• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

С деньгами на выход

Реклама на dsnews.ua
Внешне наш бизнес достаточно спокойно отреагировал на разразившийся на Кипре финансовый кризис. Украинские олигархи не кричали на каждом углу о своих

Внешне наш бизнес достаточно спокойно отреагировал на разразившийся на Кипре финансовый кризис. Украинские олигархи не кричали на каждом углу о своих потерях, как их коллеги из России (у которых в кипрских банках застряло 20 млрд евро), а в лихорадочно перенаправляли денежные потоки в обход оскандалившегося острова. С одной стороны, потери наших толстосумов оказались не самыми крупными в мире: порядка 2–3 млрд "украинских" евро кипрские банки заморозили на личных депозитах физлиц и еще 3-5 млрд на текущих счетах компаний, через которые юрлица гоняют платежи по всему миру. С другой — бизнесмены Украины не очень любят рассказывать о своих связях с оффшорами, даже с бывшими.

Давняя привязанность

Впрочем, как бы ни маскировал отечественный бизнес свои связи с Кипром, они все равно отражаются в общем платежном балансе страны. А он свидетельствует о том, что последние семь лет островное государство является главным иностранным инвестором Украины. Всего, по данным Госстата, за годы независимости оно направило в украинскую экономику около трети всего объема прямых иностранных инвестиций — $17,3 млрд. Не менее активно и отечественные предприятия инвестировали на Кипр: объем украинских вложений в остров составил 90,8% от общего объема наших инвестиций в другие государства.

Причина столь тесных инвестиционных взаимоотношений известна: официально лишившись статуса оффшора, Кипр остался страной с одной из самых низких ставок налогообложения и весьма либеральными условиями администрирования налоговых платежей. Но главным аргументом для наших компаний является действующее соглашение между правительствами СССР и Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, принятое еще в 1982 г. (новое соглашение с Украиной еще не ратифицировано парламентом). По нему, к примеру, выплата кипрской компанией дивидендов, процентов, роялти на счет нерезидента не облагается налогами. Украинские налоговые поборы заметно выше: в нашей стране с аналогичных выплат в пользу иностранцев приходится платить 21%, резидентов — от 5 до 15%. Что позволяет использовать кипрскую юрисдикцию для налоговых оптимизаций и вывода капитала. По оценкам ГНС, объем средств, ежегодно выводимых из Украины на Кипр и другие государства с льготным налогообложением, составляет порядка $10 млрд.

Все дороги ведут на Кипр

Наши толстосумы никогда не любили говорить о своих связях с бывшим оффшором и проявляют сдержанность после разразившегося на минувшей неделе финансового скандала. Хотя многие воротилы украинского бизнеса связаны с ними напрямую. Главным "любителем" Кипра в Украине традиционно считается крупнейшая финансово-промышленная группа страны — СКМ, подконтрольная самому богатому человеку Украины Ринату Ахметову. Она еще в 2003 г. зарегистрировала на острове фирму под названием SCM (System Capital Management) Limited, а в 2008 г. основала там же главную холдинговую компанию группы — SCM Holdings Limited. В 2011 г. последней структуре были переданы корпоративные права на все активы (украинские и зарубежные), входящие в группу СКМ (кроме ЗАО "Систем Кепитал Менеджмент", которая на 100% принадлежит самому г-ну Ахметову). А в прошлом году Ринат Леонидович напрямую стал единоличным собственником кипрской SCM Holdings Limited.

Какие денежные потоки проходят через эти компании, оценить сложно, однако, исходя из масштаба бизнеса Рината Ахметова, они могут измеряться сотнями миллионов долларов. Так что на этом фоне весьма странно и самонадеянно выглядело заявление донецкой группы, озвученное на прошлой неделе, о том, что она не пострадает от финансовых потрясений на Кипре в целом, и от введения налога на депозиты в частности, если на него решиться местное правительство.

