БОЛЬШОЙ КУШ
Прошлая неделя для двух лидирующих олигархических групп Украины — СКМ и "РосУкрЭнерго" — оказалась весьма богатой как по количеству, так и резонансу событий. Только вот итог успешности лоббирования своих интересов группами диаметрально противоположен. Если РУЭ с подачи властей все более укрепляется в роли монопольного поставщика импортного газа в Украину, СКМ на волне противостояния между Ющенко и Януковичем катастрофически теряет близость к власти. Если дело так пойдет и дальше, в скором времени дончане могут утратить статус направляющего политических процессов в выгодном для себя русле.
По словам главы Минтопэнерго Юрия Бойко, в следующем году импортный газ Украина будет получать по $135 за 1 тыс. кубометров через РУЭ. Посредник поставит в Украину микс газа из среднеазиатских стран и, что интересно, ни куба российского. Перекупив у Туркменбаши весь его газовый ресурс через наполовину газпромовскую РУЭ, россияне теперь будут перепродавать его в Украину. Озвученные чиновником планы — это, конечно, еще не скрепленные подписями и печатями контракты. Однако сомнений в том, что РУЭ закрепляется в Украине, уже нет.
Кроме того, компания остается весьма влиятельным рычагом давления со стороны россиян на властную верхушку Украины. Оставляя пространство для окончательного определения ценовых параметров, Россия спекулирует доступом к желаемым украинским активам — Запорожскому титано-магниевому комбинату, Криворожскому горно-обогатительному комбинату окисленных руд, вполне возможно, и "Лугансктепловозу". И главное — хочет окончательно завязать на себе украинскую атомную энергетику. Со сменой главы "Энергоатома" с "оранжевого" Юрия Недашковского на социалиста Андрея Деркача родились и планы включить куратора АЭС в создаваемую корпорацию "Укратомпром". На ее поглощение, в свою очередь, нацелился создаваемый в России холдинг, который объединит активы по производству ядерного топлива.
Сегодня наиболее устойчивы позиции ФПГ, близких не к украинской, а к российской власти. Так что, похоже, "ВД" вскоре придется оценивать успешность ФПГ именно с этих позиций.
Тем более что лояльность к тому или иному бизнесмену украинских властей браться оценивать сегодня — дело неблагодарное. Сама властная верхушка занялась перетягиванием одеяла и разборками в стиле "кто в доме хозяин", что поколебало позиции даже наиболее мощной ФПГ — СКМ. Президент резко одернул являющееся в широком смысле лоббистом СКМ правительство, категорично заявив, что бюджет в предложенном виде он не подпишет. Финансовый документ будущего года многие небезосновательно окрестили "продонецким". Чего стоят хотя бы попытки закрепить в бюджете направления, на которые пойдут средства от приватизации, при этом не вписав туда продаваемые объекты — ни "Укртелеком", ни "Лугансктепловоз"… "Донецкие" таким образом заложили неплохие козыри в противостоянии с социалистами. Когда выяснится, что средств на дотации аграриям нет, потому что ничего крупного не продано (а дотации аграриям идут как раз из поступлений от приватизации), включится действенный механизм давления на очень не любящую ничего продавать г-жу Семенюк. И тогда тот же "Укртелеком" или "Лугансктепловоз" успешно "уйдет" в руки СКМ.
Ринат Ахметов, похоже, переоценил свою близость к власти — в свете конфликта Президента и премьера протащить бюджет в его нынешнем виде — задача не из легких. Больше группа преуспела на более низких ступенях власти. Полным ходом идет подготовка к объединению угольных активов в единую компанию. В сочетании с немалыми дотациями на углепром в бюджете это — маневр для увеличения привлекательности угольных активов для их дальнейшей продажи крупному инвестору. Вероятно, себе.