• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Лечиться подороже

Реклама на dsnews.ua

Подорожание лекарств на 40% — лишь первая ласточка грядущего скачка цен. Новые стандарты медицинского обслуживания, которые вступят в силу с нового года, приведут к удорожанию украинских лекарств вдвое.

В популярном американском телесериале "Доктор Хаус" все сюжеты построены на детективном характере исследования болезни пациента, и для достижения цели главный герой сериала вместе с командой трех врачей применяет нестандартные методы. Тем самым спасая жизни пациентов и имея проблемы со страховыми компаниями, которые дотошно придираются ко всем нестандарт­ным методам лечения. Доктору Хаусу это сходит с рук, ибо результат — спасенные жизни. Но когда доктор Форман из команды Хауса пытается применить те же методы в другой клинике, ему указывают на дверь.

Отныне пример телевизионного коллеги будет поучительным для украинских врачей: с 1 января в Украине вводится формулярная система, которая будет строго регламентировать лечение той или иной болезни.

Хотели как лучше…

С первого взгляда кажется, что введение формулярной системы — безусловное благо. Ведь если доселе каждый врач мог по своему усмотрению решать, какой препарат выписывать в качестве рецепта, то теперь у него на руках будет список из 10-15 медикаментов с международным непатентованным названием, эффективность которых доказана по международным стандартам. По мнению "ВД", это позволит эффективнее бороться с попытками сговора между врачами и фармацевтами, о которых писала "ВД" (см. №28, 2007 г.).

Ну а в Государственном фармакологическом центре (ГФЦ) утверждают, что такая мера позволит им отслеживать объемы продаж лекарств и их использование по назначению. О необходимости введения формулярной системы и приближения украинского фармацевтического рынка к мировым стандартам спорить не приходится: по данным ВОЗ, в 40% случаев лечение в Украине неэффективно. Введение же формулярной системы позволит упорядочить стандарты лечения.

"В Украине активно рекламируются "универсальные" препараты, которые, как утверждает реклама, лечат все, — говорит Виктор Чумак, директор ГФЦ. — Таких препаратов на рынке около 55%, и ежегодно украинцы покупают их как минимум на 2,5  млрд грн. Мы же вводим программу, в которой приоритет отдается препаратам с меньшей стоимостью". Более дешевые препараты — это, как правило, украинские лекарства, цены на которые в три-семь раз ниже, чем на зарубежные аналоги. Сейчас, по данным Центра марке­тинговых исследований "Фармэксперт", украинских лекарств на рынке — всего 25%. Можно предположить, что если с рынка будет выметено 55% ныне зарегистрированных препаратов, которые практически все импортные, то их заменят, главным образом, украинские лекарства либо же попавшие в формуляр иностранные. В любом случае доля украинских препаратов вырастет до 65-75%. Казалось бы, если дешевых лекарств становится больше, то у украинцев появляются шансы сэкономить. На деле же все оказывается совершенно иначе.

Реклама на dsnews.ua

Желаю, чтобы все!

В пылу лоббирования отечественного производителя Минздрав совсем позабыл о том, что продажа такого количества дешевых препаратов может быть невыгодна аптекам. В частности — коммунальным. Ныне аптеки могут устанавливать наценку на препарат, ограниченную 25% от стоимости, и чем выше отпуск­ная цена препарата — тем выше заработок аптеки. Естественно, что им выгоднее продавать дорогие импортные лекарства.

Вспомнив об этом, Минздрав решил введением формуляров убить двух зайцев. Отныне, чтобы отечественный производитель не прозябал, наценка на украинские лекарственные препараты составит… 100%. Такого "финта ушами" не поняли в первую очередь сами аптеки. "Цены на препараты формируются условиями жесткой конкуренции рынка, — говорит Елена Вотинова, замдиректора ООО "Евро­аптека" (торговая марка "Аптека вашей семьи").  — Сейчас рынок вполне стабилен, и я не вижу причин для государственного вмешательства".

В дополнение к стопроцент­ному удорожанию у аптек остается право осуществлять свою наценку, которая составляет 25%. Впрочем, вопрос 125%-го удорожания препаратов для населения мало беспокоит чиновников. Ведь, по их мнению, даже такой скачок расценок все равно оставляет конкурентные преимущества за отечественными препаратами. "Чтобы удержать прибыль аптек на нынешнем уровне возможности их существования, необходимо поднять наценки на дешевые препараты даже на 100%, — считает Виктор Чумак. — Представьте себе, что если на украинский корвалол цена с нынешних 2  грн. возрастет в два раза, то он все равно будет стоить дешевле, чем его зарубежный аналог валокордин, продающийся по 8 грн.".

Если украинцы и согласятся принять такой аргумент чиновников в отношении ходовых лекарств, то, в случае необходимости приобретать препараты, которые в Украине не смогут производиться никогда (попросту в силу того, что Украина не является ведущим фармпроизводителем мира), особо выбирать не придется. "Цены на инновационные препараты все равно не упадут, — считает Елена Лагутина, директор ЦМИ "Фармэкспорт". — Дешевле иностранные препараты не станут, а украинские — подорожают. И потребитель будет вынужден платить дороже и за те, и за другие".