Реклама на dsnews.ua

Не намного меньшие объемы средств проходят и через банковские счета кипрских "прокладок" еще одной крупной финансово-промышленной группы Украины — "Приват". Днепропетровцы оценили преимущества налоговой системы острова еще в 90-х годах. На текущий момент на компании-резиденты Кипра оформлены основные активы "Привата": акции крупнейшего нефтедобывающего предприятия "Укрнафта", пакеты Никопольского, Запорожского и Стахановского заводов ферросплавов. К тому же Приватбанк является единственным украинским финучреждением имеющем на горе-острове свой филиал. Также ключевые активы на Кипре держит и Виктор Пинчук. Его трубные заводы находятся в собственности компании Interpipe Limited, а телеканалами СТБ, ICTV и "Новый" опосредованно владеют кипрские фирмы Mamton Holdings, Benverano Holdings и Nebestan Limited соответственно.

Не обошелся без инвестиций с острова и бизнесмен, контролирующий крупнейшие предприятия азотной и титановой отраслей — Дмитрий Фирташ. Его главная холдинговая компания — австрийская Group DF International — полностью оформлена на кипрскую фирму Letan Investments. А химический холдинг Ostchem, являющийся основой его бизнеса, имеет четко выраженные островные корни. Именно на Кипре зарегистрированы ключевые предприятия Дмитрия Васильевича во главе с Ostchem Holding и Ostchem Ventures. Причем на Ostchem Holding заведены миллиардные финансовые потоки, ведь именно эта компания с 2011 г. поставляет на химические заводы Украины природный газ. Правда, в структурах г-на Фирташа предпочитают не комментировать данную тему, и если даже и говорят об этом, то только в позитивном ключе. "Мы не собираемся закрывать наши кипрские компании и не планируем предпринимать каких-либо шагов в отношении финансовых ресурсов на острове. Компании, которые там зарегистрированы, там и останутся", — заверила "ДС" финансовый директор Group DF Анна Овдиенко. В группе также сообщили, что не собираются менять схему поставок газа в Украину. Ostchem Holding, зарегистрированный на неспокойном острове, по-прежнему будет оставаться его поставщиком на наши заводы.

В аналогичном духе высказался и миллиардер Олег Бахматюк, под контролем которого находится крупнейший (по размерам земельного банка) аграрный холдинг Украины Ukrlandfarming и главный производитель яиц Avangardco. Он рассказал "ДС", что пока события на Кипре не влияют на его бизнес, хотя и признал нервные настроения, которые довлеют над его бизнесом. "Шум, конечно, поднялся негативный, и это всех напрягает. Киприоты фактически убивают свою финансовую систему. Но мы не планируем менять юрисдикцию. После того, что уже сделано, думаю, кипрским властям нужно будет повышать лояльность к себе со стороны юрлиц, и мы на это рассчитываем", — заявил "ДС" Олег Бахматюк.

Хватай и беги

Показное спокойствие на минувшей неделе было присуще практически всему деловому бомонду Украины. Но только внешнее. Неофициально финдиректора наших компаний сообщали "ДС", как лихорадочно ищут выход из катастрофической ситуации на острове. Если на личные депозиты своих боссов они временно махнули рукой (после того как их заморозили кипрские банки, с ними ничего нельзя было сделать), то финансовые потоки компаний старались переориентировать как можно оперативнее, дабы поступающие на Кипр деньги не оказались замороженными. Кто-то занялся этим еще в январе–феврале 2013 г., а кто-то лишь на прошлой неделе.

