• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Рентабельное меценатство

Парламентарии взялись за развитие меценатства. 31 июля на подпись Президенту направлена новая редакция Закона "О благотворительности и благотворительн
Реклама на dsnews.ua

Парламентарии взялись за развитие меценатства. 31 июля на подпись Президенту направлена новая редакция Закона "О благотворительности и благотворительных организациях", призванная упростить их работу, а значит, ускорить получение помощи нуждающимся в ней. В действительности же документ окажет неоценимую услугу минимизаторам.

Доходное место

По данным Министерства юстиции, у нас зарегистрировано более 1200 благотворительных организаций. Тем не менее во всемирном рейтинге оценки уровня развития системы бескорыстной помощи в более чем 150 странах мира Украина занимает обидное 105-е место. Депутаты считают, что причина этого кроется в несовершенстве отечественного законодательства, которое устанавливает для благотворителей слишком жесткие правила работы.

Чувствовать себя комфортно в рамках действующего закона удается лишь многочисленным структурам при госучреждениях, которые под видом добровольных пожертвований фактически собирают мзду с тех, кому приходится пользоваться услугами "подшефных" им ведомств. Самой знаменитой организацией подобного рода по праву можно считать Всеукраинский благотворительный фонд "Профессионал", идея создания которого принадлежит Николаю Азарову, тогда еще возглавлявшему налоговую.

В 2000–2004 гг. этому фонду жертвовали деньги и дорогие подарки в виде элитной недвижимости в разных уголках страны. Причина такой щедрости крылась отнюдь не в желании помочь вышедшим в отставку налоговикам (именно с этой целью и создавался "Профессионал"), а в необходимости защититься от наездов, которые ГНАУ тогда устраивала "непокорным".

Чтобы пресечь эту порочную практику, "регионалы" Юлия Левочкина и Александр Фельдман, литвиновец Олег Зарубинский и "нашеукраинка" Олеся Оробец подготовили новую редакцию Закона "О благотворительности и благотворительной деятельности" (проект №6343), который под занавес парламентской сессии был поддержан народными избранниками в целом.

Среди положительных его новаций сокращение до трех дней срока регистрации благотворительных фондов (сейчас на эту процедуру уходит не менее двух месяцев), карт-бланш на работу на всей территории страны (на данный момент, чтобы выйти на общегосударственный уровень, необходимо подавать дополнительный пакет документов), а также полный запрет госорганам выступать учредителями благотворительных организаций.

Реклама на dsnews.ua

Новый закон должен сделать деятельность этих фондов абсолютно прозрачной. Ведь в нем прямо указывается: информация о структуре и размере их доходов и расходов, а также условиях использования активов для благотворительной деятельности не является конфиденциальной информацией или коммерческой тайной.

Впрочем, при более внимательном прочтении документа становится понятно: благотворительность может стать вполне рентабельным видом бизнеса. К примеру, его авторы четко не зафиксировали статус благотворительных организаций как неприбыльных и "забыли" очень важное уточнение о том, что полученные пожертвования могут использоваться исключительно на благотворительные цели.

Все это можно было бы считать досадной невнимательностью законотворцев. Но нормы о невозможности получать прибыль от благотворительной деятельности исключены и из Хозяйственного кодекса. А одна из статей новой редакции закона о благотворительности, формально предусматривающая запрет на получение прибыли учредителями благотворительной организации, не исключает возможности зарабатывать на этом ее участникам, которые учредителями не являются.

Тайные ростовщики

Одним из источников получения прибыли благотворителями может стать, к примеру, кредитование за счет полученных от пожертвований средств. Новый закон гласит: учредители, члены благотворительной организации и связанные с ними лица не могут получать от нее займы. "Таким образом, документ допускает, что ссуды или кредиты за счет пожертвований могут получать другие лица. Более того, исходя из формулировок документа, благотворительная организация сможет выступать еще и поручителем или залогодателем по кредитным договорам юридических или физических лиц. Что уже является прибыльной деятельностью", — отмечают эксперты Главного юридического управления Верховной Рады.

Размах этой деятельности может придать и упраздненное в новом законе положение о том, что источником формирования имущества и средств благотворителя могут быть кредиты. "Недобросовестные благотворительные организации смогут использовать следующую схему: сначала собираются пожертвования, а после того, как на счетах будет аккумулирована значительная сумма, у "родственного" предприятия привлекается кредит, который изначально никто отдавать не собирается. Это дает право кредитору инициировать процедуру банкротства благотворительной организации, в ходе которой может быть взыскано все ее имущество, в том числе и пожертвования", — поясняет директор ООО "Юридическая контора "Спектор" Ольга Спектор.

Другую схему манипулирования пожертвованиями открывает норма законопроекта, согласно которой благотворитель сможет на конкурсной основе определять, кому должна перечислить средства благотворительная организация. Условия конкурса могут быть прописаны таким образом, что организация просто вынуждена будет перечислять средства аффилированным с благотворителем компаниям или учреждениям. Таким образом, меценат, с одной стороны, получит налоговый кредит на сумму благотворительного взноса (Налоговым кодексом предусмотрена такая льгота), а с другой (со стороны получателя, которым также, по сути, будет он) — необлагаемую налогом прибыль.

После вступления в силу нового закона благотворительные организации смогут активно использоваться для налоговых минимизаций. Сомнительным, в частности, является положение о благотворительных грантах — целевой помощи, которая должна быть использована получателем на протяжении определенного срока. "Согласно документу не использованный по назначению благотворительной организацией в течение определенного срока грант может быть возвращен благотворителю. Для мецената это может быть способом временно вывести деньги в благотворительную организацию для уменьшения своих налоговых обязательств (предоставление гранта) в определенный учетный период, а затем вернуть средства, когда это будет необходимо", — говорит Ольга Спектор.

Отдельно законотворцы позаботились о себе и первых лицах страны, включая Президента и его семью. "Если в действующей редакции благотворительного закона такие лица могут предоставлять помощь только из задекларированных средств, то в принятом документе данная формулировка исчезла. По сути, это позволит отмывать нелегальные доходы путем передачи помощи приближенному благотворительному фонду с последующей выкачкой их через третьих лиц", — считает адвокат ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Евгений Соловьев.

Контроль над использованием средств организациями также достаточно слабый. Например, непонятно, как проконтролировать выполнение нормы, согласно которой на административные издержки может быть потрачено не более 20% всего дохода благотворительного фонда. Поскольку ответственность за превышение этого лимита не предусмотрена, то и реализовать такой контроль на практике нереально. Кроме того, в новой редакции закона не предусмотрен и порядок учета средств благотворительной организации на отдельных банковских счетах — для хозяйственной и благотворительной деятельности, что открывает весьма широкие возможности для манипуляций с пожертвованиями.

Как стимулируют меценатов

Налоговое законодательство предусматривает для филантропов целый ряд налоговых льгот. Благотворитель имеет право уменьшить свою налогооблагаемую прибыль на сумму помощи, предоставленной безвозмездно пострадавшим от экологических или техногенных катастроф, стихийных бедствий, масштабных аварий. Не платятся налоги с целевой помощи больницам и больным, детским интернатам, тюрьмам, домам престарелых, ночлежкам, ученым, учебным заведениям, аматорским спортивным организациям. Но сумма помощи детдомам не должна превышать 300 тыс. грн. в год.

Нецелевая благотворительная помощь не облагается налогом, если ее сумма не превышает размера социальной налоговой льготы (на сегодняшний день — 1500 грн.). Причем, если облагодетельствованное лицо или организация не использовали полученную целевую помощь в течение 12 месяцев, благотворитель вынужден будет заплатить с нее налоги. Их также придется уплатить и в случае, если благотворительная помощь была предоставлена в виде подакцизных товаров (например, алкоголя, табака, автомобилей, нефтепродуктов), ценных бумаг и любых активов, предназначенных для использования в хозяйственной деятельности.

Налоговый кодекс напрямую запрещает предоставлять благотворительную помощь органам государственной власти, местного самоуправления или созданным ими неприбыльным организациям либо по их поручению третьим лицам, если это влечет за собой выдачу справок, разрешений или лицензий. Требования чиновников предоставить такую помощь считаются вымоганием взятки.

    Реклама на dsnews.ua