• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Карл Бильдт: Нужно отказаться от попыток перезагрузить отношения с Россией

Все прошлые попытки Запада переналадить отношения с Москвой заканчивались либо ничем, либо ухудшали ситуацию

Президент России Владимир Путин
Президент России Владимир Путин / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Экс-премьер-министр Швеции, известный дипломат и один из авторов проекта Восточного партнерства Карл Бильдт в колонке The Washington Post объясняет, почему Западу следует не пытаться улучшить отношения с режимом Путина, а дождаться, когда в России произойдет внутренняя перезагрузка.

Создается такое впечатление, что ничто на дипломатической арене не повторяется так часто, как попытки перезагрузить отношения с Россией.

В 2009 г. свою нашумевшую перезагрузку начала администрация Обамы. Вслед за этим обросла неудачными попытками перезагрузить отношения с Россией Владимира Путина и европейская политика.

В 2010 г. Европейский союз и Россия запустили крайне амбициозное Партнерство для модернизации, а год спустя канцлер Германии Ангела Меркель выступила с инициативой "Мезеберг", направленной на построение более тесных и более структурированных отношений между ЕС и Россией в сфере безопасности.

Российская агрессия против Украины в 2014 г. все эти усилия похоронила, но ненадолго. Через некоторое время Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), где председательствовала тогда Швейцария, учредила группу видных деятелей, чтобы попытаться найти путь к перезагрузке отношений.

А после ряда довольно критических замечаний по поводу трансатлантических отношений, прозвучавших летом 2019 г., президент Франции Эммануэль Макрон стал инициатором амбициозного стратегического диалога с Москвой, направил в столицу России министров и создал рабочие группы.

И вот теперь новый верховный представитель ЕС Жозеп Боррель тоже прошел собственный, но уже истоптанный до него путь.

Реклама на dsnews.ua

Последствия всех этих попыток более или менее одинаковы: в лучшем случае — ничего, а в худшем — дальнейшее ухудшение отношений.

Безусловно, существуют действительно важные сферы избирательного сотрудничества с Россией, которые пережили ухудшение отношений. Так. администрация Байдена возобновила диалог для достижения стратегической стабильности и по вопросам ядерного оружия, а Европа очень хочет обсудить с Россией возобновление соглашения о Совместном всеобъемлющем плане действий (ядерную сделку с Ираном), изменение климата и другие вопросы.

Но одна ласточка весны не сделает. И раз за разом такие события, как применение "Новичка" в Британии; регулярные кибератаки, в частности, на парламенты Германии и Норвегии; отказ участвовать в расследовании катастрофы рейса МН17 Malaysia Airlines; или недавняя попытка отравить Алексея Навального подрывают усилия по созданию более конструктивных отношений.

Такие инциденты вредят отношениям, но главная причина постоянных неудач в попытках перезагрузить диалог заключается в том, что есть фундаментальные направления, где Россия категорически отказывается менять собственную политику и вместо этого оценивает любую дискуссию как шанс заставить уже Европу отказаться от своей политики и принципов.

С европейской точки зрения самым серьезным препятствием является политика России непосредственно в отношении соседей. Признание Южной Осетии и Абхазии независимыми государствами, а также агрессия против Украины и аннексия Крыма, а затем созданием российского "мини-государства" на Донбассе являются нарушениями основополагающих принципов европейской безопасности.

В 2016 г., когда ЕС принял некоторые принципы, на которых строит свои отношения с Россией, первым из них было полное соблюдение минских договоренностей о восстановлении территориальной целостности Украины на Донбассе. Пока же Кремль не желает предпринимать каких-либо вызывающих доверие шагов в этом направлении.

Двойственны и ожидания Кремля в контексте его попыток наладить диалог по вопросам европейской безопасности. Во-первых, он хочет прямого или косвенного признания наличия у него права голоса в политике ближайших соседей, де-факто ограничивая их суверенитет. Во-вторых, хочет сбросить с себя оковы обязательств в ОБСЕ и других обязательств в области прав человека и, таким образом, получить полную свободу действий в преследовании своих граждан, когда только пожелает.

Уроки же, которые следует извлечь из множества неудачных попыток перезагрузки, таковы: только решительно противодействуя этим попыткам, мы можем со временем заставить Россию пересмотреть ее политику. Это единственный верный путь к более конструктивным отношениям.

Как выразился бывший министр иностранных дел Молдовы Николаэ Попеску, у России "появится стимул к "перезагрузке" только тогда, когда Кремль наткнется на стену непримиримости Запада, и не сможет надеяться на то, что эту непримиримость можно будет как-то обойти или переждать. На данный момент частые предложения Запада о перезапуске отношений приводят лишь к еще большему игнорированию Россией интересов Запада в сфере безопасности в Восточной Европе или на Ближнем Востоке".

Ну, конечно, актуальны и внутренние проблемы России. Партнерство ради модернизации стало наследием эпохи Дмитрия Медведева, когда "модернизация" была модным словом в России. Но те времена прошли, и теперь мы наблюдаем застойный режим, который начинает бояться собственной слабости в то время как все острее становится вопрос преемственности.

Вполне вероятно, что нам придется ждать до тех пор, пока в России не состоится своя внутренняя перезагрузка, которая, возможно, является необходимым предисловием для перезагрузки внешней. Как сказала Кадри Лийк из Европейского совета по международным отношениям, Евросоюзу и Соединенным Штатам, возможно, придется "быть готовыми к годам разочарования в отношениях с режимом в Москве, который медленно разлагается, не способен переродиться и беспокоится о собственном выживании".

    Реклама на dsnews.ua