НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГРААЛЬ УКРАИНЫ
С провозглашением независимости Украина вошла в следующую фазу формирования государства — поиски национальной идеи, которая способна сплотить многомиллионное, полиэтническое и разнокультурное общество. Есть мнение, что только нацидея может объединить власть предержащих вокруг таких банальных, но жизненно необходимых вещей, как развитие экономики и выстраивание внешней политики. Сегодня разновекторность интересов украинцев, облеченных властью, наиболее заметна как раз в этих моментах — разброс от европеизации до панславянской империи, от сильных олигархов (то есть национальных товаропроизводителей) до мощного среднего класса (то есть мелких и средних предпринимателей). Поэтому симптоматично, что Президенту Виктору Ющенко и премьеру Виктору Януковичу (они в какой-то степени отображают мировоззрение двух главных сегментов электората) не хватило недели, чтобы сформулировать для "ВД" их видение национальной идеи. Мы не теряем надежды на то, что какие-то мысли на этот счет у них есть, — будем ждать их материализации и обязательно сообщим о них на страницах "ВД", равно как предлагаем читателям сформулировать собственные варианты (присылайте на адрес vd@vd.net.ua с указанием темы "Национальная идея").
В то же время попытки выявить нацидею продолжаются, превратившись в своеобразное искусство ради искусства. Так древние рыцари, безуспешно разыскивая Священный Грааль, создали целый пласт мифологии, позже воплотившийся в литературе и кинематографе. В Украине народоугодным делом также занимаются давно. Самая свежая попытка датирована началом сентября. В курортном поселке Коблево около трех тысяч студентов и школьников собрались на форум "Какой быть Украине?"
Бабье лето, Коблево, молодежь под присмотром опытных товарищей из обладминистрации и общественных организаций, при поддержке спонсоров, среди которых пивзавод и винзавод. В таком антураже, кажется, можно найти все, даже национальную идею.
Николаевский губернатор Александр Садыков, приложивший массу усилий по привлечению спонсоров и организации мероприятия, может рассчитывать на дивиденды от Банковой, где искать нацидею и прочие эфемерные субстанции очень любят.
— Именно молодежь, а не люди старшего поколения должны разрабатывать национальную идею, потому что им с этим жить и строить свое будущее, — стимулировал глава области идееискателей, пообещав итоговый результат отправить на утверждение Виктору Ющенко.
Впрочем, профессор Николаевского госуниверситета Илья Стариков, принимавший участие в форуме, чуть сбавил пафос: "Говорить о том, что это мероприятие полностью сформирует национальную идею, просто наивно. Однако оно позволяет вызвать интерес молодежи к решению этой проблемы".
Навстречу нацидее в Коблево пошли играючи. Полсотни участников шоу поделили на три условные группы — власть, бизнес и общественные организации, причем последних за глаза называли "народ". В итоге "власть" предложила в качестве нацидеи цитату из Шевченко (великого поэта, а не футболь- ного идола): "В Украине своя правда, и сила, и воля. Единство, право, вера, судьба. Слава Украине!"
Коммерсанты добавили к словесам денежную составляющую: "Через благополучие каждого и согласие выстроим единую, зажиточную и независимую Украину". "Народники" адаптировали к южноукраинским степям дзен-буддизм: "К духовности через самоосознание, к благополучию через действие каждого, к единству через согласие". В конце концов, три версии скомпилировали в единую: "К духовности, благополучию и единству через действие каждого". Если кто-то скажет, что это напоминает социалистическое "от каждого по способностям, каждому по труду", то от истины он будет недалек.
Но как мучительны были поиски! Искатели собственноручно разработали критерии национальной идеи, которые нарекли "6-П" — Патриотизм, Простота понимания, Прагматичность, Прогнозируемость, Причастность, Согласие (в украинской версии — "Порозумiння").
— Не может быть одной национальной идеи. Сколько людей, столько идей. Что вообще такое понятие "национальная идея"? Очень похоже на национализм, — запуталась с самого начала студентка Юлия Струк с Буковины, для которой главной целью в Коблево было не найти нацидею, а поискать ее.
С ней трудно не согласиться, ведь искать черную кошку в темной комнате — дело безнадежное, особенно, если этого хвостатого животного в помещении нет.
