• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Победа со вкусом поражения. Кто сформирует новое правительство Польши

Несмотря на первое место партии власти на выборах, новое правительство может сформировать оппозиция

партия Ярослава Качиньского
Для партии Ярослава Качиньского (в центре) нынешняя победа может оказаться пирровой
Реклама на dsnews.ua

Победу на выборах в Сейма и Сенат Польши одержал альянс "Объединенная правица", в состав которого входят правящая партия "Право и справедливость", "Объединенная Польша", "Республиканцы", "Пяст" и "Кукиз'15". ".

По итогам подсчета 56,13% голосов, обнародованных на сайте Избирательной комиссии, на выборах в Сейма "Объединенная десница" набирает 37,88%; оппозиционная либеральная "Гражданская коалиция" ("Гражданская платформа", "Современная", "Зеленые", "Польская инициатива", "АГРОуния", "Хорошее движение") – 28,25%; оппозиционный "Третий путь" ("Народная партия", "Польша 2050") – 14,37%; оппозиционные эсдеки из "Левицы" ("Новая левая", "Левые вместе", "Уния труда", "Социал-демократия Польши", "Свобода и равенство", Социальное движение", "Польская социалистическая партия") – 8,3% ультраправая "Конфедерация свободы и независимости" ("Новая надежда", "Национальное движение", "Конфедерация польской короны"), призывающая к прекращению поддержки Украины — 7,29%.

В Сенат: "Объединенная правица" — 37,26%; "Гражданская коалиция" – 27,12%; "Третий путь" – 10,12%; "Конфедерация" – 7,22%, "Левица" – 5,8%;

Это уже четвёртая победа ПиС на выборах; и третья – подряд. В то же время совершенно очевидно, что партия Ярослава Качиньского не будет иметь большинства, а значит, и возможности единоличного законотворчества. Более того, весьма вероятно, что несмотря на первое место на гонке она не сможет сформировать правящую коалицию, а значит и новое правительство. Ведь пока продолжается подсчет голосов, экзит-полы свидетельствуют о том, что тройка оппозиционных сил — "Гражданская коалиция" экс-премьера Дональда Туска, "Третий путь" журналиста Шимона Головни и бывшего министра семьи, труда и соцполитики в правительстве Туска Владислава Косиняк-Камиша, а также "Ливица" (лидеры: Влодзимеж Чарзастый, Адриан Зандберг, Роберт Бедронь, Магдалена Биеят, Войцех Конечный, Вальдемар Витковский) — могут суммарно получить около 248 мандатов в Сейме (161 у ГК, 57 — "Третий путь", 30 – "Левица"). ПиС же предварительно получает 198 мандатов, и вместе с потенциальным партнером по коалиции — "Конфедерацией" (14 мандатов) — может рассчитывать на 212 мест в Сейме из 460. То есть оказывается в меньшинстве.

Впрочем, президент Польши Анджей Дуда уже заявил, что право сформировать коалицию и правительство предоставит прежде всего победителям — своей партии ПиС.

Ошибки ПиС

Следует также отметить и очень большой интерес к этим выборам со стороны поляков. Явка оказалась исторически высокой – около 73% и превосходит 1989 г., когда поляки прощались с коммунизмом. Собственно, высокая явка (где избиратели до утра стояли под участками), обусловила также задержку обнародования данных последних экзит-поллов.

Реклама на dsnews.ua

Высокую явку на парламентских выборах обусловили многие факторы — как внутренние, так и внешние. К последним, конечно, относится российская агрессия против Украины, в которой большинство поляков стоят на стороне украинцев.

Что касается внутренних вопросов, то это и сугубо экономические (в том числе постпандемические проблемы), и сугубо политические, поскольку эта предвыборная кампания была невероятно напряженной, чрезвычайно наэлектризованной.

Основная борьба шла между ПиС Качиньского и "Гражданской платформой" Туска, и она была довольно персонализированной. В конце концов этого можно было ожидать, учитывая давнюю "любовь" ПиС к бывшему премьеру Польши и экс-президенту Евросовета, известному своей проевропейскостью. Качиньский и его партия, между тем, избрали путь конфронтации с Брюсселем и Берлином, последовательно оспаривая право Германии быть "руководителем" ЕС.

