• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Промежуточные выборы США. Как демократам удалось избежать краха и чего ждать Украине

Демпартия проигрывает выборы в нижнюю палату Конгресса, однако имеет большие шансы удержать Сенат.

Промежуточные выборы в США
Промежуточные выборы в США / Chatham House
Реклама на dsnews.ua

Восьмого ноября в Соединенных Штатах Америки прошли промежуточные выборы, ставшие своеобразным "референдумом" для президента Джо Байдена перед выборами 2024 г. Положительно ли прошел для него этот референдум пока сказать сложно, поскольку подсчет голосов в некоторых штатах продолжается. Но определенные выводы как о промежуточных выборах, так и даже о референдуме уже можно сделать.

Итак. По традиции первые промежуточные после избрания президента выборы правящая партия проигрывает. Так что некоторые поражения Демпартии (спойлер) не были сюрпризом.

Неожиданностью стали разногласия в прогнозах и результатах выборов. Прогнозы для демократов на эти выборы были неутешительными. Так, Республиканская партия, среди которой политики, выступающие за сокращение или даже прекращение военной поддержки Украины, согласно распространеному и самому негативному сценарию, должна была получить большинство в двух палатах Конгресса – Сенате и Палате представителей.

Относительно Палаты, некоторые аналитики из ведущих американских изданий остановились на цифре в 67-100 кресел преимущества "слонов" над демократами. Все сходились на том, что республиканцы получат большинство (а это 218 мандатов против 183, или меньше). Что же касается Сената, то здесь у республиканцев должно быть плюс 5 мест, то есть 55 против 45.

Однако катастрофы не произошло. Демократы показали более лучшие результаты, чем прогнозировалось.

По состоянию на 8 утра в Киеве 10 ноября республиканцы взяли 207 мест в Палате представителей, демократы – 184. По прогнозу, например, Politico, "слоны" получат еще 15 кресел, то есть будут иметь большинство. Впрочем, демократам обещают около 17 мандатов. То есть о преимуществе в 67, или, тем более, в 100 мандатов, речь уже не идет.

Обе партии пока имеют по 48 мест в верхней палате Конгресса — Сенате. Наибольшее внимание было уделено четырем штатам, решающим судьбу Сената – Аризоне, Джорджии, Неваде и Пенсильвании.

Реклама на dsnews.ua

Большой штат – Пенсильванию – в борьбе за место в Сенате выиграл недавно перенесший инсульт экс-губернатор-демократ Джон Феттерман. Именно на способности "встать и продолжить" он выстроил свою кампанию. Феттерман победил известного телеведущего и кардиохирурга на пенсии Мехмета Оза – 50,5% против 47,1%.

В остальных трех штатах продолжается подсчет голосов.

Но в Джорджии по результатам подсчета 98% голосов побеждает демократ – пастор Рафаэль Уорнок (49,4%), с которым соперничал футболист-республиканец Гершель Уокер (48,5%). Результат будет ясен после второго тура выборов, назначенного в связи с тем, что ни один из кандидатов не набрал 50%.

В Неваде проработано 79% голосов, впереди республиканец, юрист Адам Лаксальт (49,6%). Его визави – тоже юрист Кэтрин Кортес Масто (47,4%).

В Аризоне подсчитали 70% голосов. Лидером сейчас является демократ – астронавт Марк Келли (51,4%). У республиканца – венчурного капиталиста Блейка Мастерса – 46,4%.

Вероятность, что "слоны" выиграют во всех трех штатах, конечно, есть. Но если Уорноку (98% проработанных бюллетеней) и Келли (опережает на 5%) удастся удержаться, то демократы сохранят для себя Сенат, ведь на выходе получат те же 50 кресел плюс главу палаты, то есть вице-президента США Камалу Гаррис.

Попали впросак с правами и свободами

Большинство в Сенате демократам необходимо, в частности, для контроля за назначением судей. Занятно, что одно судебное решение привело к поражениям республиканцев в ряде штатов.

Речь идет о решении Верховного суда США от 24 июня 2022 об отмене конституционного права на аборт, которое было закреплено в вердикте 1973 г. по делу "Роу против Вейда".

Отмена права на аборт непосредственно аффилирована с ультраконсервативными республиканцами. И понятно, что это решение не очень хорошо отразилось на результатах выборов.

