• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Потоки текут мимо

Конфликт с Москвой и охлаждение отношений с Европой могут осушить нашу газовую трубу. Россияне не только успешно запустили альтернативный нашей газотр
Реклама на dsnews.ua

Страусиная политика украинской власти в отношении энергобезопасности начинает приносить свои горькие плоды. Россияне не только успешно запустили альтернативный нашей газотранспортной системе "Северный поток", но и существенно продвинулись в строительстве "Южного потока".

Их выход на проектную мощность значительно снизит важность нашей страны как основного европейского газового транзитера. И тогда копеечная цена за нашу ГТС будет вполне оправданной. В то же время Брюссель, похоже, решил дистанцироваться от наших проблем: еврокредиторы отказываются от помощи в модернизации трубы, а потребители активно ищут другие источники поставок голубого топлива.

Меж двух "потоков"

Украина стремительно теряет в глазах Евросоюза позиции надежного партнера по транзиту газа. Чтобы гарантировать бесперебойные поставки голубого топлива в ЕС, нашу трубу нужно обновить. Еще в 2009 г. в Кабмине подсчитали: 70% общей длины газопроводов и около 80% компрессорных станций отработали более 20 лет.

Но Киев слишком долго игнорировал условия, при которых потенциальные кредиторы готовы были финансировать модернизацию отечественной ГТС, хотя их вряд ли можно было назвать невыполнимыми. Все, что хотели от Украины международные фининституты, — это внедрения прозрачных правил работы на газовом рынке и гарантий возврата вложенных средств (для этого предлагалось реструктуризировать НАК "Нафтогаз України", выделив из его состава транзитную составляющую).

Реклама на dsnews.ua

Не получив внятного ответа на свои предложения, Брюссель активизировал поиск альтернативных источников голубого топлива. И главным свидетельством этого является согласование с Россией проекта строительства второго "обходного" газопровода — российско-итальянско-немецкого "Южного потока". Еще несколько месяцев назад большинство экспертов считали этот проект утопичным.

Страны-транзитеры не давали своего согласия на прокладку новой трубы по своей территории, а ее цена (до 18 млрд евро) была слишком высокой для российского бюджета. Себестоимость проекта увеличивается еще и потому, что россиянам придется качать голубое топливо для этой трубы из Западной Сибири: весь газ из Каспийского бассейна законтрактован под другой газотранспортный проект — Nabucco. Но в конце декабря минувшего года Турция — ключевая транзитная страна проекта — дала согласие на прокладку трубы в своих территориальных водах.

Чуть ранее Москва подписала соответствующие межправительственные соглашения о строительстве газопровода с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Австрией и Хорватией. "Украине стоит опасаться реализации этого проекта даже больше, чем "Северного потока", — считает президент Международного энергетического Q-клуба Александр Тодийчук. Поскольку северная труба планировалась как канал поставки в Европу газа с новых месторождений, а вот "Южный поток" — это альтернативный трубопровод для уже существующих объемов.

Безусловно, заявления Кремля о том, что Украина однажды останется с нулевыми объемами транзита, нужно воспринимать с должной долей скепсиса. Ведь ежегодное потребление европейцами российского газа составляет порядка 154 млрд куб. м (планируемый объем поставок в 2012 г.).

Причем в будущем ЕС намерен увеличивать этот объем. Тогда как пропускная способность обоих обходных "потоков" — всего 118 млрд куб. м. К тому же для организации стабильных поставок на Запад российскому монополисту не обойтись без украинских газовых хранилищ. Однако резкое, как минимум вдвое, снижение объемов прокачки через Украину с нынешних 101 млрд куб. м в год — вполне реальная перспектива.

Устали от неадекватности

То, что Брюссель уже не рассматривает Украину в качестве основного транзитера, косвенно подтверждает и целый ряд заявлений о нежелании финансировать реконструкцию нашей газотранспортной системы. Деньги на модернизацию ГТС отказался давать Европейский банк реконструкции и развития — один из ключевых кредиторов отечественной инфраструктуры. Причиной отказа старший банкир ЕБРР Поль Шапиро назвал невыполнение Украиной взятых на себя обязательств: "Руководство "Нафтогаза" боится, что его сдвинут с насиженного места, потому препятствует любым изменениям.