Польские обозреватели также отмечают, что партия Качиньского допустила другие ошибки во время кампании. К примеру, польский политолог Богуслав Хработа считает, что "Право и Справедливость" на выборы шла без новой, интересной программы и без свежих идей. Старые обещания по социально-политической или экономической программам не удивили электорат, тем более что Туск, которого ПиС пыталась максимально демонизировать, уверял избирателей: урезания социальных выплат не будет.

Персонализированная поляризация кампании, антигерманская компонента и антимиграционная политика ПиС как раз обеспечили мобилизацию электората оппозиционных партий (особенно "Третьего пути"). Заместитель главного редактора Rzeczpospolita Михал Шулджинский отмечает, что сосредоточенность ПиС на фигуре Туска было просчетом, поскольку большинство электората из категории тех, кто не определился на момент выборов, на самом деле оказались потенциальными избирателями именно оппозиции, которым помогло определиться с симпатиями чрезмерное внимание к лидеру, а не к их программам.

Еще одной ошибкой в Польше уже называют решение партии власти провести параллельно с выборами в парламент общенациональный референдум, на который было вынесено четыре вопроса: о продаже госимущества иностранцам, повышении пенсионного возраста, демонтаже стены на границе из Беларуси и допуске в страну нелегальных иммигрантов с Ближнего Востока и Африки. Все эти вопросы, по плану ПиС, должны были усилить ключевые позиции партии на выборах, но заинтересовали они лишь электорат партии Качиньского и "Конфедерации". И по последним данным явка на референдуме составила чуть более 42%, то есть его результаты не являются обязательными. Другими словами, поляки не повелись на эту манипуляцию, хотя активно голосовали на выборах.

Впрочем, Лех Валенса, первый президент Польши, избранный с 1926 г. на демократических выборах и действительно историческая фигура, предостерегает оппозицию от "эйфории". Валенса "не верит Качиньскому" и предполагает, что, возможно, результаты экзит-поллов и официальные результаты будут иметь серьезное отличие.

Действительно, уже сейчас заметно, как некоторые представители ПиС в комментариях СМИ начинают продвигать аргументы о недостоверности экзит-полов, отталкиваясь от полученной журналистами неофициальной информации о возможном отказе дать ответ социологам под участками около 12% поляков. Аналогичные нарративы, напоминает Newsweek Polska, в ПиС продвигались и во время последних выборов в Европейский парламент.

Два года противостояния

И все же подавляющее большинство польских экспертов и медиа считают, что, несмотря на формальную победу "Объединенной правицы" на выборах, по существу она скорее потерпела поражение, а коалиция будет сформирована при участии оппозиционных партий.

Вместе с тем, президентом Польши до 2025 г. будет Анджей Дуда, поэтому политическое противостояние между ПиС и оппозицией продолжится. И уже посредством борьбы между правительством и канцелярией президента, а также в парламенте, где оппозиция все же не будет иметь количества голосов, достаточного для преодоления президентского вето.

Точки столкновения же состоят и в отличии отношения партий к ЕС, и по внутриполитическим вопросам, например, права женщин на аборты.

Однако до окончательных результатов выборов и собственно формирования коалиции сложно и не имеет особого смысла пытаться спрогнозировать уровень этого политического противостояния. Хотя, учитывая давнюю неприязнь, все же не следует исключать серьезных парламентских кризисов в будущем, вплоть до досрочных выборов.

Они могут оказать влияние и на поддержку Варшавой Украины. К этому тоже мы должны быть готовы. Несмотря на то, что и ПиС, и оппозиция одинаково придерживаются позиции продолжения помощи Киеву в сдерживании российской агрессии (Туск, кстати, призывает даже усилить поддержку), потенциальные парламентские кризисы могут обусловить определенные технические – процедурные – препятствия аналогичные тем, что мы сейчас наблюдаем в Соединенные Штаты.

Однако в случае формирования коалиции оппозицией и ее дальнейшего успешного функционирования, вероятно, Киев и Варшава смогут наработать компромиссные те или иные решения. В частности, и в отношении экспорта украинского зерна. Но поиск таких решений зависит не только от нового правительства Польши, но и от украинской власти, которой все же пора отойти от эмоциональной дипломатии и предпочесть более прагматические подходы в отношениях с партнерами.

    Реклама на dsnews.ua