Так, губернатор-демократ Мичигана Гретхен Уитмер выиграла второй срок, победив республиканца Тюдора Диксона, поскольку ее кампания строилась на противоположных "слонам" взглядах на аборты.

Аналогичная судьба постигла и Дуга Мастриано – республиканца, пытавшегося добыть в борьбе губернаторство Пенсильвании, однако уступил демократу Джошу Шапиро.

Демпартия выдвинула вопрос абортов на первое место в своей предвыборной кампании, потому что для 7 из 10 избирателей этот он, вопрос, стал основным. Дело в том, что решения Верховного суда, как и взгляды ультраконсерваторов, были восприняты как наступление на всеобщие права и свободы человека.

Поэтому республиканцы оказались в ловушке, сделанной собственноручно. Ведь когда сторонники Дональда Трампа 6 января 2020 г. ворвались в Капитолий, многие "слоны" защищали протестующих, апеллируя именно к правам и свободам человека, в частности, к праву на протест.

Через два года выяснилось, что право на аборт ничем не хуже права на протест. Нельзя защищать людей, решивших захватить федеральное здание (один из символов американской демократии), прикрываясь правом на протест, и одновременно лишать американских женщин права распоряжаться своим телом.

Тектонические социополитические сдвиги

Кроме, скажем, технических особенностей кампаний и результатов эти выборы также четко проиллюстрировали впечатляющие изменения в американском обществе. Речь идет об электоральной миграции по уровню образования и этническим признакам.

Эти тенденции наблюдались в последнее десятилетие, однако во время этих выборов сформировались окончательно. Социологи, проанализировав возраст избирателей, цвет их кожи и уровень образования, выяснили: образованные американцы, vast majority, предпочитают демократов (хотя и в Демпартии хватает не менее скандальных аналогов трампистов), в то же время менее образованные американцы поддерживают республиканцев. Не последнюю роль в этом процессе в свое время сыграл сам Трамп – бизнесмен с огромными пробелами в знаниях по многим сферам. Который этим к тому же еще гордится.

Второй тренд только формируется – речь идет об определенной расовой деполяризации. Еще недавно Республиканская партия считалась партией "белого человека", или даже "большого белого человека". Латиноамериканцы, афроамериканцы, выходцы из азиатских стран в большинстве своем поддерживали демократов.

Однако во время этих выборов оказалось, что принадлежность к той или иной этнической группе уже не является гарантированной привязкой к группе электоральной . В частности, наблюдается приток голосов к "слонам", например, от латино- и темнокожих американцев. Распределение по этническим признакам уступило делению на прагматиков и тех, кого привлекает правый популизм. В частности, трамповский – шумный, по-голливудски сочный, но нереалистичный.

Впрочем, среди избирателей, избравших популизм, есть и "романтики" с довольно реалистичными взглядами или хотя бы мечтами. Во время президентской кампании Трампа в 2015 г. новоявленный MAGA-консерватизм (консерватизм, построенный на трамповской максиме Make America Great Again) строился на противопоставлении реднеков и богачей, хотя сам Трам относится к последним. Зажиточных американцев провозгласили виновниками обнищания жителей Ржавого пояса. Между тем пошедшие за Трампом младшие республиканцы предпочли бы значительные изменения в экономике, чтобы утверждать, что MAGA — это не только о прошлом, но и о будущем Соединенных Штатов — успешных и таких, которые свой успех создали своими силами на базе консервативных ценностей и национального эгоцентризма.

Не все Трампом мазано

С Трампом, кстати, связан еще один любопытный тренд. Результаты демократов на промежуточных выборах, являющиеся репетицией выборов 2024 г. (и референдумом по поддержке Байдена), должны были стать фоном для триумфального возвращения Трампа на большой политический Олимп Америки.

Ожидалось, что после голосования 8 ноября он уведомит о намерении идти на выборы 2024 г. от своей партии. Но неожиданно анонс был перенесен на 15 ноября. Естественно, это может быть элементом шоу полностью в стиле Трампа. Однако после провала Демпартии к элементу интриги добавились и реальные позиции "слонов", учитывая президентские амбиции Трампа.

В таких штатах как Джорджия, Нью-Гэмпшир, Огайо, Аризона и в некоторых других умеренные республиканцы (кандидаты в Палату, Сенат или на должность губернатора), имели более высокую поддержку, чем откровенные трамписты или ультраконсервативные республиканцы. И это при том, что среди этих республиканцев есть критики Трампа (скажем, губернатор Джорджии Брайан Кэмп).