Госмонополия могла бы быть достаточно прибыльной, но вместо этого превратилась в убыточную компанию. Не исключено, что инвестиции в украинскую ГТС со стороны Европы будут минимизированы также из-за строительства обходных газопроводов". Европейцам, похоже, надоело ждать от нашего руководства адекватного управления активами. "Украинский газовый рынок непрозрачен и управляется несколькими олигархами. Киев не предпринимает должных мер для снижения своей зависимости от российского газа. Страна, которая располагает 4% мировых запасов угля, вполне может увеличить его долю в своем энергетическом балансе. Ничего не делается для повышения энергоэффективности.

Не говоря уже о том, что нужно развивать собственную добычу газа", — заявил директор программы "Расширение ЕС и соседство" аналитического центра Demos Europa (Варшава) Адам Бальцер. Единственная помощь от ЕБРР, на которую теперь можно рассчитывать, — это кредит на $308 млн на модернизацию участка газопровода Уренгой–Помары–Ужгород, обновлением которого Киев уже занялся самостоятельно. Это не более 5–7% той суммы, которую брюссельские чиновники пообещали Украине на саммите по реконструкции ГТС три года назад.

Скидки в обмен на поддержку

Россия же, наоборот, планомерно окучивает новых потенциальных партнеров по газотранспортным проектам. Чтобы завоевать доверие европейцев, "Газпром" даже готов снижать для них цены на голубое топливо. Свои скидки у российского монополиста уже выторговали немецкие Wingas и VNG AG, итальянские Eni и Sinergie Italiane, французский GDF Suez, словацкий SPP, австрийский EconGas и греческий DEPA. Многим удалось добиться скидок, едва начав судебное разбирательство против "Газпрома".

В своих исках европейцы указывали, что цена на газ должна быть пересмотрена ввиду изменившихся экономических условий (спотовые цены на голубое топливо в некоторых случаях ниже "трубных" на $100–150 за тыс. куб. м). Однако нельзя исключать, что синхронные победы европейцев в локальных битвах — это плата за их молчаливое согласие на дальнейшее продвижение "Южного потока" и других проектов "Газпрома" на Запад. Ведь та же итальянская Eni является акционером южной трубы.

С Украиной Кремль не церемонится: скинуть 10% на стоимости газа российский газовый монополист готов лишь при условии строгого выполнения правила take or pay (т. е. сохранении выбора оговоренных объемов топлива). Хотя, к примеру, Eni получила скидку, не добирая до своего лимита. Украина не нуждается в таких объемах газа даже сейчас. А обязавшись импортировать их в будущем, подпишет смертный приговор инвестициям в диверсификацию поставок энергоносителей.

Развитие собственной добычи, альтернативных источников энергии, замещение газа углем и электричеством попросту утратят экономический смысл. Конечно, опыт Харьковских соглашений показывает, что в обмен на скидку Киев готов сделать "старшим братьям" и более интересные предложения, включая продажу части или всей газотранспортной системы. Однако официально "Нафтогаз" пока "думает" над этим предложением.

Паника на корабле

Когда отношения с Москвой зашли в тупик, в Киеве стали лихорадочно искать возможность усилить европейское направление. Виктор Янукович поручил до июня закрыть вопросы с подписанием соглашения об ассоциации, договора о зоне свободной торговли и дальнейшем упрощении визового режима. Пытаясь дистанцироваться от провала газовых переговоров с Россией, министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко вновь начал активно апеллировать к европейцам как единственно возможному гаранту надежных поставок газа через нашу территорию, реанимировав тему создания трехстороннего консорциума по управлению газотранспортной системой Украины.

Получив в ответ глухое молчание, в конце февраля г-н Бойко решился на отчаянный шаг: обратился в секретариат Европейского энергетического сообщества (ЕЭС) с жалобой на Словению, которая согласовывала проект части ветки "Южного потока". И обвинил само сообщество в нежелании защищать интересы своих членов, в том числе и Украины, участвуя в модернизации нашей ГТС. Ответ ЕЭС был однозначен.

"Мы будем приветствовать конкретное развитие любых проектов, которые могут решить вопрос поставок газа в регион, где его нет, и которые могут внести вклад в диверсификацию и безопасность поставок там, где он уже есть", — заявил в ответ на обвинения в поддержке "Южного потока" руководитель секретариата сообщества Славчо Нейков.

