанием имен художников, — рассказывает Марк Пустовит, активист столичной молодежной организации Graffitica. — У нас хватает своих серых стен, которые нуждаются в дополнении. Ту же набережную, по которой курсируют трамваи и которую все равно сегодня расписывают, можно превратить в яркую профессиональную галерею, как это сделали, например, в Швеции и Финляндии. У нас есть конкретные предложения к администрации города и по другим зонам Киева". По словам Марка, одной из главных проблем перехода граффити в легальную сферу является то, что его по-прежнему воспринимают в Украине как хулиганство, а не как вид современного искусства. Впрочем, этому есть оправдание — 80% работ не являются оригинальными, не блещут ни техникой, ни идеей, ни исполнением.

"Настенная" коммерция

По мере развития хип-хоп культуры и, в частности, граффити начала складываться и определенная сопутствующая индустрия. Например, количество всевозможных фестивалей граффити по всему миру сегодня исчисляется десятками. Издается огромное количество книг, журналов и высокого качества фотоальбомов, средняя цена которых может достигать EUR100. Только в Лондоне — европейской вотчине искусства граффити — на сегодняшний день печатается порядка десяти специализированных журналов о граффити. А в сети интернет подобных ресурсов — более тысячи по всему миру. Кроме того, к делу активно подключилась киноиндустрия, выпустив серию художественных и документальных фильмов сугубо о граффити, стилях и его авторах (Subway Art, Spray-can Art, Style wars). Кстати, в Украине на прошлой неделе стартовал фестиваль документального кино "Док-Майдан", посвященный хип-хоп культуре, в рамках которого предусмотрен показ фильмов о родоначальниках французского граффити и фестивале урбанистического трафарета, прошедшего в 2004 г. в Париже. Судя по первому дню необычного фестиваля, зал кинотеатра "Жовтень" будет заполнен "под завязку".

Наряду с развлечениями неплохо себя чувствуют и другие коммерческие направления, в частности, розничная торговля аксессуарами, одеждой, аэрозолями и пр. Например, компания Ecko Unltd, созданная в 1993 г. двадцатилетним американским райтером Марком Эко с двумя своими товарищами, стала глобальной сетью розничных магазинов по продаже молодежной урбанистичной одежды. Сегодня в 45 странах мира работает до 5 тыс. филиалов компании. Недавно представительство этой ТМ открылось и в Украине. За короткий период времени компания разрослась до 12 суббрендов, были выпущены собственный журнал Complex (тираж 325 тыс.) и видеоигра на тему граффити. В итоге, в 2004 г. оборот Ecko Unltd составил более $1 млрд.

Над разработкой собственной линейки одежды трудится другой аэрозольный художник — американец MearOne, который в течение последних 16 лет участвует в сообществе дизайнеров и проектировщиков одежды в Con Art и Kaotic линиях, продвигающих эстетику уличной моды. Идея такой одежды и, в частности, для художников граффити — максимальная функциональность и стильный хип-хоповский фасон. Причем, в каталогах специализированных магазинов можно найти не только футболки, куртки, брюки с множеством боковых карманов для баллонов с краской, но и обувь, перчатки, респираторы и даже прибор ночного видения. Не в накладе и производители аэрозольной краски — один баллон, как правило, в Европе стоит EUR3-6, его хватает на 1 кв. м (при хорошем заполнении в два слоя). Учитывая, что граффитчики работают с большими "полотнами", расход краски за один "бомбинг" — существенный. Особенно, если к делу подключается множество различных цветов.

Украинским граффитчикам пока приходится сдерживать свои аппетиты — как в выборе одежды, аксессуаров, так и по разнообразию аэрозольных красок той или иной ТМ. Несмотря на это, отечественные продавцы баллонов утверждают, что 2005 г. стал ударным — продажи выросли вдвое. Кстати, в прошлом году начал складываться и рынок корпоративных заказов на граффити-оформление помещений ($30 за 1 кв.м). Помимо инициативных мобильных и пивных операторов, которые любят приглашать к участию в своих рекламных кампаниях граффитчиков, к уличному искусству потянулись и торговые центры, салоны красоты, производители вина, прочие официальные организации.

    Реклама на dsnews.ua