• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

СТАРТовые капиталы

Если ситуация с финансированием украинского спорта кардинально не изменится, его постигнет та же участь, что и отечественную науку, - стремительная де
Реклама на dsnews.ua

Если ситуация с финансированием украинского спорта кардинально не изменится, его постигнет та же участь, что и отечественную науку, — стремительная деградация и эмиграция лучших кадров. Последнее, впрочем, уже происходит.

Единственный спонсор украинского бобслея, Сергей Шведовский, финансировавший, пока позволяли средства, национальную сборную (с 2008-го по 2011-й деньги из госбюджета спортсменам вообще не выделялись), пытается найти единомышленников. Но бизнесмены на предложение вкладывать деньги в бобслей не откликаются — не хотят лишних проблем.

Уж больно поучителен пример самого Шведовского. После того как он начал поддерживать спорт (в течение нескольких лет бизнесмен выделял до $100 тыс. ежегодно на финансирование спортсменов), проверяющие буквально поселились на его предприятиях. Дескать, раз возит команду за рубеж, значит, есть лишние деньги. Сегодня бобслей, по признанию бывшего спонсора и по совместительству — тренера сборной, находится в состоянии, близком к коматозному.

На всех не хватает

В 2012-м на финансирование спорта в бюджете запланировано 946 млн грн. Из них 255 млн обещаны спорту высших достижений. За минувшие четыре года — это максимум. Но если перевести в долларовый эквивалент, выйдут скромные $32 млн, на которые претендуют спортсмены из 60 олимпийских видов спорта.

Распределением средств занимается Минобразования, куда руководители федераций подают заявки о финансировании. Их, как правило, срезают. "Я могу на 100% утверждать, что в любом виде спорта денег не хватает. Всем приходится ходить с протянутой рукой", — говорит Владимир Иваненко, председатель подкомитета по вопросам физической культуры и спорта комитета ВР.

Но если у конкретного вида спорта имеются сильные покровители во власти, ситуация не столь печальна (подробнее — см. "Слабости сильных", "ВД" №313, 2011 г.). К примеру, в 2011-м было резко увеличено финансирование дзюдо — более чем на 40%, до 12,42 млн грн. Это больше, чем ассигнования на баскетбол, волейбол, гандбол, водное поло и футбол вместе взятые.

Реклама на dsnews.ua

"В Украине они все вместе из госбюджета получают около 10 млн грн. в год. Одному баскетболу обычно выделяют в районе 1 млн грн. (в 2012-м на мужской и женский баскетбол из госбюджета будет выделено 0,895 млн и 1,242 млн грн. соответственно — прим. "ВД"). Этот миллион приходится делить на содержание

восьми сборных во всех возрастах. А чтобы элементарно подготовить одну сборную для участия в турнирах, необходимо около 600-700 тыс. грн. Так что почти все финансирование из центрального бюджета — это уровень одной юношеской сборной", — констатирует Александр Волков, президент Федерации баскетбола Украины.

Тем не менее при общем недостатке средств они иногда выбрасываются на ветер. На подготовку национальной сборной к зимним Олимпийским играм-2010 было потрачено 21 млн грн. из госбюджета. Но команда не привезла домой ни одной медали. Самым высоким достижением оказалось пятое место в соревнованиях по биатлону.

Возможно, результаты были бы совсем иными, если бы финансирование шло целенаправленно на подготовку отдельных успешных спортсменов или отдельные виды спорта — тот же биатлон или фигурное катание. Ведь за все пять зимних олимпиад, в которых участвовала Украина, только в этих видах спорта в разные годы удавалось завоевать медали.

Избирательность — не помеха

Если денег не хватает олимпийцам, что уж говорить о представителях еще сотни видов спорта, которые также финансируются из госбюджета. Такая система досталась Украине в наследство от СССР. "Нельзя заниматься 164 видами спорта только потому, что столько их было в Советском Союзе, и раздавать всем по лаптям, чтобы все были не обеспечены, — в сердцах говорит Владимир Брынзак, президент Федерации биатлона. — Нужно определиться с приоритетными видами спорта и создать условия для нормальной подготовки спортсменов к соревнованиям высших стандартов".

