Авто на дровах
Изобретателю Сергею Асташеву удалось воплотить в жизнь известный анекдот о машине, работающей на дровах. Для этого надо лишь установить между кабиной и кузовом грузового ЗИЛ-130 небольшой по габаритам газогенератор, в который засыпают… дрова. 100 кг такого топлива хватает на 100 км пробега грузовика. В ответ на шутки изобретатель лишь улыбается. В конце концов, "дровяной пробег" — отнюдь не главное предназначение придуманного Сергеем Асташевым газогенератора АГТ-1.
Забытое старое
Созданный украинцем газогенератор работает практически на любом твердом топливе. В зависимости от стоимости сырья, эквивалентного 1 л бензина, себестоимость получаемого топлива — всего 20-60 коп. Самое дешевое сырье — твердые бытовые отходы, для получения литра топлива их понадобится 2-2,5 кг. Примерно в таком же объеме используются дрова и торф — 2-3 кг, а, например, шин понадобится 1,5-2 кг. Вес используемого топлива оппоненты называют главным минусом изобретения.
Противники применения газогенераторов также указывают на то, что при использовании газогенераторного газа снижается мощность двигателя. Однако изобретатель считает, что ему удалось решить эту проблему. "Теплотворная способность газа действительно меньше, чем у нефтепродуктов, поэтому мощность двигателя снижается на 5-15%, — говорит Сергей Асташев, изобретатель, директор ОДО "Адаптация". — Но ее можно повысить, включив вентилятор. КПД двигателя внутреннего сгорания, использующего генераторный газ, выше, чем того же двигателя, использующего углеводородное топливо".
Плюсом является дешевая электроэнергия, которую можно получать при помощи АГТ-1 полной сборки (газогенератора и электростанции). Его сборка, по словам автора, стоит 75 тыс. грн., и при стоимости, к примеру, электроэнергии 30 коп./кВт окупается за год. После чего пользователь получает электроэнергию себестоимостью 7-18 коп./кВт. На деревообрабатывающих предприятиях, где древесного топлива предостаточно, газогенераторы будут работать с максимальной эффективностью. Ничего переоборудовать не надо, достаточно повернуть переключатель — и электростанция опять работает на нефтепродуктах. Минусом изобретения можно считать невысокий гарантийный срок: полгода службы и три-пять лет ресурса газогенератора. Хотя первый запущенный в 2004 г. газогенератор до сих пор работает в Черновцах. По словам изобретателя, АГТ-1 можно изготовить под заказ за 45 дней, и еще пять дней занимает монтаж оборудования.
Поставить газогенератор можно на любой автомобиль, даже легковой, если водитель согласится постоянно возить прицеп с прибором. Моторесурс работающего на генераторном газе двигателя больше, выхлопные газы — меньше (содержание СО2 не превышает 0,4 вместо 2,5% на дизельных двигателях). И потому оборудование автомобиля подобной установкой окупится за полгода, если машина ежедневно будет проезжать не менее 100 км.
В одиночку не взлететь
Первые газогенераторы появились еще 200 лет назад и в 1930-40 гг. были весьма популярны как в Европе, так и в СССР. Но затем появилось дешевое и более простое в использовании жидкое топливо — и о газогенераторах забыли. Рост цен на нефть и газ подтолкнули группу украинских ученых вспомнить былое, и в 2004 г. они разработали АГТ-1.
Газогенераторы ныне становятся популярными во всем мире, ведь генераторный газ — прекрасная альтернатива природному газу или жидким видам топлива. И на украинском рынке уже появились газогенераторы зарубежных производителей. Но сфера их применения ограничивается бытовыми котлами и промышленными котельными, ведь создать мощный агрегат небольших размеров им не удается. Поэтому Сергей Асташев говорит, что сравнивать зарубежные газогенераторы с АГТ- 1 — это все равно что сравнивать "Жигули" и "Мерседес". В уникальности созданного газогенератора изобретатель настолько уверен, что даже не патентует свое изделие.
