• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

ОЛЕГ РЫБАЧУК: "Мы должны вовлекать влиятельные страны ЕС в общие проекты"

Реклама на dsnews.ua

Для бывшего вице-премьера Украины Олега Рыбачука евроинтеграция — дело жизни. Даже покинув государственный пост, он продолжает оставаться в курсе не только публичных заявлений европейских чиновников, но и подробностей закрытых переговоров с ЕС.

Привезет ли Украина из Брюсселя план действий по внедрению безвизового режима?
— Судя по всему, европейцы взяли на себя обязательство такой план предоставить. Отмечу, что "план действий" — более широкое понятие, чем "дорожная карта". "Дорожная карта" предусматривает четкий маршрут продвижения. "План действий", на первый взгляд, синонимичен, но, с точки зрения европейской бюрократии, это менее конкретное обязательство. В нем будет перечень законодательных и других изменений, которые необходимо будет принять Украине. Но пока в ЕС до сих пор идут дискуссии о том, будет ли принят именно такой документ. Потому что все равно некоторые страны считают, что это прежде­временно.

Какие именно страны до сих пор не приняли положительного решения?
— Наиболее жесткую позицию занимает Германия. Франция придерживается более нейтральной позиции, не говоря нам ни да ни нет. Но европейцы очень не любят, когда говорят, что в ЕС есть клубы друзей и недругов Украины. Они подчеркивают, что решения принимаются консенсусом, и только из разговоров украинских дипломатов можно иногда отрывками получать информацию о том, что некоторые страны занимают более жесткую переговорную позицию.

С соглашением о зоне свободной торговли ситуация еще более сложная?
— Несколько месяцев назад, когда я общался и с украинскими переговорщиками, и с европейскими дипломатами, то ситуация была очень сложная. Наши говорили, что европейцы ни в коем случае не хотят отступать от своих требований и идти на переходные периоды, а европейцы утверждали, что Украина едва ли не шантажирует их тем, что не готова выполнять определенные европейские условия. Потом был ряд встреч высокопоставленных представителей ЕС с Виктором Януковичем, после которых премьер Николай Азаров заявил, что мы резко продвинулись в переговорах о зоне свободной торговли. Мне кажется, что в этом заявлении преобладает PR-составляющая накануне саммита. По "средневзвешенным" оценкам европейских дипломатов, которые я слышал, это соглашение, если и будет подписано, то не раньше чем через год.

Какие шаги могли бы смягчить "старую Европу" в отношении Украины?
— Один украинский дипломат как-то говорил мне, что Украина могла для модернизации своих железных дорог привлечь крупнейший в Европе немецко-французский консорциум, но наши из каких-то своих убеждений решили отдать контракт кому-то другому. Если мы говорим о европейских перспективах и хотим, чтобы отношение к Украине со стороны Германии или Франции было более дружеским, мы должны вовлекать их в общие проекты. Что происходит, например, с атомной энергетикой: если у нас работала крупнейшая американская корпорация "Вестингауз", то сейчас туда пришел "Росатом". Не во­влекая в нашу страну европейских партнеров, мы их теряем. Если бы мы имели с ними многомиллиардные контракты, они были бы нашими самыми большими лоббистами. Та же Россия, кстати, это очень успешно делает. Они через многомиллиардные контракты с Германией или Францией становятся взаимозависимыми, и тогда европейский большой бизнес становится лоббистом России в этих странах. Европейские структуры вынуждены отбиваться от лоббистов из Германии, Франции и других крупных европейских стран, которые имеют финансовые контракты и продвигают, скажем, вопрос безвизового режима России с ЕС.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua