• USD 41.2
  • EUR 45
  • GBP 53.8
Спецпроекты

Работники Страны Советов

Реклама на dsnews.ua

Такого количества популярных в бизнес-среде анекдотов, героями коих стали консультанты, не сложено, пожалуй, ни об одной другой сфере деятельности. Основной их сюжет — абсолютная бесполезность рекомендаций "профессиональных" советчиков. Однако при этом обороты консалтинговых компаний растут, а их услуги становятся все более востребованными. Хотя гонорары наших консультантов еще не могут сравниться с заработками их западных коллег. И, тем не менее, несмотря на внушительные гонорары, словно стаи перелетных птиц, в противоположных направлениях движутся резюме специалистов. Одни мечтают бросить насиженное кресло и пожить жизнью "вольного" консультанта, другие — бегут от нее в поисках стабильно оплачиваемого "убежища". Как же все это совмещается, кто может построить карьеру консультанта, выясняла "ВД".

Единожды ступив

Работа консультанта привлекательна упоительным ощущением глобальной осведомленности. В курилке два консультанта обычно обсуждают не свои семейные дела или новости мировой политики, а с удовольствием сплетничают о перспективах бизнеса своих клиентов. Или хвастаются, чей заказчик круче. Посему на стезе независимого и всезнающего советчика можно встретить и юных выпускников вузов, и седых ученых, и профессиональных топ-менеджеров. Что же между ними общего? Да практически ничего, кроме одного — желания пополнить ряды армии консультантов.

Да и немудрено: ведь в консалтинге вчерашние студенты могут по назначению применить свой молодой задор, научиться общаться с руководителями разных уровней и приобрести разнообразный практический опыт. Этому способствует и кадровая политика крупнейших консалтинговых компаний: отбирая лучших выпускников, такие фирмы интенсивно обучают их и "выращивают под себя", гарантируя высокую зарплату, профессиональное самосовершенствование и двадцатипятичасовой рабочий день. Все это служит базовой ступенью для хорошей карьеры будущего топ-менеджера.

Ученых греет мысль наконец-то получить адекватное материальное подтверждение своим академическим успехам. Тем более что обладателям предпринимательской жилки не очень-то комфортно в системе образования. Многие из них успешно совмещают работу в консалтинге и преподавание в родном вузе. Такой подход позволяет наилучшим образом совместить гарантированный государством соцпакет и возможность заработать на масло к своему хлебу.

Что касается бывших топ-менеджеров, то с ними все гораздо интереснее. Ведь это они отказываются от статуса, удобного кресла и стабильной зарплаты. "Очень многие состоявшиеся управленцы уходят в консалтинг, получив, например, степень МВА. Их может привлекать новизна, возможность более полной реализации. Кто-то почувствовал желание более широко использовать свой опыт, кто-то, наладив бизнес, заскучал по новым интересным задачам", — рассказывает Виталий Михайлов, руководитель рекрутинговой компании WORLD STAFF (штат — 25 чел.). — Или человек почувствовал, что готов управлять более масштабными проектами, чем это может предложить его родная компания".

Нет обстановки, не вижу морковки
Реклама на dsnews.ua

С чувством юмора у консультантов, конечно, хорошо. Вот еще один из их любимых анекдотов. После смерти молодой консультант, попав на небеса, спрашивает у Бога: "Почему ты так рано призвал меня, ведь мне всего 35 лет?" На что Бог ответил: "В небесной канцелярии просмотрели твои листы учета рабочего времени. Судя по ним, тебе уже перевалило за 90!"

И действительно, ступившим на эту тернистую тропку придется забыть о спокойной жизни и наличии выходных. "В консалтинге нет такого понятия, как "рабочее" или "нерабочее" время. Есть интересы клиента, которые и будут первоочередными", — рассказывает Оксана Дегтярева, директор ООО "Юридическая компания "Консул" (юридические услуги, штат 10 — чел.).

Постоянная жизнь в тонусе, вечном поиске клиентов, широком информационном поле — выматывает. Работать приходится много, сверхурочно и вне графика. Вместе с количеством неоплаченной работы и набитых шишек развеиваются мифические представления о баснословных гонорарах зарубежных коллег. А вечный пряник, в виде крупного заказа, который так часто остается ненадкушенным, начинает вызывать раздражение. И на определенном этапе консультанты начинают мечтать о рутинной, но сытой и спокойной работе в "реальном" бизнесе.

"Закончив этап сложной интенсивной работы по внедрению какого-либо управленческого решения, человеку, закономерно может захотеться расслабиться и получить дивиденды от результатов своего труда. Но, будучи консультантом, сделать это невозможно — впереди ждут новые проекты", — говорит Виталий Михайлов.

Не прибавляет оптимизма и отсутствие социальной защищенности, которое особенно остро ощущают те, кто находится на "вольных хлебах". "Я не могу взять больничный или уехать в отпуск, когда идет крупный проект. А во время простоев все силы приходится тратить на то, чтобы завоевать новых клиентов и получить новые заказы", — делится Марк Александров, директор по развитию РА "Скреп-Ка" (консалтинг в сфере маркетинга и рекламы, штат — 9 чел.).