"Подав документы на патент, я раскрою секрет, опишу работу устройства, — говорит Сергей Асташев. — Пока чертежи не раскрыты, мне проще защитить интеллектуальную собственность, просто разобрав изделие на части. Я уверен, что никто их без моего участия не соберет так, чтобы все работало". Главные отличия — в принципиально иной схеме подачи воздуха, конфигурации камеры горения и малых габаритах.
Интерес к изобретению проявляют лишь небольшие фирмы, желающие приобрести несколько газогенераторов для перевода своего производства на автономное электроснабжение. И привлекает их именно низкая стоимость получаемой электроэнергии. Но Сергей Асташев надеется найти инвестора, который согласится вложить средства в создание производства и разработку агрегатов.
По мнению "ВД", без получения патента и прохождения сертификации газогенератора выйти на создание производства изобретателю будет очень сложно. Но сам ученый уверен, что получения технического условия на изделие должно быть достаточно. Однако этим опять же должны заниматься инвесторы. Не может изобретатель и назвать сумму необходимых инвестиций — все будет зависеть от масштабов производства и выбранной мощности агрегата. Но к серийному производству 30-киловаттной электростанции и двигателей ЗИЛ-150, ГАЗ-52 и ГАЗ-53 Сергей Асташев готов, сдерживает лишь отсутствие финансов.
На государство автор АГТ-1 не рассчитывает, неудачный опыт сотрудничества отбил у него всякую охоту с ним работать. Еще в 2005 г. его газогенератором заинтересовалось Минагрополитики. По предварительным договоренностям, изобретатель должен был сделать электростанцию и автомобиль, работающие с помощью газогенератора. На это требовалось 100 тыс. грн., и хотя на программу по разработке газогенераторов было выделено из госбюджета 250 тыс. грн., ученому предложили лишь десятую часть этой суммы, чтобы выкупить агрегат. Позднее в подведомственном министерству институте в Ивано-Франковске Сергей Асташев запустил газогенераторную установку, после ее изучения было выдано заключение: работа подобного устройства невозможна. "Причем мне даже никакого официального ответа не дали, — сетует Сергей Асташев. — О том, что выдано негативное заключение, я узнал от посторонних людей".
"ВД" поинтересовалась в Минагрополитики их версией сотрудничества с изобретателем. Но там, сославшись на давность событий, ничего сообщить не смогли.
Первую серьезную поддержку ученый получил в научном парке при НТУУ КПИ, с которым заключен договор на разработку и изготовление газогенератора и генератора метана. Сейчас свои изобретения Сергей Асташев дорабатывает вместе с инженерами Института энергосбережения и энергоменеджмента НТУУ КПИ, где ему выделили небольшое помещение для исследований и испытаний. В КПИ планируют довести работу агрегата до совершенства, а затем посодействовать в поиске серьезного инвестора.
Помочь в этом может участие во Всеукраинском конкурсе проектов по энергосбережению "Ярмарка идей", который ежегодно проводит Альянс "Новая энергия Украины". По итогам 2008 г. газогенератор занял второе место в номинации "Лучший реализованный проект", и теперь организаторы конкурса будут презентовать агрегат иностранным инвесторам для финансирования.
У газогенераторов хорошие перспективы, ведь недаром их разработки ведутся практически по всему миру. И тут важно одним из первых выйти на промышленный уровень производства, это принесет и финансовое благополучие, и мировую славу. Но тут без серьезной поддержки украинскому ученому успеха не добиться.
"Но самый главный в Украине менеджер — это менеджер по "откатам", именно "откаты" и решают сейчас судьбу любой технологии, — сетует Артур Праховник, директор Института энергосбережения и энергоменеджмента НТУУ КПИ. — Кому нужен Асташев, если он не сможет заплатить взятку за продвижение газогенераторов? А представители иностранной компании заплатят, и тогда в Украину начнут завозить импортные газогенераторы, как уже было с электронными счетчиками".