• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Долгая, но темная жизнь. Глаз в обмен на руку и другие приключения катаракты

Если человечество преуспеет в поиске рецепта долголетия, борьба с катарактой ждет каждого из нас
Реклама на dsnews.ua

Потеря зрения - едва ли не худшее, что может произойти с человеком. Главный виновник этого зла - помутнение хрусталика, катаракта. По данным мировой статистики, такая патология наблюдается у 7% населения планеты.

Терять прозрачность хрусталик может по разным причинам (травмы, облучение, болезни, врожденный дефект, прием лекарств и т. д.), но чаще всего дело просто в возрасте. Так, если в 70 лет катаракта наблюдается в среднем у 46% женщин и 26% мужчин, то после 80 лет число ее жертв приближается к 100%. Само название патология получила из-за наивной древней веры в то, что причиной заболевания является истечение из мозга некой жидкости, водопад (καταρράκτη по-гречески) которой и мешает видеть.

Первыми симптомами заболевания обычно становятся появляющиеся перед глазами "мушки" и пятна, желтоватый оттенок изображения, его расплывчатость или двоение и пр., не отражающиеся на остроте зрения. Длительность этой стадии может составлять до 15 лет. При созревании катаракты имеющиеся симптомы усиливаются, а зрение ухудшается. Когда же ей удается созреть окончательно, глаз перестает различать контуры предметов, хотя продолжает частично воспринимать освещенность. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения в настоящее время слепотой из-за катаракты поражены 20 млн человек.

Хорошая новость заключается в том, что, в отличие от многих других видов слепоты, связанная с катарактой устранима. Сегодня операции по замене пораженного хрусталика на искусственный (интраокулярную оптическую линзу) доведены до такого совершенства, что проводятся амбулаторно и занимают 10-15 минут. В развитых странах это едва ли не самое распространенное из всех хирургических вмешательств: например, в 2010 г. в Европе их было осуществлено 2 887 000, а в США - 3 262 000.

Сначала операция - теория потом

Как ни сложно в это поверить, но устранение катаракты относится к древнейшим хирургическим вмешательствам, освоенных человеком. Сведения о подобной манипуляции содержит легендарный свод законов Хаммурапи - высеченный в камне уникальный правовой памятник старовавилонского периода, созданный ориентировочно в 1759 г. до н. э. Причем не просто как факт, а для определения ответственности врача в случае профессиональной ошибки. Последняя наказывалась более чем строго: "...если доктор открыл глаз человека бронзовой иглой и пациент потерял свой глаз, хирург должен потерять руку...". Знали о катаракте и в Древнем Египте: упоминание о ней встречается в документах, составленных за 1660, 1550 и 1300 лет до н. э.

Реклама на dsnews.ua

Конечно, древняя операция отличалась от сегодняшней - в ходе вмешательства отвердевшую и утратившую прозрачность горошину хрусталика просто убирали в сторону от оптической оси. Иначе говоря, проводили реклинацию катаракты. Достоверным источником сведений о технике и сути этого вмешательства считают трактат Сушруты - древнейший из известных медицинских книг Индии. Он получил широкую известность после того, как в в VIII в. н. э. был переведен на арабский язык. "Ассистент раскрывал веки пациента и просил его смотреть в направлении носа. Хирург сидел напротив пациента, правый глаз оперировал левой рукой, а левый глаз - правой рукой. Иглу в форме конуса с нитью, накрученной в 0,5 см от ее конца, он вводил в глаз на границе роговицы и склеры и смещал мутное образование...".

Эта манипуляция позволяла ослепшему снова видеть. Конечно, не полноценно, а с чрезвычайно высокой степенью дальнозоркости. Компенсировать подобный дефект зрения за счет каких-либо оптических приспособлений научились много веков спустя. Более того, значительно позже появилось само представление о строении глаза. Необходимым знанием не обладал даже знаменитый Гиппократ (ориентировочно 460-370 гг. до н. э.), хотя авторство термина "катаракта" принадлежит именно ему. Впервые он был употреблен в трактате, посвященной другой сложной глазной болезни - глаукоме.

Фактически первые достоверные сведения об устройстве органа зрения дает римский врач и философ Авл Корнелий Цельс (ориентировочно 25 г. до н. э. - 50 г. нашей эры). В трактате De Medicine libri octo им описываются передняя капсула хрусталика и его поддерживающий аппарат (т. н. ресничный поясок или циннова связка). Собственно, в разрушении этой круговой связки, позволяющем уплотненному хрусталику "утонуть" в толще стекловидного тела, и заключалась реклинация катаракты. Описание же здорового хрусталика как сферического влажного образования, обладающего льдоподобной прозрачностью, появляется только в трудах Клавдия Галена (ориентировочно 130-200 гг. н. э.).

