Туда-сюда — миллион
Планируя рост продаж на 2007 год, менеджер проекта детских площадок одной столичной компании заложил нескромные 350%. И просчитался. Вот только парадокс в том, что просчитался в меньшую сторону: темпы роста заказов оказались вдвое быстрее, чем ожидалось. Чтобы справиться с заказами, компании пришлось срочно докупать оборудование и достраивать цеха. Но и это не принесло облегчения. Чтобы урегулировать наплыв клиентов, решили увеличить сроки изготовления продукции с 30 до 60 дней.
Фантастический рост спроса на детские игровые комплексы объясняется целой совокупностью факторов. Наиболее значимые из них: досрочные выборы (обычно народные избранники заблаговременно стараются ублажить электорат и планируют затраты на социальную сферу), пик популярности среди коммерческих структур благотворительных программ по постройке площадок, мода на игровые комплексы среди частных лиц.
Журналисты "ВД" выведывали, как заработать миллион-другой на столь динамично растущем рынке.
Оксана Наталуха, владелица компании "Вида" (ТМ "Бимбока"), производство детских игровых комплексов организовывала собственноручно. Станки, цеха — ей нипочем: свой первый чертеж она сделала еще в пятилетнем возрасте, а что такое трубогибы и швеллера, изучила во время работы бухгалтером на одном из производственных предприятий. Но даже если бы она не имела ранее точек соприкосновения с производством, то все равно открывала бы производственный бизнес своими силами. Менеджерам со стороны Оксана Наталуха не доверяет. Она уверена, что "досконально разбираться во всем самой" — не только жизненное кредо, но и залог успеха бизнеса.
Эксперты отмечают, что в Украине очень тяжело найти менеджера, который бы смог отладить такого уровня производство. За ними идет настоящая охота. Толковые управленцы-производственники либо уже трудоустроены, либо владеют собственным бизнесом. Одним словом, потенциальным инвесторам придется или, засучив рукава, привыкать к жизни среди станков, или начинать охоту за производственными топами.
Начинать производство разумно с… плагиата. Дабы не тратить силы на изобретение велосипеда, многие предпочитают воспользоваться опытом коллег, купив их детские площадки, и на базе приобретенной продукции создать нечто свое. Гнев со стороны "интеллектуально обворованных" — вопрос спорный. Скорее всего, они тоже когда-то с этого начинали. И авторские права на детские комплексы никто из них не регистрирует. Тем не менее, каждый предприниматель должен поступать, руководствуясь не только морально-этическими нормами, но и законодательной базой. Хотя детали, в принципе, все стандартные, а комплексы до смешного похожи друг на друга.
Также при разработке как первой, так и последующих коллекций обязательно воспользуйтесь либо российскими ГОСТами, либо европейскими стандартами. По утверждению игроков, в Украине документов, стандартизирующих детские площадки, пока что нет. Параллельно с "рисованием" коллекции можно приступать к созданию производства. Потребуются цеха дерево- и металлообработки, цеха покраски, а также сборочный цех. Все это хозяйство займет как минимум 3000 кв. м и обойдется в $2-3 млн. Кроме "железа", надо будет раскошелиться и на квалифицированный штат — порядка 30 человек. Зарплаты свои рабочим создатели игровых комплексов платят на уровне: рядовой сварщик зарабатывает около $400, при том, что производство размещено в регионах. Кроме рабочих, желательно также создать и небольшое конструкторское бюро, где дизайнеры совместно с инженерами (зарплаты у этих категорий сотрудников — $500-1000) будут создавать новые коллекции. К слову, при создании собственного портфолио эскизов обязательно надо учесть предпочтения маленьких украинцев. "Наши дети более экстремальны, чем их западные сверстники. Поэтому площадки для них должны быть динамичными. Очень любят украинские чада тематические площадки: джунгли, крепости, пиратские корабли и т.д., — описывает игровые пожелания г-жа Наталуха. — Также у них и другие цветовые предпочтения. Если дети западных соседей любят пастельные тона, то нашим ближе яркие краски. Поэтому лучше использовать красный, желтый, синий, зеленый цвета".
В штатном расписании должны быть и монтажники ($400-600). На них сэкономить также не получится: даже самую хитовую площадку легко могут испортить кривые руки инсталляторов. Количество монтажников нужно рассчитывать, исходя из пропорции, что комплекс средней сложности бригада из пяти человек установит за два-три дня. Вдобавок на каждую бригаду понадобится грузопассажирская машина (желательно с корпоративной символикой, поскольку это повышает узнаваемость) — $50-80 тыс. за штуку.
На момент старта средств для организации производства у Оксаны Наталухи не было. А представлять чужую продукцию от своего имени тоже не хотелось. Было найдено компромиссное решение — выпуск продукции на заграничных заводах под собственной ТМ. Насколько было выгодно такое сотрудничество? Через четыре года, сформировав собственные финансовые резервы, "Вида" открыла производство. Вышеописанный ход дал компании сразу несколько стратегических преимуществ. С одной стороны, зарубежные производители в лице "Виды" имели представителя своей продукции в Украине и поэтому не открывали офисы, а значит — не выходили на рынок. С другой — раскручивалась ТМ "Бимбока". Будет ли эффективна подобная модель выхода на рынок сегодня — оценить трудно, потому что рынок уже нельзя назвать девственно чистым.
Лицам, не питающим амбиций по поводу своей ТМ и не обладающим капиталом для организации производства, можно начать с дистрибуции. Сегодня в Украине уже представлены российский "Ксил", финские Lapset и целый ряд китайских никому не известных производителей. Работают иностранные компании с дистрибуторами на разных условиях. Кто-то требует стопроцентную предоплату, и лишь проработав несколько лет с компанией, дает ей права представителя, кто-то предоставляет хорошие скидки, а кое-кто и вовсе дает продукцию под реализацию компании, представившей хороший план развития. Одним словом, "согласие — есть продукт непротивления двух сторон". Поэтому первоначальные затраты на открытие представительства могут отличаться в разы. Но в любом случае они куда меньше, нежели затраты на организацию производства.