— В Украине национальная идея — понятие размытое. Ее просто нет, она себя исчерпала. Народ испокон веков боролся за независимость. В конце концов, ее получил и теперь не знает, к чему дальше стремиться. К зажиточности — как-то очень меркантильно. А к чему-то другому стремиться — на пустой желудок не хватает фантазии. Как говорят, душа хочет шампанского с ананасами, а тело требует водки и огурца... Короче, хочется банально накормить страну. А потом задумываться о единстве, духовности и прочем, — добавила "желудочных" оттенков участница игры из Одессы Дарья Токаренко.
Причем сделала это в полном согласии с мнением известного политолога Дмитрия Выдрина:
— Мы больше тяготеем не к американской, а к европейской модели нацидеи. В Германии больше акцент на желудок, а в Америке — на те органы, которые отвечают за мечту: твой дом — твоя крепость, работа приносит деньги и удовольствие, жена одновременно любовь и любовница. Это американская мечта об автономном образе жизни, где государство вмешивается в жизнь человека настолько, насколько он ему позволяет.
Впрочем, какая бы ни была в итоге, но нацидея нужна. Леонид Кучма в 1999 году пытался закрыть тему поисков этой субстанции, заявив, что нац- идея "не сработала". Но спустя четыре года поправился: "Политика будет эффективной, если ее будет объединять национальная идея".
В области высокого предлагает искать нацидею участник форума из Львова Тарас Левицкий: "Национальная идея должна быть профессиональной и патриотичной". Еще дальше "назад в будущее" предлагает идти студент Евгений Хорольский: "Национальная идея должна быть национальной". И хоть он при Брежневе не жил, но бровастый Генсек и его "экономика должна быть экономной" непостижимым образом оставили след в сознании и этого студента, которому не чужды имперские нюансы: "Вот россиянам или американцам никто не говорит: "С завтрашнего дня идея у вас такая..." Они и сами знают, что их страны лучшие, сильнейшие, и гордятся собою и страной, в которой живут".
В итоге коблевские мечтатели произвели продукт, в котором никоим образом не отображено еще недавно обязательное упоминание переломной роли Майдана. Например, накануне парламентских выборов поисками нацидеи занимался экс-госсекретарь Александр Зинченко: "Национальная идея создана самим народом Украины и добыта в борьбе победой оранжевой революции". При этом 49-летний отец двух детей прямо указал на большое упущение всех украинцев: "В основе национальной идеи должна быть забота об увеличении генофонда нации. Все сейчас молчат о том, что Украина ежегодно теряет около 320 тыс. граждан. Сегодня трудно поверить, что нас не 52 миллиона, а меньше 47 миллионов". Впрочем, нельзя исключать, что молодежь за три дня в Коблево не думала о демографическом буме без всяких подсказок со стороны.
Между тем за несколько недель до Коблево свою лепту в поиски внес Киев, где прошел Всемирный форум украинцев. Там собирались люди, для которых "национальная идея" не является пустым звуком, но и они сформулировать нечто целостное и внятное не смогли. Ведь для седовласых патриархов, приехавших преимущественно из-за океана, национальная идея уже состоялась. Она, как и все остальные идеи, иррациональна, нематериалистична и не подлежит сомнению, хотя как она звучит или пишется, не знает никто. Хорошо хоть, что есть люди, хата которых — не с краю. А еще лучше, что большинство украинцев не усложняют собственную жизнь массовыми поисками идеи, которые обычно приводят к революциям, а, заботясь о хлебе насущном, работают, делая Украину богаче и умнее.
Как бы Вы сформулировали национальную идею?
— Если с юмором, то "моя хата с краю". К сожалению, хуторянская, местечковая идеология очень глубоко в менталитете украинского народа. Я говорю это с сожалением, но это факт — и сейчас хуторянство процветает.
— Спросите лучше у этнических украинцев.
— Идеи твоей нации должен слышать весь мир, и ты должен жить этими идеями. А в Украине на данный момент идея такова — все горит под ногами, все надо тушить.
— Общей для всей Украины национальной идеи сейчас нет. Она частично сформирована в Центре и на Западе и очень активно зарождается на Востоке. Возможно, главный ее тезис — уникальность и особенность Украины. Но возводить в ранг нацидеи "мою хату с краю" ни в коем случае нельзя, это анархизм.
— Для меня это прежде всего свобода, через нее приобретаются и благосостояние, и все остальное. Но для большинства людей — свобода не приоритетная ценность, к сожалению. Наша нацидея будет похожа — много благосостояния, в меру свободы и в меру индивидуального лукавства, которое позволяет не то что нарушать законы, а жить в нишах между законами.
