НАСЛЕДНИКИ КУПЦОВ
Жена индийского бизнесмена Кулдипа Кумара — украинка, их пятилетнему сыну язык хинди приходится изучать дома — специальной школы с изучением хинди в Киеве нет. Да и единственный индуистский храм в столице построили украинские кришнаиты, индусы его посещают, но мечтают построить свой, а как подступиться с этой идеей к местным властям, — пока не знают. "Вот, собственно, и все проблемы, — говорит Кулдип Кумар, — их даже и проблемами не назовешь — так, шероховатости, которые со временем будут преодолены".
Индийский бизнес в сознании украинцев в последние годы ассоциируется с новым владельцем "Криворожстали" Лакшми Митталом. Вот только "металлургический король" в Украине не живет, что же касается 100 индийских семей, постоянно проживающих здесь, то их бизнес настолько тесно связан с нашей страной, что позволить себе жить в другом месте они не могут. Да и не хотят. Украинские индийцы пьют традиционный чай массалу, добавляют в пищу карри и имбирь, смотрят фильмы с родины. Но в остальном они больше связаны с Украиной, нежели с Индией.
Наблюдения непосторонних
Встреча корреспондентов "ВД" с индийскими бизнесменами происходила в ресторане "Нью Бомбей Пэлас". Для его владельца, Кулдипа Кумара, ресторан стал уже третьим видом бизнеса в Украине — 11 лет назад он впервые приехал сюда, в период, когда индийский трикотаж и пуховики пользовались здесь хорошим спросом. Затем он вспомнил о полученной еще на родине инженерной специальности и открыл СТО. Но успех пришел только в третьей сфере деятельности. "С первых дней пребывания в Украине я и мои соотечественники сталкивались с проблемой питания: негде было найти привычные блюда, специи, — вспоминает Кулдип Кумар, — поэтому идея создания ресторана родилась сама собой, как некая вынужденная мера: хотелось накормить национальной едой и себя, и других". Так три года назад появился "Нью Бомбей Пэлас". По словам его владельца, ресторанный бизнес приносит стабильный доход, который выше, чем у его коллег в Москве. "Это потому, что у украинцев, в отличие от россиян, есть время прийти и посидеть в ресторане, а не просто перекусить и убежать", — объясняет Кулдип Кумар.
Бхану Сани, директор компании Silk Route (ТМ "Шелковый путь"), также начинал работать в России в фармацевтической и косметической сферах. Но бизнес предпочел открыть в Киеве, который очаровал его еще со студенческих времен, когда индиец учился на инженера-программиста в Харькове. "После Москвы я долго привыкал к размеренности киевской жизни, но теперь уже не представляю себе жизни в более динамичном городе, — делится впечатлениями Бхану Сани. — Потому в Москве я собираюсь открывать магазин, но жить буду в Киеве, где удается сохранять баланс современного и динамичного делового города с умеренным темпом жизни".
О проблемах ведения бизнеса в Украине индийцы говорят неохотно, считая, что каких-то специфических нюансов в нашей стране нет. Владелец ресторана "Нью Бомбей Пэлас" вспоминает, что некая бизнесвумен выжила ресторан с прежнего места, и им пришлось переехать.
Владелец компании Manzaro Пранаб Сингха считает, что негатив есть везде, но настоящий бизнесмен должен находить позитивные стороны работы в чужой стране, и приводит в пример индийскую пословицу: "человек, имеющий возможность, — счастливый, создающий возможность — гениальный, использующий возможность — повелитель". "Секрет успеха — позитивное настроение плюс уважение к местным законам (и к неписанным в том числе). Все это позволяет находить компромисс: если есть выгода, то можно смириться с какими-то недостатками, — полагает Пранаб Сингха. — А в Украине огромные возможности для бизнеса явно перевешивают присутствующие риски".
Общение — золото
Десять лет назад Пранаб Сингха приехал в Киев продвигать от имени сингапурской компании бренд MacCofee. Спустя 7 лет он основал в Украине собственный бизнес, выведя на рынок марку CofiCofi.
