• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Экспорт для своих

С 15 ноября Украина вводит запрет на экспорт зерна. При этом излишки зерна достигают 3 млн т, или почти треть годовой потребности. Закрыв эти немалые
Реклама на dsnews.ua

С 15 ноября Украина вводит запрет на экспорт зерна. Такую меру министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк традиционно объясняет "заботой о продовольственной безопасности страны".

Но ей-то пока ничего не угрожает — излишки зерна достигают 3 млн т, или почти треть годовой потребности. Закрыв эти немалые объемы внутри страны, чиновники спровоцируют снижение закупочных цен. А уже весной эмбарго могут заменить экспортными квотами.

Доступ к ним, скорее всего, получат близкие к кураторам отрасли трейдеры, которые к тому времени скупят у селян пшеницу по дешевке и заработают сверхприбыли от ее перепродажи за рубежом.

Зерно под замком

Игры чиновников с зернотрейдерами в свободный рынок закончились. Несмотря на подписанный меморандум о сотрудничестве и данные компаниями обещания сверять планируемые к вывозу объемы зерна с Министерством аграрной политики и продовольствия, глава этого ведомства Николай Присяжнюк объявил о полном запрете экспорта пшеницы с 15 ноября.

По предварительным данным, ограничения продлятся вплоть до конца нынешнего маркетингового года, то есть до июня 2013 г. На кукурузу и ячмень запрет распространяться не будет (согласно меморандуму их можно вывезти из страны 12,4 млн и 3 млн т соответственно).

В качестве аргумента, заставившего Минагрополитики пойти на жесткие меры, г-н Присяжнюк назвал слишком активный экспорт пшеницы. С начала этого сезона трейдеры уже вывезли 3,8 млн т зерна нового урожая. С учетом законтрактованных, но еще не отгруженных партий экспорт до середины ноября должен составить порядка 5,5 млн т.

Реклама на dsnews.ua

Это превышает объемы, закрепленные в меморандуме, даже с учетом введенной чиновниками дополнительной квоты в 1 млн т в середине октября. Такое положение, по словам Николая Присяжнюка, ставит под угрозу продовольственную безопасность страны и может в самое ближайшее время спровоцировать подорожание хлеба.

Однако элементарные расчеты показывают, что глава Минагрополитики, мягко говоря, лукавит. Урожай пшеницы в этом году составил 14 млн т при внутреннем потреблении в 10–12 млн т. С прошлого сезона остались более чем существенные переходные запасы, объем которых аналитик консалтинговой компании ААА Мария Колесник оценивает в 7–8 млн т.

Учитывая наличие столь значительных резервов, Украина вполне могла бы поставить на внешние рынки еще как минимум 2–3 млн т пшеницы. Иначе к началу следующего сезона у аграриев останется чрезмерный переходной запас зерна в 7 млн т, тогда как для гарантирования продовольственной безопасности вполне достаточно 3–4 млн т.

Если в 2013 г. мы получим хороший урожай, как обещает все то же Министерство аграрной политики, лишние запасы будут давить на рынок, провоцируя снижение цен на зерно.

Но ведомство г-на Присяжнюка глухо к подобным аргументам. А сами трейдеры, которые в прошлые годы активно отстаивали свое право на экспорт, в этот раз в открытую не сопротивляются. Более того, в анонимных комментариях, которые стали появляться в прессе, они даже благодарят министерство за "прозрачную и предсказуемую политику".

Проще говоря, за то, что оно не ввело экспортные ограничения задним числом, дав компаниям время закрыть хотя бы текущие контракты. Сговорчивость экспортеров объясняется просто: они опасаются, что чиновники могут им помешать продавать кукурузу, окончательно лишив заработков.

Ведь выделенная трейдерам квота в 12,4 млн т, по подсчетам руководителя агентства "Про Агро" Николая Верницкого, может закончиться уже к маю, и торговцы рассчитывают выбить у чиновников дополнительные объемы для этой культуры.

