• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Пляжи вместо скважин. Почему нефть больше не вдохновляет саудитов

Молодой наследник престола Мухаммед ибн Салман возглавил экономическую революцию в Саудовской Аравии, цель которой - спрыгнуть с нефтяной иглы
Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com
Реклама на dsnews.ua

Купальщицы в бикини и наблюдающие за ними мужчины, потягивающие виски, - вот новый образ Саудовской Аравии. Страна готова отказаться от жестких религиозных законов и ограничений: по мнению правящей королевской семьи, пришло время готовиться к пост-нефтяной эре. Подготовка предполагает системную реорганизацию существующей экономической модели, основанной на притоке миллиардов нефтедолларов, а также реформу социальных институтов и их постепенную либерализацию.

Изменения будут проходить медленно - первые загорелые попки замелькают на саудовских пляжах только через пять лет. В 2022-м закончится строительство целого туристического микрогосударства на побережье Красного моря в северо-западной части Саудовской Аравии, подальше от святых мест и консервативных клириков. На территории самого крупного в стране (34 тыс. кв. км) туристического комплекса с 300 км линией золотых пляжей и 50-ю прибрежными островами будут действовать специально разработанные под него либеральные законы, позволяющие невиданные вольности. "Это проект уникальный не только своим масштабом. Он открывает новый для Саудовской Аравии сектор экономики - туризм", - прокомментировал объявление о начале строительства $4 миллиардного комплекса TheRedSea изданию Fortune политический обозреватель из Абу Даби Саид аль Ваххаби.

Туризма, как развитой отрасли, в Саудовской Аравии не существует.

По официальным данным, страна зарабатывает на туризме около $1 млрд в год, но в этом случае речь скорее идет о деньгах, оставленных иностранцами в шикарных отелях в саудовских мегаполисах. Морских курортов единицы и предназначены они для местного населения, привыкшего купаться в верхней одежде. Иностранцам такое не интересно. Туристический комплекс TheRedSea строится под богатого западного клиента и с учетом его потребностей. Если дело пойдет, таких курортов саудовцы готовы построить в количестве, достаточном для создания новой для своей экономики отрасли.

Новые отрасли

Создание новых отраслей - один из приоритетов государственной программы Vision 2030, включающей в себя комплекс мероприятий по переходу Саудовской Аравии от нефтезависимой экономики к рыночной экономической модели. Помимо туризма, нефтедоллары будут выделяться на создание IT- индустрии и авиатранспортной инфраструктуры.

Реклама на dsnews.ua

Саудовская Аравия, в отличие от большинства соседей по региону, в частности ОАЭ и Катара, не имеет развитых авиахабов и крупных национальных авиакомпаний. Частично это объясняется низкой миграционной активностью местного населения. У них нет необходимости искать работу за рубежом, поскольку им и дома неплохо платят.

Саудовцам нужны визы для посещения большинства стран, а процедура их получение такая же, как была у нас до безвиза: очереди в консульствах, пакеты документов и прочая бюрократия.

Более того, женщинам (по местным законам) нельзя путешествовать без сопровождения мужа. При отсутствии социального запроса авиатранспортная индустрия развивалась темпами, достаточными для обслуживания нетребовательных к комфорту паломников и иностранных рабочих, сотнями тысяч приезжающих в Саудовскую Аравию на заработки.

В июне руководство управления гражданской авиации (GACA) объявило о начале модернизации существующих аэропортов и строительстве четырех новых крупных хабов. Большинство проектов завершится к 2020 г. На сегодняшний день в стране действуют 27 аэропортов, обслуживающих 709 тыс. рейсов в год. Это немногим более, чем совершается только через, к примеру, американский аэропорт Далласа.

Главная особенность этих инфраструктурных проектов - они полностью или частично будут проданы частным инвесторам. В 2015-м в Медине был открыт новый международный аэропорт, впервые на 100% построенный на частные деньги. Для Саудовской Аравии это стало особым событием: абсолютное большинство компаний в стране являются государственными.

Иностранному инвестору не во что инвестировать в Саудовской Аравии, и стимулирование развития частного бизнеса рассматривается как возможность привлечь иностранный капитал.

Чтобы сдвинуться с мертвой точки, саудиты начинают массовую приватизацию.

Главным активом, который будет выставлен на продажу уже в следующем году - 5% акций крупнейшей нефтяной компании мира Aramco. Приватизация также поможет навести порядок на рынке труда. В стране на протяжении последних нескольких лет стабильно увеличивается уровень безработицы (12,7% в I кв. 2017-го). Причем без работы все чаще остаются сами саудовцы, тогда как для иностранного заробитчанина, коих в стране 9 млн, всегда есть предложения трудоустройства на рынке низкооплачиваемого и низкоквалифицированного труда.