Он откровенно признает, что среди ближайших друзей у него уже больше украинцев, чем соотечественников, и добавляет, что на 50% его бизнес состоялся благодаря общению: "Производство — это техника, а вот умение продавать — искусство".
В подтверждение данной "коммуникационной" теории его компания Manzaro является членом чуть ли не всех работающих в Украине общественных бизнес-организаций: от Американской торговой палаты и Европейской бизнес-ассоциации до клуба депутатов "Парламент". Владелец компании Manzaro утверждает, что Украина — это как раз та страна, из которой можно вести глобальный бизнес. Поэтому главный офис его компании именно в Киеве, операционный — в Сингапуре, а в Лондоне и Варшаве — лишь маркетинговые представительства. "В 2008 году мы начнем вкладывать деньги в производственную базу в Украине и сейчас активно готовимся к этому, — говорит Пранаб Сингха. — Половина продукта CofiCofi — это сахар, который есть в Украине. К тому же здесь много работников высокой квалификации".
Большая семья
Интересы живущих в Украине индийцев чаще всего связаны не с производством, а с торговлей — будь то кофе, фармацевтические препараты, сувениры или сырье. Купеческая жилка вполне соответствуют историческим традициям. Украина же — прекрасное место применения этих талантов. "Однако нужно по нимать, что сегодня уже не выжить одной лишь торговлей, необходимо вкладывать в Украину деньги, — уверен Пранаб Сингха. — Любая инвестиция сегодня — это обязательная отдача через пять лет".
Кулдип Кумар собирается в ближайшее время открыть в Киеве еще один индийский ресторан, ведь интерес к кухне растет. Все предметы интерьера бизнесмен привозит из Индии, оттуда же приезжают повары. В ресторане Кулдип работает с двоюродным братом. Индийцы — народ семейственный, и потому родственные узы уважают, в том числе и в бизнесе. Им импонирует украинская семейственность и уважение к старшим.
Впрочем, традиции отнюдь не становятся для индийцев незыблемыми правилами, жители Индии сами говорят, что быстро адаптируются к новым условиям работы и местным порядкам. Так, ни одного соотечественника не привлек в свою компанию Бхану Сани. С местным персоналом успешно сработался и Пранаб Сингха. Более того, по его наблюдениям, украинки — намного большие трудоголики, чем местные мужчины, и коллективы с преимуществом женщин намного работоспособнее.
Еще индийца поразило общение с украинскими депутатами. "Каждый украинский депутат — так или иначе бизнесмен, — делится своими наблюдениями Пранаб Сингха. — С одной стороны, это странно, с другой —свидетельствует о наличии у них бизнес-мышления. Это подразумевает гибкую психологию, просчет перспектив, поэтому я не верю, что люди с таким менталитетом могут хотеть плохого для своей страны".
Иностранцы сожалеют, что Украина не использует имеющиеся у нее возможности для пропаганды себя в мире. И предлагают идти по пути Индии, привлекая сначала туристов в страну, которые потом обязательно вернутся как бизнесмены. Тем паче, что возможности для развития туризма есть — тот же Крым поражает индийцев своим разнообразием и почти полной незадействованностью в мировом туризме. Потому украинские индийцы говорят, что когда наскучит заниматься теми видами бизнеса, которые позволяют эксплуатировать индийское происхождение, они без работы в Украине не останутся. 100 живущих в нашей стране семей — не такой уж большой контингент, и все индийцы, проживающие тут, в буквальном смысле знают друг друга в лицо. И те, кто работает тут не первый год, отмечают, что пока не слышали о крахе бизнеса у кого-либо из своих соотечественников.
"Когда говорят, что здесь могут обмануть иностранцев, я не верю: со мной, во всяком случае, такого никогда не происходило, — делится своими впечатлениями Пранаб Сингха.— А если такое и происходит, думаю, нужно винить не украинцев, а себя".
