• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

"Грудью проложим себе!"

Стать активисткой женского движения Femen очень просто. Нужно соответствовать лишь двум критериям - быть женщиной и не бояться раздеться на улице. Так
Реклама на dsnews.ua

В канун 8 Марта "ВД" решила внимательнее присмотреться к одному из феноменов украинской политики - женскому общественному движению Femen. Непредсказуемость, сексуальность и яркие эмоции - это так по-женски. И это то, чего уже давно не хватает нашей политике, чтобы быть по-настоящему интересной избирателям

Стать активисткой женского движения Femen очень просто. Нужно соответствовать лишь двум критериям — быть женщиной и не бояться раздеться на улице. Так что когда корреспондент "ВД" получила редакционное задание влиться в ряды скандальной организации, чтобы увидеть ее деятельность изнутри, важнее всего было подготовиться психологически.

Далее — дело техники: страничку одной из лидеров Femen, Инны Шевченко, в социальных сетях найти несложно. А там она не стесняется выкладывать номер своего мобильного телефона. Перед тем как позвонить, была придумана красивая легенда: молодая актриса любительского театра ре­­шила грудью проложить себе путь в по­­литику. "Инна, здравствуйте, меня зовут Ярослава. Я бы хотела стать участницей Femen, это возможно?" — "Привет, конечно возможно, давай встретимся завтра и все обсудим".

На следующий день в киевском кафе "Купидон" Инна Шевченко уже вела беседу за чашечкой кофе: "Здесь мы тусуемся, это, можно сказать, наша штаб-квартира. Ежедневно в кафе находится четыре человека: я, Саша Шевченко, Аня Гуцол и Виктор Святецкий (PR-менеджер — прим ВД.)". Именно в этом кафе руководство Femen планирует новые акции, придумывает лозунги для плакатов и проводит собеседования с новичками.

Реклама на dsnews.ua

"Очень хорошо, что ты актриса, — говорит Инна, — ведь акции нашего движения — тот же театр. Даже, наверное, круче театра. Когда первый раз выйдешь и разденешься — ты это поймешь. Тут живые эмоции, адреналин". Вопрос о рисках, связанных с проведением публичных акций, не застал Инну Шевченко врасплох: "Милиции бояться нечего. У нас с ними хорошие от­­ношения, когда камеры выключены. Так что ты не бойся их. Ничего плохого они не сделают".

После этого началось самое интересное. Чтобы стать активисткой Femen, не требовалось ни копии паспорта, ни заявления. Оказалось, достаточно сфотографироваться на телефон Инны Шевченко с обнаженной грудью. Для этого пришлось… закрыться в туалете. "Мы ведем базу всех участниц движения, это фото как раз для базы". После этого корреспонденту "ВД" было почти торжественно объявлено, что она принята в ряды организации.

Дебют

По прошествии двух дней после туалетного "ритуала посвящения" журналистке "ВД" позвонила Инна Шевченко: "Мы улетаем в Москву для проведения антипутинской акции и хотели бы тебя взять с нами. Полетишь? Все оплачивает организация, с тебя только согласие". В тот же день ровно в 16.00 в кафе "Купидон" состоялось собрание участников акции.

Стало сразу понятно, что за сценарий ответственны Инна Шевченко и формальный лидер организации Анна Гуцол. Они вели своеобразный тренинг. Главный его смысл: нужно вести себя агрессивно, но расчетливо. "Всегда следи за фотоаппаратами. Если они опущены и нет вспышек — ты не интересна, ты проиграла, — поясняет Инна. — Привлекай к себе внимание любым способом. Кричи, если поймаешь взгляд прохожего, набрасывайся на него с криками. Кричи на милицию, когда она к тебе подходит. Будь обезьяной, помни: пока на тебя направлена камера — ты обезьяна".

Особый инструктаж касается мимики и жестов: "Следи за руками. Ты должна всегда держать руки в кулаках — это поза воина. Грудь вперед, лицо — злое". Тренинг длился три часа. Среди прочего, нужно было усвоить и правила поведения в случае атаки милиции. Здесь все направлено на то, чтобы в итоге получились яркие фотографии: "Когда подходит ми­­лиция — сразу падай, расслабленное тело они поднять не смогут. Это закон физики. Отбивайся ногами — это закон Femen. Так они к тебе не смогут подойти. Не бойся бить милиционеров, это шоу, провоцируй их". И тут же руководительницы Femen признаются, что иногда приходится вызывать милицию самим, если ее долго нет.

Уже следующим утром такси везло девушек-участниц в аэропорт. В Москву самолет прибыл в 10.00, а уже через три часа было запланировано начало акции. В дороге продолжался инструктаж, но уже не общий, а более конкретный: "Москва — не Киев, здесь все по-другому. Это не наши менты — церемониться не будут. Нужно быть более осторожной".