Социальный контракт между правящей династией и гражданами предполагает беспроблемное трудоустройство в государственных компаниях или правительственных организациях для любого саудовца вне зависимости от его квалификации и желания ходить на работу. Этим граждане и пользовались: формально они были трудоустроены, получали высокие зарплаты, но работали мало, если работали вообще. В свою очередь, государство ежегодно тратило $100 млрд (одна седьмая ВВП) на субсидии госкомпаниям -  эти средства расходовались в основном на бонусы или оплату труда менеджеров и рабочих.

В начале года правительство попробовало встряхнуть многомиллионное царство тунеядцев, урезав госрабочим и служащим выплаты на 20%.

Но "провокация" не сработала: граждане возмутились, так что королю Салману пришлось быстро вернуть зарплаты и бонусы на прежний уровень, а в придачу еще и выплатить каждому компенсацию в размере его шестимесячного оклада.

Приватизация, по мнению саудовских реформаторов, переложит проблему перенасыщения госсектора малопродуктивной рабочей силой на плечи частных инвесторов, у которых не будет моральных преград сокращать персонал.

Частные компании выглядят более привлекательными для молодых саудовцев, за счет которых и растет безработица. Они все чаще отказываются занимать предлагаемые государством должности, не желая продвигаться по карьерной лестнице по выслуге лет, как это принято в местной корпоративной культуре.

Принц на белом коне

Средний возраст жителей Саудовской Аравии - 28 лет. Около 70% граждан - молодые люди в возрасте до 30 лет. Ради них и затевается перестройка экономики, ведь это им жить в пост-нефтяной эре. Возглавляет реформаторское движение 32-летний кронпринц Мухаммед ибн Салман, личность неоднозначная и не вписывающаяся в патриархальный уклад седовласых правителей Саудовской Аравии.

Именно по его указу было объявлено о сокращении зарплат госслужащим. Это случилось в тот момент, когда 82-летний король Самлан, страдающий деменцией, приболел на несколько дней. Более того, почти сразу после объявления о сокращениях наследник престола купил у российского водочного олигарха Юрия Шеффлера за 500 млн евро шикарную яхту "Серена". Это и возмутило граждан, заставило короля встать с постели и вернуть все как было.

Но молодого принца любят в стране и ему многое прощают.

После окончания университета Мухаммед ибн Салман, или ЭмБиЭс (MBS), как его называют простые граждане, попробовал себя в частном бизнесе, основав несколько компаний. Увидев, в каких неблагоприятных условиях существует частное предпринимательство, принц ушел в госсектор на руководящие должности  - набираться опыта для проведения экономической революции. С 2009-го он официально числился советником своего отца, от которого учился государственному управлению.

Как только в 2015-м корона перешла Салману ибн Абдул-Азизу аль Сауду, молодой принц получил должность министра обороны страны и руководителя нефтяной госкомпании Aramco.

Как политический лидер Мухаммед ибн Салман уже успел наломать дров: именно он, без согласования с Национальной гвардией, отдал приказ о вводе саудовских войск в Йемен. Расчет был на блицкриг, а быстрой победы принц решил дождаться на курорте на Мальдивах, где его не могли найти американцы, ошарашенные неожиданной военной операцией Саудовской Аравии. Но блицкриг не удался: военное противостояние в Йемене переросло в затяжной конфликт и гуманитарную катастрофу. Мухаммед ибн Салман также был инициатором торговой блокады Катара. У молодого принца еще будет возможность проявить себя в большой политике, если он займет трон. В истории страны только один раз власть переходила от отца к сыну.

Пока принц не является самостоятельной фигурой на политической арене, но в экономике ему позволено все.

Именно Мухаммед ибн Салман разработал долгосрочную стратегию реформирования экономики Vision 2030. Помимо акцента на развитии частного предпринимательства, инфраструктурных и туристических проектов, приватизации, стратегия предполагает создание $2 триллионного национального фонда благосостояния, действующего по принципу норвежского фонда, аккумулирующего доходы от продажи нефти.

Единственная сфера, к которой запрещено прикасаться молодому реформатору, - система религиозно-политического управления. Многочисленные сказочно богатые престарелые саудиты вполне могут позволить принцу проводить экономические эксперименты до тех пор, пока те не нарушают устоявшуюся политическую иерархию.

    Реклама на dsnews.ua