Эффективность такого подхода доказана опытом ряда европейских стран. К примеру, в богатых Нидерландах финансируются только четыре зимних вида спорта: конькобежный, шорт-трек, сноуборд и бобслей. Голландские конькобежцы завоевывают на каждой Олимпиаде восемь-десять медалей (из них три-пять золотых). В начале 2000-х по такой схеме начали финансировать спорт в Литве.

Из более чем 100 видов по результатам выступления на международных соревнований отобрали 18. После этой реформы литовские спортсмены, получившие дополнительные средства от государства, стали успешнее выступать на международных аренах. Ключевым мотивирующим фактором стал денежный. В том числе обещанные $50 тыс. за олимпийскую медаль. Бронзовые призеры Олимпиады-2000 по гребле Кристина Поплавская и Бируте Сакикиене впоследствии признавались, что не последним стимулом в финальном старте была для них эта "куча денег" (подробнее о литовском опыте — см. интервью с Римасом Куртинайтисом).

"Нельзя вспоминать о спорте только перед Олимпиадой и в агонии думать, куда бежать, на кого делать ставку, где брать деньги, — говорит бывший олимпийский чемпион по вольной борьбе Эльбрус Тедеев. — Все спортсмены готовятся к олимпийским играм не за один день, а четыре года. Поэтому нужно подумать над тем, как привлекать в спорт больше частных и государственных инвестиций, заранее".

Стимулов нет

Определение приоритетных видов отнюдь не означает, что остальные, лишившись бюджетного финансирования, останутся за бортом. Есть смысл разделить их на две группы. Одну сформируют олимпийские виды спорта, которые в рейтинге выступлений на международных соревнованиях займут после "приоритетников" 10-15 строчек. Другую — все остальные виды спорта.

Что касается первой группы, то это в основном зрелищные виды спорта, способные привлечь массовое внимание и получить спонсорскую поддержку. Их нельзя сегодня полностью лишить бюджетного финансирования. Но при этом параллельно необходимо создать условия, чтобы спонсорам было выгодно вкладывать деньги в эту сферу.

Мотивирующим рычагом могло бы послужить льготное налого­обложение. В Законе Украины "О физической культуре и спорте" задекларированы налоговые льготы юридическим и физическим лицам, осуществляющим благотворительную деятельность в сфере физкультуры и спорта. Реально — норма не реализуется из-за отсутствия механизма предоставления льгот. Поэтому спортивное спонсорство в Украине в основном держится на личных контактах тренеров и руководителей федераций.

Владимир Брынзак, президент Федерации биатлона, одним из первых в нашей стране начал успешно привлекать средства част­ного капитала для развития своего спорта. Биатлон дорогостоящ, он требует как специального оборудования, так и баз для тренировок, которых, кстати сказать, в Украине практически нет, из-за чего нашим спортсменам приходится выезжать на сборы за границу.

К 5-6 млн грн. госфинансирования Владимиру Брынзаку в 2011-м удалось добавить больше миллиона спонсорских гривен. Но и он утверждает, что решающим фактором в сборе денег являются личные знакомства. И если ранее Украина лишь теряла биатлонистов (в 2002-м в сборную Беларуси ушла лидер украинской сборной Алена Зубрилова), то в последние годы начался обратный процесс: желто-голубую форму стали примерять белорусские и российские биатлонисты.

"Должна быть какая-то заинтересованность в людях, которые хоть что-то делают, — считает Сергей Шведовский, имеющий 10-летний опыт спонсирования бобслея. — Больше 220 стартов сделала моя команда на моих бобслеях за страну. Это же какой престиж для Украины, какая реклама! Ну и что? В лучшем случае в прессе проскочит, что кто-то вывез опять куда-то команду. Чтобы спонсорство было престижным, нужно, чтобы его пропагандировали на уровне первых лиц государства".