Они спешно искали альтернативные юрисдикции для структурирования бизнеса и прав собственности на него: массово перерегистрировали компании, через которые ведется международный бизнес, меняли реквизиты в международных контрактах, выбирали новые русла для существующих финансовых потоков. Пока это не вылилось в серьезное подорожание оптимизационных схем. Стоимость содержания кипрских компаний, услуг местных юристов и аудиторов, хотя отнюдь не дешевая, однако вполне сопоставима по цене с аналогичными услугами в других юрисдикциях. Обслуживание схем взяли на себя все те же юристы-международники, расценки которых остаются неизменными. А вот за перенаправление финансовых потоков с Кипра наши компании уже начали платить на 10–30% дороже. "Киприоты едва ли откажутся от соблазна установить для убегающих денег "фильтры". Ведь с этими деньгами они попрощаются навсегда, и тут уже не до сантиментов", — отметил директор адвокатской фирмы "Киевская аудиторская служба" Владимир Гаркуша.

Издержки на открытие новой оффшорной компании в зависимости от юрисдикции на минувшей неделе составляли от $1,5 тыс. до $20 тыс. (оплачиваются единоразово). Цены на ежегодное обслуживание варьировались от $1 тыс. до $10 тыс. в год: в эту сумму входят аудиторские услуги, секретарский сервис, сдача отчетности, услуги номинального директора. "Стоимость открытия новых корпоративных счетов в финучреждениях находилась на уровне $500–1000 (единоразово). Размер банковских комиссий за перечисление денег чаще всего оставался фиксированным, и персональным для каждого банка. А услуги налоговых консультантов за разработку новой налоговой схемы или за изменение существующей оплачивались по ставке от 250 до $400 за час работы одного специалиста", — сообщил "ДС" адвокат, партнер корпоративной и судебной практики юридической компании TIC Денис Писанный.

Каждому своя гавань

География, в рамках которой перераспределялись кипрские капиталы украинских компаний и личные накопления наших олигархов, зависела от вида капиталов. "Например, если говорить о деньгах, которые не используются в бизнесе, а просто хранятся в виде депозитов, то их предпочитали накапливать преимущественно в успешных европейских странах (Англия, Швейцария, Австрия, Лихтенштейн). Также среди украинских бизнесменов, как, кстати, и российских, были также популярны Виргинские острова", — рассказал "ДС" г-н Писанный.

Совсем другая ситуация наблюдалась со средствами компаний. Новые гавани для создания холдингов выбирали по нескольким критериям. Во-первых, такие юрисдикции должны были иметь стабильное законодательство и не подпадать под прямое влияние Соединенных Штатов и Евросоюза (их борьба с оффшорами может быть чревата не одним неприятным сюрпризом). Во-вторых, валюты таких стран должны быть конвертируемы и стабильны, но при этом не подконтрольны внешним эмиссионным центрам, таким как ЕЦБ и Федеральная резервная система США. В-третьих, новые налоговые гавани должны были отличаться надежной репутацией, какую некогда имел и Кипр. "По всем этим критериям бизнесу подходят Гонконг, Сингапур и Объединенные Арабские Эмираты. Причем ОАЭ — наиболее приемлемый вариант. С середины 2000-х в Эмиратах регистрируются исключительно оффшорные компании без участия резидентного "спонсора". С этим государством у Украины есть Соглашение об избежании двойного налогообложения, оно также отсутствует в перечне Кабмина оффшорных зон. ОАЭ — крупнейшая в Азии торговая и финансовая площадка, а дирхам — свободно конвертируемая и стабильная валюта", — отметил Владимир Гаркуша. Еще одним надежным убежищем для нашего бизнеса становился и Гибралтар, на территории которого иностранные компании могут быть вообще освобождены от налогообложения (если ведут деятельность вне территории страны).

Дальнейшая судьба кипрских вкладов отечественных компаний и олигархов будет зависеть от действий местного правительства и банков. От островных чиновников ждут оперативного утверждения полноценной антикризисной программы, а от финансистов — роскошных программ лояльности для тех, кто думает остаться. Неофициально наши бизнесмены признают, что могут дать себя уговорить оставить средства: высокими ставками по депозитам и мизерными расценками за обслуживание. Может, на Кипре и не останутся все капиталы, которые залежались на счетах до начала кризиса, однако там может задержаться хотя бы их часть. По информации "ДС", финансовые директора украинских компаний уже развернули с кипрскими банкирами соответствующие переговоры.