По приезде всем девушкам роздали сим-карты с российскими номерами. Позже эти номера были написаны у каждой на теле. "Это необходимо для того, если мы где-то потеряемся. Никто не знает, на сколько мы задержимся, на день или на неделю".

На Павелецком вокзале участницы акции зашли в туалет и в грязных кабинках разрисовали друг друга. После этого каждая надела на голое тело пальто и во главе с Анной Гуцол отправилась к Собору Христа Спасителя. Сама Анна, кстати, в последнее время на акциях грудь не оголяет, ограничиваясь лишь координацией действий активисток.

На площади перед собором уже в 12.50 было полно журналистов с фото- и видеокамерами. Анонсирование акций в прессе у Femen организовано очень хорошо. К счастью, в этот раз все обошлось без жестких столкновений с милицией. Ну а "картинку" для журналистов обеспечила охрана собора, которая пыталась прекратить демонстрацию оголенных девичьих прелестей. Участницам акции в ответ на уговоры охранников немедленно одеться оставалось лишь делать "злое лицо" — на протяжении 40 минут.

С миру по нитке

Финансированием деятельности Femen занимается так называемый попечительский совет. Анна Гуцол на одной из интернет-конференций назвала некоторых его членов. Это бывший владелец медиахолдинга KP Media американец Джед Санден, немецкий миллионер Гельмут Гайер, не­­мецкая бизнесвумен Беат Шобер и киевский PR-технолог Андрей Коломиец.

Сами они без особого энтузиазма комментируют эту информацию. В офисе Джеда Сандена, в частности, "ВД" сообщили, что сейчас финансирование с его стороны уже прекращено.

Судя по всему, бизнес-модель Femen построена таким образом, что единого заказчика акций или приоритетного фи­­нансового донора просто нет. Любое заинтересованное лицо может без проблем найти Анну Гуцол в том же кафе "Купидон".

Известно, что она нередко отказывает потенциальным заказчикам. Ведь ее главные условия: идея акции должна быть интересна самой руководительнице организации, а подготовка и реализация — построены на партнерских принципах. То есть без диктата со стороны заказчика. И это, согласитесь, вызывает уважение.

Именно так, по данным "ВД", у Femen построено сотрудничество с политиком Сергеем Тигипко, который без особых претензий со своей стороны поддерживает совместный проект организации с сайтом LB.ua. Но как распределяется ежемесячная сумма размером $5 тыс. — коммерческая тайна. "ВД" предоставило возможность главному редактору LB.ua Соне Кошкиной подтвердить или опровергнуть эту информацию. Она порекомендовала написать вопросы ей на Facebook, но в итоге так и не ответила на них.

А вот мультимиллионер Вадим Рабинович твердо заявил, что удивлен стабильными слухами о его спонсировании скандального женского движения: "Я их раз в жизни видел, и то — по теле­­визору. О каком спонсировании мо­­жет идти речь?!"

Стоит отметить, что отдельной статьей доходов Femen является интернет-магазин, в котором на продажу выставлены довольно забавные товары. Например, за $70 можно приобрести так называемый сиськограф. Выбранная на вкус заказчика ак­­тивистка Femen раскрашивает грудь в желтый и голубой цвета, "прикладывается" к ватману, и после небольшой доработки получается плакат с символикой женского движения. К товару прилагается фотоотчет о его создании.

Предварительно, конечно, нужно перевести деньги на банковский счет Анны Гуцол. Белые футболки с этой же символикой под названием "Юля" продаются по $13, а такие же, но черные с названием "Витек" — уже почему-то по $20. Тут же благоразумно размещено предупреждение о том, что любые совпадения с именами политиков случайны.

Почти партия?

В ходе выполнения редакционного задания журналистке "ВД" удалось пообщаться с другими девушками — участницами Femen. Оказалось, что многие из них не разбираются не только в политике, но и в целях акций, в которых принимают участие. Для них это скорее развлечение и способ самоутверждения.

Так что Femen если и можно считать организацией идеологической, то лишь в отношении ее самого активного руководящего ядра. И в этом, наверное, прелесть женского движения. Оно не ограничивает себя какими-то политическими рамками. Тем обиднее будет, если они появятся после регистрации в качестве партии. В этом контексте вспоминается "Пора", чье по-молодежному наивное очарование в 2004 году пропало сразу после объявления о намерениях принять участие в парламентских выборах. Остается надеяться, что женская интуиция подскажет Femen более оптимистичные перспективы.  

{(26)}

    Реклама на dsnews.ua