Клубный интерес

Игровые виды спорта являются самыми популярными на планете, вот только в каждом из них разыгрывается обычно два комплекта медалей. Поэтому многие небогатые страны вообще не выделяют на их развитие деньги (самый яркий пример — бывшая ГДР, которая стабильно входила в первую тройку спортивных наций, но не имела успехов в игровых видах спорта).

Но у игровых видов есть одно огромное преимущество: популярность, позволяющая создавать вокруг них индустрию, вершиной которой является лига профессиональных клубов. Именно клубы и заинтересованы в новой смене талантливых игроков и готовы часть средств вкладывать в детский спорт.

Так, запорожскую ДЮСШ, воспитывающую гандболистов, поддерживает гандбольный клуб ZTR. "Государство выделяет нам деньги только на зарплату тренеров, — говорит директор запорожского ДЮСШ Владимир Харченко. — Это 10% всего нашего финансирования. Остальные наши потребности по мере возможности оплачивает клуб". При этом выпускники запорожской ДЮСШ, вырастая, выступают не только за ZTR. Сильные запорожские гандболисты играют в разных украинских клубах и составляют основу национальной сборной. "Но остаются наши молодые гандболисты в национальных клубах недолго. Они видят уровень зарплат в заграничных командах и часто уезжают из Украины", — делится директор школы.

В некоторых странах, где похожее положение дел, на исходе спортсменов зарабатывают: уже с 14-15 лет спортсмены подписывают контракты, и любой переход игрока в сильный клуб означает выплату средств тому, кто его вырастил. В европейском футболе школа, подготовившая игрока, получает деньги с каждого перехода футболиста из одной команды в другую.

Кроме того, футболист, хоккеист или баскетболист, достигнув уровня лучших лиг, зарабатывает за месяц столько, сколько гимнаст, гребец или борец не заработают за год. А это стимул и для самих юных спортсменов, и для родителей. Посему государству имеет смысл минимально поддерживать игровые виды спорта, поощряя клубную поддержку детского спорта.

Также очень важно определить четкие правила игры для родителей: на каком уровне они оплачивают тренировки своих чад. К примеру, они могут взять на себя часть финансовой нагрузки, если юных спортсменов отбирают в школу олимпийского резерва. Заслуженный тренер Украины по художественной гимнастике Оксана Ризатдинова работает в Симферополе как раз в такой школе. Спортшкола получает финансирование из двух источников: от государства и общества "Динамо". Но денег хватает, чтобы закрыть лишь 50% потребностей.

"Самая расходная часть — это выезды на соревнования. На одну гимнастку нужно потратить 1,5 тысячи гривен, а то и больше — это питание, проживание. Школа может профинансировать выезд шести спортсменок, а надо вывозить хотя бы 10-12. Поэтому большая нагрузка ложится на родителей, которые берут на себя значительную часть расходов", — рассказывает тренер. Во многом благодаря родителям и удается растить достойную смену в украинскую национальную сборную.

Если отстраивать финансирование спорта высших достижений по приоритетности, то по этому же принципу необходимо реформировать систему детского и молодежного спорта. Максимально доступными, массовыми и бесплатными для детей должны быть секции по приоритетным видам спорта.

А что касается спорта второй и третьей групп, логично, если они будут существовать за счет родительских взносов либо же за счет спонсорской помощи клубов или от­дельных предпринимателей. Местные власти при этом должны выступить партнерами ДЮСШ и создавать все условия для развития таких спортивных учреждений, включая предоставление льгот на землю и коммунальные услуги, что задекларировано в Законе "О физической культуре и спорте". Увы, пока это не работает.

Известный ныне политэмигрант Денис Олейников, чья дочь успешно занимается теннисом, был готов за свои деньги и деньги других родителей построить корт, чтобы решить проблему нехватки мест для занятия теннисом. Но Днепровская РГА в г. Киеве, по словам Олейникова, отказалась выделить им заброшенную спортивную площадку — вместо корта там вскоре появилась автостоянка.

    Реклама на dsnews.ua