Если же взглянуть на любимую трампову Флориду, где находится его скандальная резиденция Мар-а-Лаго, из которой недавно федералы изымали прихваченные Трампом из Белого дома документы, то в этом штате победу на выборах губернатора одержал действующий глава штата, республиканец и потенциальный визави Трампа в номинации в 2023 г. Рон Десантис. Получил с преимуществом над демократом в 20%, в то же время Трамп в 2020 г. имел только +3%. И увеличение влияния и рейтинг Десантиса свидетельствует о расколе в Республиканской партии. Свидетельством тому, как пишет The New York Times, и угрозы Трампа Десантису обнародовать на него компромат в случае его номинации на выборы-2024 г.

В общем персона Трампа скорее навредила "слонам", хотя это не означает, что партия откажется от его риторики. Подтверждение – ряд эпизодов защиты Трампа в качестве президента в ущерб рейтингам и интересам партии.

В то же время поддержки Байдена искали немногие демократы. Фактически Демпартия на выборы шла, держа определенную дистанцию с действующим президентом, у которого довольно низкий рейтинг (40-41%). Это и предотвратило, очевидно, электоральную катастрофу. Однако нарративы Байдена демократы поддерживают благодаря партийной дисциплине (в отличие от республиканцев).

Еще одна причина "успеха" демократов на выборах – поколение Z (не путать с российскими адептами войны), рожденное с 1997 по 2012 гг. Именно эти молодые люди в основном и голосовали за демократов. В частности, избиратели в возрасте 18-29 лет обеспечили демократам 28 мест в Палате представителей. В то же время самыми большими поклонниками республиканцев были люди в возрасте от 65 лет.

Возрождение республиканцев

Трудно вспомнить такое радикальное изменение политического тона от одних выборов к другим.

В 2018 и 2020 гг. политики-демократы предлагали широкий взгляд на то, как перестроить отношения между правительством и гражданами. В этом же году риторика предвыборной кампании была более сдержанной, политика более взвешенной. Демократы больше не говорят о неминуемой политической трансформации, как и не очень охотно говорят о структурных дисбалансах американской жизни — экономическом и расовом неравенстве.

Кандидаты от Демпартии дистанцировались от президента, но в унисон с ним рассказывали об инвестициях в будущее (здесь и выплаты сокращенным во время COVID-кризиса, и "большое строительство" Байдена), противопоставляя свой "здоровый подход" радикализму республиканцев эпохи Трампа.

Сегодня демократы заняли глухую оборону, спровоцированную прагматизмом: они боятся того, что произойдет с политикой, если республиканцы вернут власть. Однако неизвестно, сработает ли этот центризм, в котором демократы будут выглядеть рациональным истеблишментом, а республиканцы революционерами, если Трампа не будет в бюллетене.

Пока трамписты не в фаворе. И похоже, что в Республиканскую партию возвращается конкуренция. Окончательно это выяснится в номинации в следующем году. Между тем Илон Маск прикупил себе Twitter и начал поддерживать вероятного оппонента Трампа — Десантиса.

Так что промежуточные выборы вряд ли станут мощным трамплином для новой президентской гонки Трампа. Да и конкуренция в номинации обещает быть серьезной — взять хотя бы поединок между ним и губернатором Флориды.

Что же касается Украины, то риторика отдельных республиканцев (да и "прогрессивных" демократов) относительно быстрого завершения российско-украинской войны, потому что идущие в поддержку Киева финансы нужны самим Штатам, никуда не денется.

Республиканцы, особенно трамписты, будут играть на этой теме и посылать нам неприятные сигналы. С этим следует смириться и относиться как к значимым составляющим внутренней политики США, в которой отношения двух государств, на удивление, снова не стали одним из факторов влияния. Однако Украина осталась в повестке дня. Да, некоторые республиканцы продвигают нарратив об уменьшении или остановке помощи Украине, однако их меньшинство. Остальные же, как и большинство демократов, понимают, что война России против Украины — это цивилизационный разлом, непосредственная угроза дальнейшему существованию международной системы безопасности, а также системе международного права. Если автократия – Россия – одержит победу, это развяжет руки другой, более мощной автократии – Китаю. Китай же своим оппонентом и соперником считают обе партии. Вот почему Украине снова удалось сохранить двухпартийную поддержку в Штатах.

    Реклама на dsnews.ua