>>БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ
Минимализм с восточными элементами для директора компании Silk Route (ТМ "Шелковый путь") Бхану Сани является любимым стилем в интерьере. И коль уж данный стиль стал одной из ярких тенденций мирового дизайна, индиец решил сделать на этом бизнес. И открыл его именно в Киеве. Из Индии он привозит изделия ручной работы — сувениры и предметы интерьера. И полагает, что секрет успеха — не столько индийский колорит, сколько эксклюзивность и душа, вложенная мастерами.
>>С чего начинался ваш бизнес?
— Прежде чем начать собственный бизнес, я поехал в Париж, где жил мой друг, и изучил особенности магазинов восточных товаров. Мне важно было понять взгляд европейцев на Восток, их предпочтения. Вернувшись в 2001 году, я арендовал помещение под магазин, наладил контакты с индийскими фабриками, и сегодня у меня две торговых точки в Киеве, в ближайших планах — открытие магазина в Москве.
>>Это нишевой бизнес?
— Можно сказать и так. Я увидел, что это направление перспективно. Но я бы не смог заниматься тем, что не нравится мне лично. Я терпеть не могу массовую конвейерную продукцию и убежден, что любой подарок, сувенир должен иметь элемент эксклюзивности, и именно на этом делаю акцент в своем бизнесе. Это не просто товары из Индии, а уникальные предметы ручной работы. Помимо ТМ Silk Route, наше подразделение занимается еще и корпоративными подарками. Информация по Киеву распространяется быстро, и у нас делают заказы международные корпорации. А я, в свою очередь, выезжаю в Индию и лично контролирую весь процесс производства заказов.
>>Были ли в новой для вас стране моменты, к которым было трудно привыкнуть?
— Каждый народ имеет свои особенности, и глупо ожидать, что украинцы будут вести себя точно так же, как индийцы, и наоборот. И если ты едешь в другую страну, нужно быть к этому готовым. В 18 лет ко всему быстро привыкаешь, но ничего шокирующего я припомнить не могу. Разве что 20 лет назад в Украине все было по талонам, за мылом и зубной пастой мы ездили в Москву, стояли там в огромных очередях. Но, например, в такой черте, как гостеприимство, я увидел много общего между украинцами и индийцами.
>>В чем вам видятся особенности ведения бизнеса в Украине?
— Пословица гласит: "В Риме живи как римлянин". Нужно приспосабливаться и работать в рамках существующих здесь законов. Конечно, со всем смириться нельзя, и через ту же Европейскую бизнес-ассоциацию мы пытаемся защищать свои интересы, но это другое. Неправильный подход — это ждать, когда что-то изменится само по себе. К каким-то порядкам нужно просто адаптироваться, с какими-то — бороться через международные организации, но не сидеть сложа руки, сетуя на недостатки.
>>С какими сложностями вы, как иностранец, сталкиваетесь?
— На бытовом уровне я не чувствую каких-либо трудностей, но на официальном — случается. Взять хотя бы паспортный контроль в аэропорту: в отношении иностранцев со смуглой кожей он более предвзят, в других странах я прохожу его гораздо быстрее.
Вот, например, приглашение для своей сестры я оформлял четыре недели, еще неделю ей нужно ожидать получения украинской визы. Несмотря на то, что я постоянно живу в Украине, веду здесь бизнес и имею право на трудоустройство, каждый год я прохожу процедуру продления вида на жительство. Подобные бюрократические проволочки несколько напрягают.
>>Каков ваш совет соотечественникам, которые намерены заняться в Украине бизнесом?
— Пользоваться своим здравым смыслом, не втягиваться в подозрительные авантюры. Впрочем, это универсальное правило для любой страны. Индийцам нужно быть готовыми к тому, что здесь тяжело с вегетарианской едой, другой климат. Но думаю, индийских бизнесменов постепенно будет появляться все больше, ведь перспективы работы в Украине велики: растущий рынок, большое население. По мере установления более дружественных отношений между властями и бизнесом потенциал страны будет использоваться более эффективно.
Беседу вела Ярослава Наумова