Выдвинутые г-ном Бойко претензии вполне оправданны. Строительство "Южного потока" противоречит Третьему энергопакету ЕС, который запрещает энергокомпаниям одновременно быть поставщиками, продавцами и транспортерами газа. Однако руководство Евросоюза очень часто идет на уступки собственным энергетическим концернам, нарушая внутреннее законодательство. К тому же сегодня существует диктат компании, добывающей или поставляющей газ, в данном случае "Газпрома". И желание Брюсселя обеспечить надежные поставки газа своим потребителям может перевесить стремление придерживаться всех законодательных нюансов.

Лакмусовой бумажкой в этом вопросе станет исход судебного разбирательства, инициированного "Газпромом" против правительства Литвы, которое решило оперативнее внедрить положения Третьего энергопакета и обязало компанию Lietuvos Dujos, на 37% принадлежащую российскому монополисту, предоставить план вычленения газотранспортной системы и передачи ее другому собственнику. Россияне считают такую инициативу национализацией и подали иск в Венский арбитраж о защите инвестиций. Но даже если конфликт разрешится в пользу прибалтов, далеко не факт, что Евросоюз применит такие же стандарты в отношении Украины.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Михаил Гончар, директор энергетических программ центра НОМОС

В целом Европейский Союз не поддерживает "Южный поток", и Европейская комиссия неоднократно об этом заявляла. В том числе и потому, что этот проект не соответствует подходам ЕС по диверсификации энергопоставок. Ведь диверсификация — это не просто другой маршрут, но и другой источник, другой контрагент поставок.

Более того, "Газпром" настаивает на том, чтобы на "Южный поток" не распространялись правила Третьего энергопакета, что неприемлемо для Еврокомиссии. Но если Украина и дальше будет заниматься ничегонеделанием в части модернизации газотранспортной системы, то "Газпром" воспользуется этим для усиления давления на Брюссель. А ведь у нас, если не принимать во внимание бизнес-план обновления ГТС, разработанный компанией Mott MacDonald, прогресс за последние три года — символично-бумажный.

Не исключено, что в Москве европейским партнерам так и говорят: "Видите, с Украиной одна морока, это зона риска, они ничего не делают. То ли дело мы, мы заботимся о вашем будущем, строим новые каналы поставок газа". Конечно, я очень сомневаюсь, что это давление приведет к открытой поддержке всем Европейским Союзом "Южного потока". Потому что пока у Брюсселя есть свои приоритеты: южный газовый коридор, в основе которого газопровод Nabucco.

Но риск снижения до минимума поставок через нашу страну очень велик. Это станет важным аргументом при переговорах о передаче "Газпрому" украинской ГТС. Ведь россияне серьезно заинтересованы не столько в трубах, сколько в подземных хранилищах газа, без которых поставлять топливо в Европу, особенно в лютые морозы, достаточно проблематично.

Андрей Романчук, управляющий партнер юридической компании Moris Group

Одной из основных целей Договора об учреждении Европейского энергетического сообщества, к которому присоединилась и Украина, является желание сторон создать интегрированный рынок природного газа на основе общих интересов. Договор призван повысить надежность поставок в условиях единого регуляторного пространства, а также защитить права конечных потребителей на стабильные поставки топлива.

По этому договору Украина действительно может претендовать на защиту собственных интересов. Но он не отвергает понятия конкуренции. Более того, создает предпосылки для ее существования. В том числе и в части строительства новых трубопроводов, которые должны обеспечить поставки в Европу каспийских, североафриканских и ближневосточных запасов газа.

Согласно статье 92 Договора об учреждении Европейского энергетического сообщества у страны есть право на обращение в различные органы объединения с жалобой о нарушении условий документа. Совет министров стран — участниц договора может определить, существовало ли серьезное и длительное нарушение другой стороной ее обязательств, и приостановить некоторые ее права. В частности, приостановить право голоса.

Однако в случае со Словенией максимум, на что может рассчитывать Киев, это рекомендация более тщательно прорабатывать договоренности с Россией, чтобы они не выходили за рамки договора. Поскольку вопросы предварительного согласования работ — это внутреннее дело каждой страны. Словенское правительство, как, впрочем, и итальянское, может вполне резонно заявить, что строительство новой трубы — это способ обеспечить стабильные поставки газа. В том числе и избегая не совсем надежной Украины. Поэтому письмо Минэнергоугля и обращения в ЕЭС вряд ли могут стать причиной остановки работ и переговоров по строительству "Южного потока".

    Реклама на dsnews.ua