Помимо этого, в своей работе консультанты постоянно сталкиваются с закономерным неприятием сотрудниками "приходяще-уходящих умников", задающих сотни вопросов и заставляющих заполнять немыслимые анкеты, не разбираясь досконально во многих нюансах работы конкретного предприятия.

А если прибавить сюда скептицизм и недоверие собственников компаний-клиентов, которым каждую минуту приходится доказывать свою профессиональную состоятельность, следует признать: жизнь консультанта — далеко не сахар.

Вот почему миграционным потокам, когда люди уходят в торговые и производственные компании и наоборот, не суждено иссякнуть. "Даже успешные и известные профессионалы, попробовав, что это за работа, просят порой: устрой меня на более спокойное место", — поделился Виталий Михайлов.

Исключение составляют, пожалуй, только те, для кого консалтинг — призвание. Хотя даже они периодически устают от профессиональных "издержек". И ситуации, когда человек, поработав несколько лет в консалтинге и соскучившись по спокойной жизни, уходит на штатную должность в компанию, а потом, отдохнув и заскучав, возвращается к прежней работе — не редкость.

Особую категорию составляют собственники небольших консалтинговых фирм. В отличие от "вольных" консультантов, они не могут позволить себе бросить все и принять предложение обзавестись мягким креслом и гарантированной зарплатой. И зачастую всю их деятельность на этом поприще можно описать одной фразой: "И тащить тяжело, и бросить жалко".

Ласковые сети

"Постоянное самосовершенствование, реальные успехи бизнеса клиентов и широкий круг коммуникации — пожалуй, самое интересное и приятное в работе консультанта", — считает Александр Соколов, тренер-консультант ООО "Гештальт Консалтинг Групп" (штат — 50 чел.).

"Есть люди, для которых интенсивный интеллектуальный труд — словно наркотик. Они могут работать днями и ночами над интересной для себя задачей. Если такие люди идут в консалтинг, они могут удовлетворить эту потребность. А материальная сторона из-за неравномерного потока клиентов и нестабильности для них не имеет решающего значения", — уверен Марк Александров. Еще одну немаловажную черту полушутя-полусерьезно выделил HR-консультант Станислав Соловьев. По его мнению, прелесть работы консультанта заключается в том, что он может себе позволить быть умнее своего начальника.

Помимо увлеченности и потребности в интенсивной интеллектуальной деятельности, для успешной работы в консалтинге нужны и такие редкие качества, как готовность к неопределенности, высокая работоспособность и уверенность в себе. Не говоря уж о высоком профессиональном уровне.

Именно отсутствие практических знаний — бич молодых консультантов. В отличие от начинающих, которым приходится выполнять 80% работы, не требующей высокой квалификации, а получать 20% от того, что зарабатывают профи. В то время как маститые практики уже имеют достаточный опыт, а главное — связи и умение правильно себя преподнести. И в этом заключается важная особенность работы в консалтинге: ведь без отличных навыков самопрезентации в этой сфере делать нечего. "При первом знакомстве клиенты оценивают абсолютно все — начиная от аксессуаров (мобильного телефона, часов и обуви консультанта) до месторасположения офиса и имен клиентов, которые могут предоставить рекомендации", — рассказывает Оксана Дегтярева. Но все же "редко кому удается совместить качества сейлза и профессионала в своей узкой отрасли. Тем более что творческому человеку обычно сложно продавать себя", — поделился своим мнением Станислав Соловьев.

И хотя нередко сами заказчики становятся жертвами не очень профессиональных, но очень коммуникабельных и харизматичных представителей этого бизнеса, "яркая упаковка", пожалуй, навсегда останется основной визитной карточкой успешности консультанта. Как говорят в народе, красивый понт дороже денег.

УСИЛИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Чтобы закрыть 30 вакансий в месяц, 15 консультантов рекрутингового агентства должны совершить 7000 телефонных звонков и провести 1100 интервью.

В консалтинге (за исключением аудиторских и юридических компаний) только каждые десятые переговоры заканчиваются предложением приступить к работе, и только каждое сотое коммерческое предложение находит отклик.

РЕЗЮМЕ

Профессионализм консультанта основан на постоянном самосовершенствовании, опыте работы, анализе ошибок и на личностных качествах, позволяющих адекватно оценивать соответствие требований заказчика собственным возможностям, а также брать ответственность за результат, независимо от возникающих обстоятельств.

"На всю жизнь" в консалтинге остаются уверенные в себе и стойкие к неудачам творческие индивидуалисты. Зачастую подобные люди обладают такой врожденной характеристикой, как потребность в интенсивной интеллектуальной деятельности.

Преимущество внешнего консультанта — широкий кругозор. Приверженность одной теории (даже если она принадлежит великому гуру) не заменяет практических навыков и опыта.

    Реклама на dsnews.ua