Плата за лояльность

К недостаткам формулярной системы, прописанной еще в Госпрограмме обеспечения населения лекарственными средствами на 2004-2010 гг. и утвержденной постановлением Кабмина 25 июля 2003 г., относится и то, что контроль над исполнением формулярной системы возложен на Минздрав, а вот механизмы осуществления этого контроля до сих пор не прописаны. "Препараты на выбор" на деле лишают врача возможности предлагать решения, отличные от стандартизированных. "Существует еще и такое понятие, как лояльность врачей к тем или иным препаратам, — говорит Николай Демидов, генеральный директор ЦМИ "Фармэкспорт". — Опыт той же России (см. "Иностранный опыт") показывает, что никакие формуляры не могут это в одночасье изменить".

Вопрос о качестве лекарств при подписании приказа, очевидно, вообще не будет принят во внимание. В то же время качество украинских препаратов давно вызывает у специалистов вопросы. "Ничего хорошего от уменьшения на украинском рынке доли ино­странных лекарств не произойдет, — уверена Виктория Бескрылая, специалист по маркетингу компании "Интерфарм". — Многим украинским лекарственным препаратам далеко до свойств зарубежных аналогов. Неслучайно при обслуживании ре­анимационных отделений в основном используются импорт­ные медикаменты. Поэтому под удар попадет, как всегда, рядовой покупатель, которому придется переплачивать отнюдь не за более высокое качество препарата".

Соотношение "цена — качество" можно было бы оптимизировать, если бы ГФЦ разрабатывал формулярную систему открыто, с привлечением производителей лекарств, аптечных сетей и консалтинговых агентств. "Мы принципиально не приглашали к разработке системы никого из частных структур, только представителей государственных учреждений, так или иначе причастных к Минздраву, — объясняет Анатолий Морозов, председатель Центрального формулярного комитета в составе Государственного фармакологического центра. — Это связано с тем, что доказательной базой для препаратов, претендующих попасть в формуляр, являются данные клинических испытаний этих препаратов, выполненные по стандартам доказательной медицины.

И именно в ГФЦ хранятся результаты клинических испытаний всех препаратов, представленных на рынке Украины".

Лечиться даром — даром лечиться

Иностранный опыт свидетельствует, что эффект от регламентации лечения возникает лишь в тех странах, где развито медицинское страхование, ведь именно страховые компании строго следят за тем, чтобы лечение производилось теми препаратами, которые внесены в формуляры. В тех же США стоимость медицинской страховки напрямую зависит от качества и цены препаратов, которые внесены в формуляр. Это позволяет част­ным страховым компаниям заказывать в исследовательских центрах университетов собственные формуляры, которые лишь потом утверждаются в Минздраве.

В Украине же введение формулярной системы способно привести к ценовым скандалам и удорожанию отечественных лекарств, а в худшем случае — и к дефициту импортных.

В России, где подобная система была введена в 1993 г., многие дорогостоящие препараты просто не завозились в бедные регионы, из-за чего в аптеках и больницах возник лекарственный дефицит. Впрочем, лекарства  — тот продукт, на котором украинцы будут экономить в самую последнюю очередь, и вряд ли их подорожание скажется на объемах продаж. По данным аналитиков инвестиционной группы "Сократ", потребление лекарств в Украине будет только расти, и уже к 2012 г. с нынешних $48 на человека достигнет $122. В конце концов, кризис приучит к новому году украинцев, что за все надо платить дороже.

Иностранный опыт

США: существуют государственная (Medicare et Medicaid) и частные системы медицинского страхования, отчего единого формулярного списка не существует. Поэтому нет и государственного контроля цен лекарственных препаратов, из-за чего в США приобрели популярность дженерики, а также аптечные туры в Канаду и Мексику. Однако высокие цены на лекарства позволяют фармацевтическим компаниям США тратить больше средств на инновационные разработки, благодаря чему 70% открытий в области фармацевтики приходятся на США.

Канада: в стране существует федеральная система здравоохранения, ею разрабатывается программа универсального медицинского страхования. Программой пользуется каждая из провинций для разработки собственных формуляров, в них определяется стоимость лечения и списки медикаментов, которые правительство той или иной провинции готово оплатить.

Австралия: разработана государственная система медицинского страхования, которая использует фармакоэкономический анализ подбора препаратов. При федеральном парламенте существует комиссия по изучению эффективности системы медицинского обслуживания. Рекомендации по компенсации стоимости базируются на расчете годовой стоимости жизненно необходимых лекарств.

Россия: в 1993 г. была разработана Программа "Рациональный фармацевтический менеджмент", которая включала в себя формулярные справочники для двух регионов страны и федеральный формуляр. Последний служит основой для региональных формуляров. Поскольку формуляры существуют только в неэлектронном формате, сами врачи не всегда пользуются разработанными методиками. Из-за различий в уровне развития регионов система формуляров оценивается специалистами как неэффективная, в богатых регионах бюджеты формулярного списка считаются явно заниженными (например, в Московской области — $8,5 тыс. в год на пациента).

    Реклама на dsnews.ua