Проморгали кризис

Скандал, разразившийся на Кипре, снова подтвердил удручающую беспомощность лидеров европейских стран и руководства Евросоюза в кризисных условиях. В Старом Свете не смогли оценить значение небольшого островка (с населением менее 1 млн человек) и его банковской системы для всего мира и оперативно принять меры для предупреждения нового витка финансового кризиса. Проблему отложили "на потом", и она вылилась в обвал курса евро и шок вкладчиков — местных и иностранных. Медлительность и расхлябанность чиновников, спровоцировавшие потрясения на Кипре, в самое ближайшее время могут аукнуться всему ЕС: ошарашенные европейские вкладчики, узнавшие, что политики могут блокировать и насильно отбирать у них деньги, начнут активно изымать свои сбережения из банков и прятать "под матрац". И остановить этот процесс не смогут ни уверения руководства ЕС в неприкосновенности капиталов в других странах Старого Света, ни антикризисная программа, принятая на горе-острове на выходных. Она включает реструктуризацию местных банков, ограничения по движению капиталов и создание Национального фонда солидарности, которое объединит госактивы, под залог которых будут выпущены чрезвычайные государственные облигации. На Кипре, да и в Европе в целом, достаточно финансовых гениев, которые очень оперативно придумают, как в обход любых ограничений выудить из банков свои средства и надежно припрятать их в другом месте. Западные вкладчики, раньше ставившие на первое место доходы и процентные ставки, теперь задумаются о банальной сохранности нажитого.

От руководства Европейского союза сейчас ждут только одного — оперативной реакции на будущие финансовые потрясения в ЕС и предупреждения проблем, о которых известно заранее. Если в Старом Свете не отработают универсальный механизм упреждения новых финансовых кризисов, то Европу будет лихорадить едва ли не каждый месяц. Следующей после оскандалившегося Кипра может стать Италия, отягощенная гигантским госдолгом, которая к осени, так же как и проблемный остров, может оказаться на грани дефолта.

Убийцы евро

Кипрские события вылились на прошлой неделе в обвал курса евровалюты. За считанные дни он просел с $1,3076 до $1,2941/евро и только к концу торгов в пятницу немного скорректировался вверх, до $1,295/евро. "Кипрские события и предлагаемые антикризисные меры заставляют людей нервничать, опасаться повторения подобной ситуации в других странах Евросоюза. Инвесторы активно избавляются от валюты ЕС, и это может вылиться в существенный отток капитала из европейского региона", — прокомментировал настроения инвесторов валютный аналитик швейцарского банка UBS Мансур Мохи-уддин. Нервные торги на рынке евро/доллар финансисты обещают и на этой неделе. Валютные котировки будут напрямую зависеть от заявлений политиков и финансистов, участвующих в антикризисной программе Кипра и, по мнению большинства банкиров, окажутся не в пользу евровалюты. "Есть риск снижения курса евро до $1,2650", — считает директор австралийской инвесткомпании Rochford Capital Дерек Мамфорд. Заморозка кипрских счетов украинских компаний пока почти не отразилась на нашем валютном рынке. Курс гривни просел лишь на одну копейку: с 8,129 грн. до 8,139 грн./$. По оценкам казначеев наших банков, приток СКВ на украинские счета экспортеров сократился на 5–10%, поскольку не все компании успели оперативно перенаправить денежные потоки и некоторые платежи увязли при прохождении через островные финучреждения. Банкиры рассчитывают, что в самое ближайшее время финансовые директора до конца отладят новые схемы движение своих капиталов, и те больше не будут задерживаться из-за Кипра. По словам валютчиков, на этой неделе курс гривни должен колебаться в рамках 8,3–8,4 грн./$.

    Реклама на dsnews.ua