— Для меня понимание национальной идеи — это осознанное понимание каждым гражданином Украины личной ответственности за историю своей страны, за сегодняшний день своего Отечества, за будущее державы Украина. И это осознанное понимание должно происходить на прописанном во всех законодательных актах пункте: гражданин Украины — главный носитель государственной власти.
— Нужно сделать так, чтобы нац-идеей стала идея защиты прав и свобод человека. Мы этого не имеем, а без этого любая идея будет хромать.
— Национальная идея у нас была, есть и будет. И звучит она, к сожалению, так: "Нацарювати трошки грошей". Вообще же, национальная идея возможна только там, где есть аристократия.
— Нацидея украинцев конца XX века — идея государственной независимости. Сегодня нац- идея — это независимая, но и демократическая Украина европейского образца. Эта идея все больше овладевает умами жителей Украины и географически продвигается на Восток.
— Высокий уровень жизни, благополучия, справедливости и ответственности власти. Сейчас у нас это все почти незаметно.
— Национальной идеей на ближайшие 50 лет является построение страны, где людям будет хорошо, тепло и комфортно.
— Слишком долго наша хата была с краю, пока мы сами не убедились, что когда "хати починають палити", то начинают это делать с краю. Поэтому сейчас — сильная, демократичная, национальная держава.
— Нацидея — это когда каждый гражданин горд за свою страну. И когда мы знаем, чем гордимся — успехами спортсменов и музыкантов, бурным ростом экономики "восточноевропейского тигра", успехами в освоении космоса или торговле оружием на мировом рынке. И каждый понимает, к каким новым успехам и каким путем двигается страна, и какова роль каждого в достижении этих успехов.
— Национальная идея сейчас не может лежать в плоскости национальности, культуры, языка или региональных приоритетов, поскольку по всем этим пунктам у нас существуют конфликты. Единственное, что объединяет людей вне зависимости от того, где они проживают, — состояние собственного кармана.
— Эта идея зарождается — гордость за то, что происходит в стране, гордость за то, что люди живут в Украине. Ни одна страна в мире не может похвастаться таким количеством событий за последние несколько лет, о которых говорит весь мир.
— Национальной идеи нет. Потому что, во-первых, украинцы столетиями не считали себя отдельной нацией. Во-вторых, ни одно руководство страны за 15 лет не удосужилось ее сформулировать и пропагандировать.
— "Национальная идея — это не то, что народ думает о себе во времени, это то, что Бог думает о нем в вечности", — сказал Ортега-и-Гассет. Идея есть, но все дело — в самопознании нации. А здесь у украинцев еще очень много работы.
— Мы имеем население, народ, но нет политической нации, независимо от этнического происхождения. Демократизация государства, защита прав человека и высокий уровень жизни должны идти вместе.
— Нацидея должна быть в экономическом богатстве. Если страна будет экономически развита, у нас все появится — и идеи, и духовность, и бизнес, и искусство, и конкуренция.
— Национальной идеи нет, она не живет в обществе. Потому в нашем обществе нет сформированной и усвоенной системы ценностей, в которых оно должно жить и развиваться.
— Украина должна быть Швейцарией XXI века. Чтобы у нас были высокоразвитая экономика, высокий жизненный уровень, соблюдение прав человека. Для этого у нас есть все предпосылки.
— Раз политики не смогли создать политически сознательную нацию, пусть деятели культуры создадут культурную нацию.
— Чтобы люди гордились своей Родиной и жили лучше, чем в других странах. А живя лучше, гордились своей Родиной. Нац-идея есть в головах украинцев, но ее нет в головах руководства.
— Национальная идея есть, но она еще невыразительна. Ее может воплотить только народ — основной носитель власти.
— Я не верю, что существует какая-то особенная национальная идея. Люди прежде всего люди, а потом уже представители национальности. Мне нравятся моя культура и мой народ, но рассказывать сплошь и рядом, что Украина — родина слонов, я считаю полным маразмом. Нужно просто жить и по мере сил увеличивать количество добра в этом мире, борясь со злом вне зависимости от национальности. С другой стороны, не нужно позволять унижать свою нацию и оскорблять свой народ.
Опрос провели Наталья Вернигора, Марина Голусяк, Юрий Николов