• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Кто разрушил дом?

Реклама на dsnews.ua

Обрушившийся на Большой Васильковской дом заставил напрячься многих владельцев "исторических" квартир: не исключено повторение подобного ЧП, но уже в больших масштабах. В свою очередь власть кинулась на поиски виновника, на которого можно будет возложить миллионные расходы по ликвидации последствий происшествия. В число подозреваемых попали бизнес-структуры, владевшие в доме собственностью, фирмы, реконструирующие здание, и даже пострадавшие жильцы. Еще до выводов госкомиссии в мэрии в числе возможных причин обвала назвали реконструкцию, которую проводила в злополучном доме "дочка" "Нафтогаза України" — "Укргаздобыча", некачественный капремонт, сделанный несколько лет назад, и самодеятельную перестройку, затеянную магазином, расположенным на первом этаже. Потенциальные виновники уже проводят прессконференции и делают громкие заявления, что вполне понятно — руководство города пообещало устроить нарушителю "небо в алмазах".
Обвалившееся здание было построено в начале XX века и имело четыре этажа, в 50-е годы надстроили еще два. В середине 90-х его поставили на капремонт, завершившийся лишь к 1998-му. По словам руководителя Главного управления по чрезвычайным ситуациям КГГА Виталия Пшеничного, изначально заказчиком реконструкции был завод Артема, но в процессе работ эти функции перешли к другой организации. О самих исполнителях резко высказался и. о. начальника главного управления охраны культурного наследия КГГА Руслан Кухаренко. По его словам, занимавшиеся этим проектные и строительные организации не имели лицензии на работу с памятниками архитектуры.

Во всем виноваты строители?

Свое заявление Руслан Иванович сделал, когда с момента разрушения не прошло и десяти часов. "Причиной обвала могли стать неправильные проектные решения о вырубании штробов в несущих стенах, закладке многопустотных, а не монолитных панелей перекрытия. К тому же строители и этот проект выполнили крайне недобросовестно. Опора панелей — лишь 5 см, а некоторые не опираются вовсе. В результате сильная горизонтальная нагрузка при просадке стен привела к тому, что панели начали выдавливать стену наружу".

Также, по мнению г-на Кухаренко, в обрушении дома частично виновны его жильцы: небедные люди устраивали евроремонты, сообразуясь исключительно со своим вкусом: проводили перепланировку, заменяя кирпичные стены гипсокартонными, рубили отверстия в несущих конструкциях, чтобы утопить трубы коммуникаций. Сами жильцы это категорически отрицают, заявляя, что в 1998 г. получили квартиры уже без внутренних перегородок, поэтому и вынуждены были ставить гипсокартон, чтобы зонировать помещения.

Возможным толчком к обрушению назван несанкционированный ремонт, проводившийся на втором этаже. Там располагались три квартиры, использующиеся как ведомственная мини-гостиница ГК "Укргаздобыча" (дочерней структуры НАК "Нафтогаз України"). По словам заместителя председателя Киевской горадминистрации Ивана Фоменко, гостиница на втором этаже на Б. Васильковськой, 37, действительно была, а ремонтировали ее нелегально: "Ни единого распорядительного или согласительного документа ни с районной, ни с городской администрацией не существует. За закрытыми окнами и дверями шла самовольная стройка. За это надо отвечать".

В "Укргаздобыче" вины за собой не признают. По информации заместителя генерального директора компании Богдана Малярчука, квартиры на втором этаже использовались в качестве временного служебного жилья для иногородних работников, но никаких ремонтных работ в этих помещениях не делали. Служебные квартиры ГК "Укргаздобыча" получила в "наследство" после преобразования "Укргазпрома" в НАК "Нафтогаз України" в 1999 г., причем уже перепланированными и отремонтированными. Организация, проводившая эти работы, известна. По словам г-на Малярчука, это столичная структура "Рембуд". Как заявил представитель "Укргаздобычи", если госкомиссия признает компанию виновной, то она инициирует проведение независимой экспертизы.

Отвечая на вопрос, будет ли компания выплачивать компенсации пострадавшим жильцам, г-н Малярчук заявил, что пока что его организация ожидает компенсации убытков, нанесенных ей, — сейчас даже создана комиссия по их подсчету. Одна из служебных квартир газодобытчиков попала в зону обрушения и полностью исчезла в провале. После подсчетов "Укргаздобыча" может потребовать возмещения своих убытков киевской мэрией.

Реклама на dsnews.ua

Неудачная аренда

Заключения комиссии с нетерпением ждут и собственники торговых точек, расположенных на первом этаже здания. Фирменный магазин Reebok спасатели разрушили на второй день, чтобы избежать самопроизвольных обвалов. В киевском представительстве Reebok "ДС" сообщили, что смогли вывезти из помещения товар и оборудование. Юристы же компании до получения выводов комиссии никаких шагов предпринимать не намерены. Впрочем, после их появления владельцы магазина могут перейти из категории пострадавших в число виновников. Александр Омельченко заявил, что в помещении, чтобы получить большой холл, самовольно снесли несущую стену.

Владельцы соседнего магазина элитной обуви "Коммуна" и вовсе попали в трагикомичную ситуацию. Открылись они лишь за три дня до обвала. Сейчас магазин закрыт, однако арендная плата исправно начисляется. Получить же справку о наступлении форс-мажорных обстоятельств торговцам не удается.

Судьба жильцов аварийного здания также в руках специальной комиссии. Из дома отселили почти всех. Только пять семей согласились переехать в предоставляемый маневровый фонд. Согласно закону город обязан выделить пострадавшим равноценное жилье. Но назвать довольно убогие квартиры и гостинки на периферии равноценными апартаментам с евроремонтом в центре столицы никак нельзя. Поэтому большинство жильцов предпочли съехать к родным, друзьям или на дачи.

ЧП может повториться

Если дом решат сносить, городские власти обещают позаботиться о действительно достойной замене престижных квартир. Но на данный момент более вероятным выглядит его восстановление. Из уст одного из чиновников Печерской райадминистрации прозвучало весьма смелое заявление — дом отстроят уже к сентябрю. Финансировать работы, вероятно, будут совместно из городского и районного бюджетов, а затем затраты взыщут с виновников обрушения, которых должна назвать прокуратура. В таком случае ни о какой компенсации жильцам речи быть не может. Теоретически в судебном порядке можно будет попытаться взыскать моральный ущерб, но это уже частное дело каждого.

Вместе с тем обвал вряд ли можно считать полной неожиданностью. Еще месяц назад жильцы начали замечать трещины, но спешить с укреплением здания тогда не стали. По словам представителей горадминистрации, применяемые в таких случаях скобы не ставили потому, что недавно отремонтированный дом не считался аварийным. Так что, если постараться, в число виновников обрушения можно включить и городские службы, просмотревшие потенциальную опасность.

Тем временем специалисты не исключают возможности повторения подобных случаев. Буквально в двух шагах от рухнувшего здания, на Большой Васильковской, 39-а, находится еще один аварийный дом. Жильцы отселены из него уже давно, почти 10 лет назад, однако аварийным он признан только в июле нынешнего года.

    Реклама на dsnews.ua