• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Премьеру привиделось удвоение. Украина предложила Венгрии организовать энергетический пул и удвоить товарооборот

Реклама на dsnews.ua

Украина и Венгрия договорились о сотрудничестве в энергетике — таков главный результат двухдневного визита премьера в Будапешт. Речь идет о совместном развитии мощностей Бурштынской ТЭС, модернизации нефтепровода "Дружба–Адрия", а также возможности использования украинских газохранилищ. Общая стоимость проектов оценивается наблюдателями в сумму более $500 млн. А их реализация позволит нашей стране дополнительно зарабатывать порядка $200 млн в год. Однако условия, на которых мадьяры согласятся сотрудничать, вряд ли позволят Киеву реально заработать.

Электрический Ласло
В свой двухдневный вояж в Будапешт Виктор Янукович отправился с весьма солидной домашней заготовкой, желая решить сразу все вопросы двустороннего сотрудничества. Однако хитом переговоров, как предполагали, должны были стать договоренности в энергетической сфере. Во всяком случае премьер не сомневался, что венгры тут же ухватятся за его предложения. Ожидания Виктора Федоровича подтвердились лишь отчасти — в Будапеште действительно заинтересованы в расширении энергетического сотрудничества, но, во-первых, видят его в несколько ином свете, нежели украинские власти, во-вторых, желают получить от него максимальную выгоду, особенно не заботясь о соблюдении интересов нашей страны.

Наиболее масштабным может стать совместный проект модернизации энергомощностей так называемого "Бурштынского энергетического острова", с которого осуществляется экспорт электроэнергии в страны Европы, в том числе и в Венгрию. Благодаря реконструкции Будапешт надеется увеличить объемы импорта украинского тока, а Киев — свои заработки. В "Бурштынский остров" входит часть электросетей Ивано-Франковской, Закарпатской и Львовской областей, а также генерирующие мощности Бурштынской ТЭС. "Остров" отключен от украинской энергосистемы и с 2002 г. работает в параллельном режиме с объединенной энергосистемой стран Европы.

Чтобы повысить экспортный потенциал "острова" хотя бы на 100–200 МВт, необходимо потратить на модернизацию блоков около $200 млн. 7 марта Кабинет Министров утвердил решение о полном переоснащении одного энергоблока Бурштынской ТЭС. Сумма инвестиций и источник финансирования не разглашаются. Однако в свете последних переговоров вполне возможно, что работы частично будут профинансированы венграми.

Помимо этого, стоит подчеркнуть, что поставки тока с "Бурштына" в Венгрию осуществляются через пять линий электропередачи ("Западноукраинская — Альбертирша" (750 кВ), "Мукачево — Шайосегед" (400 кВ), "Мукачево — Кишварда" и "Мукачево — Тисалек" (каждая по 220 кВ), которые сейчас практически полностью загружены. Чтобы выдать дополнительный объем с Бурштынской ТЭС, необходимо строить новую линию либо усиливать существующие ЛЭП. А это еще минимум $100–150 млн, которые вряд ли найдутся в украинском бюджете.

Тем не менее Венгрию не отпугнет перспектива столь солидных вливаний в электроэнергетику нашей страны. Ведь в обмен на это Будапешт сможет сохранить для себя возможность закупать ток по старым ценам. Договоренности о сотрудничестве в электроэнергетике были достигнуты после того, как Киев объявил о намерении продавать ток в Европу на аукционах, благодаря чему надеется повысить цену на электроэнергию до 8 центов/кВт-час. В прошлом году венгры закупили у нас порядка 4 млрд-кВт-час по 3,3 цента/кВт-час при средней себестоимости своего производства около 5 центов/кВт-час. Одним из оптовых покупателей украинского тока является компания System Consulting 74-летнего венгерского олигарха Ласло Капои. Попутно он возглавляет Социал-демократическую партию Венгрии, которая входит в парламентскую коалицию Ференца Дюрчаня. По мнению наблюдателей, существенно нарастить капиталы г-ну Капои помогло именно то, что System Consulting с 1994 г. ежегодно импортирует из Украины 350 МВт по заниженной цене. Злые языки говорят, что достичь этого венгерскому бизнесмену удалось в том числе и благодаря вложению нескольких десятков миллионов долларов в Бурштынскую ТЭС на этапе присоединения "острова" к западноевропейской энергосистеме. При таких обстоятельствах можно предположить, что даже если венгры и будут инвестировать в наши энергетические мощности, то при условии сохранения Украиной нынешних цен на экспортируемый ток. Но в таком случае выгоды Киева от реализации совместного электроэнергетического проекта выглядят весьма сомнительно.

Сохранить газы
Куда более выгодными для Украины могут оказаться договоренности в газовой сфере. Но сотрудничество в этом сегменте будет непродолжительным. В ходе визита премьеру удалось получить предварительное согласие на формирование запасов 1 млрд куб. м газа в украинских подземных хранилищах для обеспечения поставок в Венгрию. Киев и тут имеет финансовый интерес — получить деньги за аренду газового хранилища (сейчас НАК "Нафтогаз України" владеет 13 резервуарами емкостью 32 млрд куб. м, из которых сегодня занято около 24 млрд кубов). Будапешт, воспользовавшись услугами наших хранилищ, застрахует себя от перебоев с голубым топливом, как это уже было в январе 2006 г., когда поставки газа упали на 25% из-за украинско-российских ценовых распрей. К слову, после этого в прошлом году венгры импортировали 11 млрд куб. м газа, но при этом использовали только 8 млрд, сохранив оставшиеся 3 млрд куб. м на черный день.

Реклама на dsnews.ua

Как ожидается, реализация договоренностей будет возложена на "Нафтогаз" и компанию MOL. Правда, уже к середине 2007 г. Sepko (CП "Газпрома" и MOL) планирует завершить ТЭО системы подземного хранилища на 1,2 млрд куб. м газа на территории Венгрии. Стоимость проекта составляет порядка $0,5 млрд, а окончательный срок строительства — 2010 г. Это хранилище позволит Будапешту довести объем собственных резервуаров до 4,5 млрд кубов, что позволит ему обходиться без украинских. Впрочем, не исключено, что Киеву не удастся заполучить венгров в качестве арендаторов газовых хранилищ даже на короткое время. Ведь наша страна уже имеет опыт, когда, например, польская компания PGNiG всеми возможными способами демонстрировала свою заинтересованность в аренде украинских подземных хранилищ, но когда речь зашла о цене эксплуатации резервуаров, Варшава просто передумала.

"Дружба" без взаимности
Что касается нефтяной составляющей переговоров, то она оказалась провальной. Комментируя итоги своего венгерского вояжа, Виктор Федорович сообщил о намерении Украины нарастить объемы поставок российской нефти в Венгрию с нынешних 7 млн т до 12–17 млн т. "Есть возможность увеличить от 5 до 10 млн тонн в зависимости от модернизации системы нефтепроводов "Дружба" — "Адрия", — уточнил он.

Наш участок системы нефтепроводов "Дружба" в состоянии прокачать 34 млн т нефти в год. В прошлом году его потенциал был использован лишь на 75% — фактическая перекачка составила 23 млн т. