• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Приказано выжить

Реклама на dsnews.ua

Специалисты вспоминают, что в середине 1990-х в Украине всерьез обсуждался вопрос закрытия музеев — на их содержание не хватало денег. Однако, просчитав все "за" и "против", чиновники пришли к выводу, что консервация обойдется дороже эксплуатации, и оставили музеи в покое. Сегодняшний "покой" заключается в бюджетном финансировании охраны, коммунальных услуг и зарплаты сотрудников. На остальные цели музеи изыскивают средства самостоятельно.

"С 1997 года государство не выделило нам ни копейки на закупку экспонатов, и то, что их сегодня более 7 тысяч, — заслуга спонсоров, — говорит Галина Яровая, директор Музея Гетманства. — Однако сегодня спонсоров стало меньше".

Ставка на помощь меценатов работает лишь у крупных музеев, например, меценатские взносы по итогам 2005 г. в музее-заповеднике "София Киевская" достигли 590 тыс. грн., что составило 50% от финансирования музея. Однако большинство музейных работников отмечает, что активизация различных форм спонсорской поддержки по-прежнему приходится на предвыборный период и затихает сразу после него. Потому музеи должны сами придумать: как заработать себе средства на существование.

Музейные чаепития

"Чаепитие на веранде" — так называется услуга киевского Литературно-мемориального музея Михаила Булгакова. Желающим предлагается провести время на легендарном балкончике, где за ужином собиралось семейство Булгаковых: чай, варенье, сухофрукты плюс общение с сотрудниками музея и погружение в атмосферу прошлого обойдется в 20 грн. благотворительного взноса. "Все началось с организации Благотворительного фонда поддержки дома-музея Булгакова в 2003 году, — говорит Ирина Воробьева, старший научный сотрудник музея и член правления "Благотворительного фонда содействия развитию музея Михаила Булгакова в Киеве". — Затем мы выиграли грант в размере $5 тыс. от американского фонда UCAN, поддерживающего социальное предпринимательство, и пустили эти средства на развитие проекта "чаепития". Специально был разработан дизайн посуды, стилистика веранды, все подчинено главной концепции нашего музея — продолжать традиции Дома". Благодаря стартовому капиталу все выдержано в наилучших традициях киевской интеллигенции до мелочей: посуда, чай, традиционные для Киева прошлого века рецепты варенья и печенья.

Презентации, концерты, официальные приемы, тематические вечера и даже свадьбы сегодня все чаще проводят в помещениях государственных музеев. На территории Софии Киевской в 2005 г. проходил прием в честь Дня Независимости; презентации компаний и торжественные вечера периодически устраивают в Музее Ханенко, Музее Ивана Гончара и многих других.

"Презентации проводятся у нас с 1999 года, — говорит Вера Виноградова, директор Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. — Все началось с празднования Рождества сотрудниками нидерландского банка. Мы выставили ряд ограничений, застраховали коллекции, провели для них специальную экскурсию. Все это вылилось в дальнейшие совместные мероприятия и сотрудничество". Среди мероприятий в залах музея — прием в честь Софи Лорен и вечера, приуроченные к открытию Дней Японии и Италии в Украине.

Реклама на dsnews.ua
Мир не без добрых людей

"Вначале мы только покрывали понесенные расходы, потом стали тратить заработанные средства на различные усовершенствования: купили холодильник, фирменную сушилку для ягод и трав. С дальнейшей прибыли смогли изготовить сувениры, футболки, фирменные пакеты, чашки, а на вырученные деньги сделали ремонт в комнате Николки, отремонтировали площадку на парадной лестнице", — раскрывает подробности Ирина Воробьева.

EUR200 тыс. помощи от правительства Нидерландов, полученные музеем Ханенко в этом году, позволят закончить ремонт нового здания, где будет размещена экспозиция Восточного искусства. Его реконструкция длится уже на протяжении 10 лет, и за эти годы государство суммарно выделило на нее 3 млн грн. "Нидерландские средства помогли выйти на завершающую стадию — мы заказали выставочное оборудование, деревянный декор, тканевую обивку для стен, специальное освещение, сигнализацию — за бюджетные средства мы таких "излишеств" не могли бы себе позволить, ремонт длился бы дольше, и обстановка была бы намного скромнее", — говорит Вера Виноградова.

Однако, согласно действующему законодательству, аренда музейных помещений запрещена, а перечень разрешенных к предоставлению услуг строго регламентирован. В итоге музейные чаепития, презентации и официальные приемы принимают форму "совместных акций", а оплата — своеобразного бартера.

"Взамен на услуги по предоставлению помещения мы предлагаем сделать благотворительный взнос, оплатить какие-либо из наших потребностей: коммунальные услуги, реставрационные работы и т.п.", — рассказывает Неля Куковальская, генеральный директор Национального музея-заповедника "София Киевская". По ее словам, проведение подобных акций является мировой практикой, главное — лишь соблюсти памятнико-охранные нормы.

Однако менеджерские способности руководителей музеев тормозит государство. Помимо запрета аренды музейных помещений, существует предписание Министерства культуры и туризма, регламентирующее перечень платных услуг, за рамки которых музеи не имеют права выходить. В результате искусственно тормозятся возможности привлечения дополнительных средств для развития музеев, а сотрудники лишаются мотивации заниматься их поиском.

"Как известно, в музеях работают высококлассные специалисты, которые могут делать экспертизу экспонатов, и я решила вывести эту деятельность из тени, сделав платной услугой нашего профильного учреждения, — рассказывает о своем опыте борьбы с регламентацией Вера Виноградова. — Мы разработали специальную форму документа, с подписями и печатями, прейскурант, а сотруднику, проводившему экспертизу, доплачивали к зарплате 15% от стоимости услуги. Такая практика просуществовала на протяжении двух лет, потом пришло КРУ и запретило. Пришлось вернуть все эти деньги (несколько тысяч гривен) в бюджет".

С чиновниками музеи должны согласовывать и стоимость услуг: сегодняшнюю цену билетов нельготных категорий полагают заниженной (1-5 грн. при себестоимости затрат на уровне 40-50 грн.), но чтобы ее поднять даже на пару гривен, необходимо пройти немало кабинетов.

Поиск дополнительных средств и спонсорской поддержки напрямую связан с вопросом музейного менеджмента: с одной стороны, для него нужны высококлассные специалисты, с другой — удержать их при сегодняшнем уровне зарплат практически невозможно. "Средний возраст музейных и библиотечных работников в столице превышает 50-летний рубеж, а зарплата составляет 721 гривню", — говорит Валентина Линовицкая, первый заместитель начальника Главного управления культуры и искусств Киевской городской государственной администрации. "При такой ситуации с оплатой труда просто некому будет продолжать Музейное дело, — сетует Елена Погонец, директор Музея книги и книгопечатания в Украине. — Низкие зарплаты не позволяют набирать молодежь, а ведь мы должны осваивать компьютерные технологии, новое информационное пространство, для этого нужны элементарные знания и физические возможности". Солидный возраст музейных работников соприкасается с проблемами безопасности. Пожилая женщина-смотритель может просто физически не успеть вовремя среагировать на попытку кражи и включить сигнализацию.

Варианты развития

При условии преодоления ненужных ограничений перспективы музейных проектов довольно радужны, и новаторских идей у руководителей музеев хоть отбавляй. Так, уже сегодня в Музее Булгакова каждый месяц проводятся благотворительные музыкальные вечера. Вход — 50 грн., поместиться в зале могут 25 человек. На заработанные деньги сотрудники планируют купить белый кабинетный рояль и расширить культурную деятельность за счет других мероприятий. Подобные музейные вечера — с привлечением актеров, музыкантов, продажей билетов и получением прибыли — могли бы проводить и другие учреждения культуры.

Специалисты приводят в пример международную практику: в европейских странах широко распространены различные членские ассоциации сродни "обществу друзей Музея". За определенную сумму членского взноса предлагается внеочередное обслуживание, посещение выставок, библиотеки, скидки в музейном ресторане вплоть до возможности отужинать с директором. В Украине такие нововведения пока представить невозможно — руководители не могут даже самостоятельно ввести многоразовый абонемент для постоянных посетителей или спонсоров.

Вера Виноградова не исключает, что в новом здании Музея Ханенко будет открыто кафе, уже заказаны каталоги экспозиции и открытки-репродукции, которые можно будет приобрести в специальной музейной лавке. "Кроме продажи музейной атрибутики, в помещениях можно устраивать фотосессии, съемки, выступления монотеатра — при творческом подходе вариантов множество, те же костюмированные балы, например, — делится планами директор Музея Ханенко. — Сегодня к нам нередко обращаются с предложением провести ту или иную выставку в залах музея; если построить специальное выставочное помещение — это тоже может быть статьей дохода".

"Мы мечтаем наладить собственное производство сувенирной продукции и продавать ее на территории музея, — говорит Неля Куковальская. — Можно было бы зарабатывать и на собственных реставрационных мастерских, обслуживая свои нужды и принимая заказы".

Музеи понимают, что накормить их "досыта" государство ныне не в состоянии, но при этом недоумевают: почему же у них забирают возможность прокормить себя самим? Зарубежный опыт свидетельствует, что иного способа содержать музеи нет, и при сохранении нынешних ограничений на возможности украинских музеев заработать на свое существование нас ожидает сокращение количества музеев. Тогда они превратятся в склады ценных экспонатов, которые будут время от времени появляться на зарубежных выставках. За границей украинские музейные богатства воспринимают с большим пониманием, да и платят за право полюбоваться ими немалые деньги. Вот только вряд ли можно будет назвать скрытые от глаз украинцев музейные коллекции национальным достоянием.

    Реклама на dsnews.ua