Гадание на колосках

Больше всего экспортеров сейчас интересует, смогут ли они выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями для своих кошельков и репутации. Хотя экспортные ограничения не стали для рынка сюрпризом и практически все трейдеры с начала осени работали с международными покупателями на коротких контрактах, некоторые компании все же могут не успеть с отгрузками последних партий до 15 ноября.

К примеру, согласно договорам с правительством Египта (крупнейший потребитель украинской пшеницы на мировом рынке), наши поставщики должны обеспечить отгрузку в эту страну 55 тыс. т зерна в ноябре и декабре. Уже сейчас понятно, что выполнить эти обязательства не удастся.

К тому же не исключено, что до 15 ноября значительные его партии застрянут в портах. Ведь из-за дефицита вагонов и судов трейдеры работают менее оперативно, чем рассчитывали.

Теоретически иностранные покупатели могут оштрафовать их за срыв договоренностей (обычная сумма неустойки — 5% от суммы контракта). Избежать санкций можно лишь в случае, если удастся доказать, что речь идет о форс-мажорной ситуации. Для этого экспортеры должны предъявить официально опубликованный и вступивший в силу документ, предусматривающий введение эмбарго. Но пока его нет, и точные сроки появления неизвестны.

По словам Николая Присяжнюка, соответствующее постановление должен принять Кабинет Министров. Однако, по мнению партнера юридической фирмы "София" Александра Поливодского, для полного запрета экспорта недостаточно не только правительственного постановления, но и отдельного закона, даже если бы таковой был спешно разработан и утвержден парламентом.

"Для этого нужно полностью поменять законодательную базу, регулирующую внешнеэкономическую и торговую деятельность, и внести изменения в Конституцию. Кроме того, если Украина официально введет такой запрет, будут нарушены правила ВТО, согласно которым о планируемых ограничениях членов торгового клуба нужно предупреждать за шесть месяцев", — говорит юрист.

Он допускает, что отечественные чиновники будут искусственно тормозить экспорт, вводя различные технические препятствия (требования по дополнительной сертификации товара, оформлению таможенных документов, вести задержку судов в портах и пр.). В этом случае речь о форс-мажоре идти не будет, и экспортерам придется платить многомиллионные неустойки из своего кармана.

Помимо финансовых потерь нашей стране, входящей в десятку крупнейших экспортеров зерна в мире, грозит и очередной удар по имиджу. На прошлой неделе комиссар Европейского Союза по вопросам сельского хозяйства Дачиан Чиолош заявил, что он "глубоко разочарован намерениями Украины прекратить экспорт пшеницы".

По его словам, это решение окажет ненужное давление на международные аграрные рынки. Нашу страну, учитывая страсть отечественных чиновников ко всякого рода запретам и квотам, уже давно считают ненадежным поставщиком. Понятно, что голод не тетка, и даже с учетом подмоченной репутации зерно у нас все равно покупают (в основном страны Африки и Азии). Но контракты с лучшими ценами все же уходят более предсказуемым поставщикам.

"Например, египетское правительство включает проштрафившихся в тендерный список, но, как показывает практика, они не побеждают, сколь бы выгодные условия не предложили", — отмечает Николай Верницкий. В прошлые годы украинскую пшеницу на международном рынке с успехом замещала российская. И не исключено, что так будет и в этот раз.

Хотя в РФ урожай зерна в этом году невысок (порядка 38 млн т), власти заявили, что не намерены вводить каких бы то ни было ограничений на его экспорт.

Закрывай и властвуй

Эмбарго ударит и по аграриям, об интересах которых якобы печется ведомство Николая Присяжнюка. В последние месяцы их товар продавался словно горячие пирожки, что способствовало росту цен. Стоимость продовольственной пшеницы на минувшей неделе составила 2,05 тыс. грн./т, что почти на 20% больше, чем в начале сезона.