"Очень внимательно нужно отнестись к выбору торговой марки. Стоит отдавать отчет в том, что вы несете ответственность за здоровье детей, играющих на площадке. Так что, выбирая производителя, помните о возможных последствиях. Некачественная продукция может привести к серьезным травмам детей. А ответственность будете нести вы как представитель", — комментирует Анжела Яковенко, директор представительства компании "Ксил".
Выбрать будет, конечно, нелегко. Продукция европейских и американских игроков слишком дорога для нашего потребителя. Остаются мелкие российские заводы и Китай. Азиаты, естественно, предлагают беспрецедентно низкие цены, но и качество их продукции хромает пока настолько, что комментаторы хором советуют с ними не связываться.
К первоначальным затратам дистрибутор также должен добавить расходы на организацию офиса, монтажные бригады и покупку авто.
Покупателей детских площадок условно можно разделить на несколько групп: муниципальные организации, инвесторы-меценаты, представители HoReCa и просто рядовые потребители.
Меньше всего доходов приносит бизнесменам частный заказчик — около 10%. Но в то же время, по сравнению с прошлым годом, сегмент частников показал рост практически в два раза. "Наши люди начинают отходить от тарзанок и вкопанных покрышек. Если вчера площадки у себя ставили только богатые люди, то сегодня на игровой комплекс для родного чада готов потратиться и класс чуть выше среднего", — комментирует Дмитрий Колыванов, директор компании "Ваш сад".
Инвесторы, строящие площадки в качестве благотворительных акций, по оценкам различных компаний, приносят от 40 до 60% прибыли. "По сути — это замечательный PR-ход. Лого компании на детской площадке — отличный вклад в имидж. И сейчас это начинают понимать все больше и больше компаний", — рассказывает Анжела Яковенко. К слову, если завяжутся хорошие отношения с какой-нибудь бизнес-структурой, то будьте уверены: менеджмент этой компании для своих детей поставит именно ваши площадки.
Сегмент баров-ресторанов занимает, по различным оценкам, от 10 до 20%. Внимание со стороны этих заведений объяснить просто: детская площадка отвлекает детей во время взрослого отдыха, а, соответственно, клиент однозначно выберет тот ресторан, где эта площадка присутствует (подробнее — см. "ВД" №12 за 2007 г. "КаБаРе для детей").
Долю заказов от государственных структур бизнесмены оценили противоречиво — от 10 до 40%. Оксана Наталуха в работе с бюджетными структурами придерживается максимально безрисковой схемы работы. К сожалению, некоторые нюансы бюджетного финансирования приводят к нерасчетам, и госчиновник не всегда может гарантировать окончательный расчет по факту безупречно установленной детской площадки. В этой ситуации компания-производитель невольно выступает спонсором детского дома либо интерната, неся убытки. Валерий Нарыжный, начальник отдела детского оборудования компании "Интератлетика", соглашается: с государственными структурами работать трудно. Но именно в этом сегменте он видит наибольший потенциал для роста продаж: спрос удовлетворен лишь на 10%.
Сезонность в этом бизнесе отсутствует. В зимний период формируется стратегический запас для весны, делаются плановые инсталляции по социальным программам. Для того чтобы увеличить количество заказов со стороны частников в зимний период, бизнесмены делают солидную скидку, нередко до 30%.
Примечательно, что соблюдение сроков выполнения заказов бизнесмены поставили в один ряд с безопасностью площадок. На этих двух столпах зиждется безупречная репутация. Ведь речь идет о детях.
Продвигают свою продукцию как производители, так и дистрибуторы очень активно. Реклама в строительных, дизайнерских журналах, ролики по ТВ, участие в выставках, реклама в интернете, прямые продажи и т.д. Одним словом — все возможное. Самой же эффективной рекламой само собой считаются, собственно, площадки — они находятся постоянно на виду.
Говоря о выставках, бизнесмены подчеркнули важность как столичных, так и региональных выставок — любая может принести клиентов. И вообще, за регионы киевские компании борются не на шутку: до мелких региональных игроков доходят крохи, оставшиеся после киевских монстров. Чтобы покрыть регионы, по мнению бизнесменов, достаточно создать представительства лишь в городах-миллионниках — потенциальные покупатели сосредоточены именно в них. Но вот если стоит вопрос, открывать в регионе филиал или запустить рекламу, то ответ однозначен — открывать. "Потребителю удобнее, чтобы компания, продающая ему детское игровое оборудование, находилась рядом. Тогда заключение сделки, доставка, монтаж и сервисное обслуживание проходят для потребителя в более комфортных условиях", — говорит Анжела Яковенко.
В будущее производители и дистрибуторы смотрят оптимистично: общественное мнение меняется, красивые детские площадки становятся модными, в ближайшие несколько лет спрос будет ежегодно удваиваться. Кроме укрепления позиций в нише площадок, компании планируют диверсифицировать бизнес и заняться продвижением игровых комнат. Перспективно ли это направление — сказать сейчас трудно. Но вряд ли избалованные 600%-м ростом спроса бизнесмены шли бы в неперспективную нишу. Так что остается лишь последовать за ними.
ПАСПОРТ РЫНКА
- Объем киевского рынка: $20 млн
- Количество участников: 2 производителя, около 10 дистрибуторов
- Рентабельность: 50%
- Цены:
- Качели от 1500 грн.
- Карусель от 2500 грн.
- Игровой комплекс от 20 тыс. грн.