Конечно же, реклинация катаракты несла огромные риски. И не только из-за полного отсутствия представлений о стерильности, но и из-за оставленной в глазу нежизнеспособной ткани. Почти неизбежное в этом случае воспаление заставило врачей усовершенствовать технику операции. Во времена Авиценны (980-1037 гг.) все чаще применяется полная экстракция (удаление) измененного хрусталика. Великий врач писал об этом так: "...делают разрез нижней части роговицы и через него выводят катаракту". Он же оформил первые четкие рекомендации по срокам проведения операции (успех ожидался только при полном созревании катаракты), а также по подготовке пациента к вмешательству и действиям в послеоперационном периоде.

Путь познания

Безусловное зло слепоты и заведомая безопасность катаракты для окружающих сохранили практику ее удаления даже в тяжелые времена гонений на науку. Правда, на какое-то время эта процедура, как и лечение зубов, оказалась в руках цирюльников. Об осложнениях, к которым сплошь и рядом приводило удаление катаракты на ярмарках и базарах в окружении зевак, даже думать страшно. Тем более что изучение анатомии было запрещено и преследовалось церковью.

Тем не менее знания, касающиеся устройства глаза и зрения в целом, продолжали накапливаться. Так, например, в средневековой Польше Эразм Витело (ориентировочно 1220-1280 гг.) пишет грандиозный труд "Оптика" из 10 книг. В нем едва ли не впервые предполагается верное размещение хрусталика и его прямая связь со зрением. Широко известны и анатомические иллюстрации глаза, выполненные великим Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Кстати, именно этот выдающийся ученый, далеко опередивший свое время, не только глубоко рассмотрел вопросы оптики глаза, но и рекомендовал исправлять дефекты зрения с помощью специальных линз (то есть фактически ношения очков).

Тем не менее первым ученым, пришедшим к окончательному пониманию того, что много веков оперируемая катаракта есть не что иное, как больной хрусталик, стал немецкий офтальмолог Якоб Шаллинг. Находясь на должности декана Йенского университета в 1603-1615 гг., он написал целую книгу, посвященную этому вопросу. К сожалению, этот редкий труд остался практически незамеченным, и превратное представление о природе катаракты продержалось до следующего столетия.

Следующим "революционером" стал Мишель Бриссо (1676-1743). Главный врач Королевского госпиталя города Турнея (современная Бельгия) и вдумчивый ученый, 7 ноября 1705 г. он обратился к Парижской академии наук с предложением пересмотреть взгляды на катаракту. А именно - отказаться от рассмотрения ее как препятствия, возникающего между радужной оболочкой и хрусталиком, потому что катаракта и есть измененный хрусталик. Ответ на эту инициативу был резко негативным: поскольку хрусталик считался основным элементом зрения, способность видеть без него отрицалась. Ученому порекомендовали не выставлять себя на посмешище.

Однако в 1707 г. отец французской офтальмологии Антуан Мэтр-Жан (1650-1730) провел собственные исследования и получил такие же результаты. Этот факт академия уже не могла оставить без внимания. Независимая экспертиза была поручена одному из авторитетнейших медиков Франции, лейб-хирургу короля Мэри Жану (1645-1722). Глубокое изучение вопроса показало, что Бриссо был подвергнут совершенно незаслуженной критике. Соответствующие извинения были немедленно принесены, и в 1708 г. академия приняла решение выступить с официальным заявлением о том, что зрение возможно и без хрусталика.

От очков к искусственному хрусталику

Появление наркоза, понятий об асептике и антисептике, изобретение антибиотиков и доступность очков вывело операции по удалению катаракты на уровень рутинных хирургических вмешательств. ХХ в. снял последние покровы с тайны строения глаза и отдельных его структур, и офтальмологи стали задаваться вопросами повышения качества жизни своих пациентов. В частности, рассматривать перспективы протезирования хрусталика.

Основным камнем преткновения долго оставался вопрос о материале для внутриглазной (интраокулярной) линзы. Стекло, идеальное с точки зрения прозрачности, химической инертности и пригодности к стерилизации, было слишком тяжелым. Но в 1922 г. немецкий химик Герман Штаудингер описал молекулярную структуру и строение пластмасс (за что в 1953 г. получил Нобелевскую премию), и в распоряжении врачей оказались новые материалы.

Первую операцию по имплантации внутриглазной линзы выполнил английский офтальмолог Гарольд Ридли 8 февраля 1950 г. Мемориальная доска в честь этого выдающегося события установлена на месте его проведения - в лондонской больнице Святого Томаса. В качестве материала для изготовления первого искусственного хрусталика был выбран стеклоподобный полиметилметакрилат. Военный офтальмолог с большим опытом, смелый экспериментатор несколько раз наблюдал пациентов с осколками этого пластика в глазах и был уверен в его "химическом спокойствии". А 9 июля 1951 г. работа Ридли "Интраокулярные акриловые линзы" уже была представлена на офтальмологическом конгрессе в Оксфорде.

Так в истории лечении катаракты началась новая эра ИОЛ (интраокулярных оптических линз), развитие которой продолжается и сейчас.

    Реклама на dsnews.ua