Сокращение спроса на зерно со стороны трейдеров будет способствовать снижению цен. По прогнозам Украинской аграрной конфедерации, уже до нового года они могут опуститься ниже отметки в 2 тыс. грн./т, а в последующие месяцы — до 1,8 тыс. грн./т.

Глава Аграрного союза Геннадий Новиков говорит, что, как только на рынок просочилась информация о грядущем закрытии экспорта, мукомольные предприятия и переработчики зерна просто приостановили закупки, ожидая обвала цен. "Можно не сомневаться, что они попытаются надавить на селян и выбить у них скидки", — резюмирует он.

Скупать урожай задешево имеют шансы и трейдеры. Не исключено, что в феврале–марте следующего года Минагрополитики в очередной раз пересчитает зерновой баланс и "внезапно" обнаружит, что на рынке есть значительные лишние запасы пшеницы, которые можно вывезти из страны.

Как власти будут снимать ограничения, пока неизвестно. Но, по данным "ДС", кураторы отрасли рассматривают не вариант полной отмены эмбарго, а введение экспортных квот с начала 2013 г. И тут может начаться самое интересное. Опыт прошлых лет наглядно подтверждает, что квоты у нас распределяются в ручном режиме.

Именно благодаря лояльности ведомства г-на Присяжнюка в 2011 г. на рынке стала доминировать скандально известная компания "Хлеб Инвестбуд", которой досталась большая часть квот на экспорт зерна. В этот раз претендентом на самые жирные квоты может стать новый фаворит властей — созданное в текущем году ООО "Трейд Хаус Украина", которое, по слухам, входит в орбиту Николая Присяжнюка.

Даже при условии, что мировые цены на пшеницу останутся на нынешнем уровне ($320/т), ее удешевление на внутреннем рынке позволит компании заработать на каждой тонне более 600 грн. Если учесть, что запасы "лишнего" зерна на рынке сейчас оцениваются как минимум в 2 млн т, цена вопроса достигает 1,2 млрд грн.

Пролет нормальный

Этот год обещает стать одним из самых урожайных для продавцов зерна. Призрак дефицита продовольствия, который бродит теперь не только по Африке и Азии, но и подбирается к старушке Европе, заставляет страны, не располагающие достаточными запасами съестного, спешно закупать увеличенные партии пшеницы.

Учитывая плохой урожай в большинстве государств — поставщиков зерна, эта тенденция лишь подстегивает ценовой ажиотаж на международных биржах. С начала года пшеница подорожала на мировых рынках почти на 40% — до $320, и это не предел — уже в декабре ее стоимость может превысить $340/т.

Теоретически данный тренд весьма выгоден для нашей страны, которая даже в плохие годы собирает больше зерна, чем требуется для удовлетворения внутренних потребностей.

Тем более что 80% нынешнего урожая — это высококачественная продовольственная пшеница, которую особенно ценят заграничные покупатели. Но воспользоваться удачно складывающейся ситуацией трейдеры не смогут, поскольку с 15 ноября Министерство аграрной политики введет полный запрет на экспорт пшеницы.

Чиновники ссылаются на тающие запасы зерна в стране, что якобы угрожает ее продовольственной безопасности. Но независимые эксперты в один голос утверждают, что лишние запасы в Украине измеряются миллионами тонн. И если запереть их на внутреннем рынке, это приведет лишь к снижению закупочных цен и разорению аграриев. Впрочем, есть повод подозревать, что, собственно, для этого эмбарго и вводится.

Близкие к власти трейдеры получат возможность задешево скупить зерно, а уже после этого чиновники могут "одуматься" и ввести экспортные квоты. Наибольшие шансы получить их, как показывает отечественная практика, имеют связанные с профильным министерством компании.

Реализация такой схемы может принести ее организаторам более 1 млрд грн. чистой прибыли. Другое дело, что репутация Украины на мировом зерновом рынке после таких манипуляций будет сильно подмочена. И покупатели зерна, скорее всего, предпочтут иметь дело с нашими более предсказуемыми соседями — россиянами и казахами.

    Реклама на dsnews.ua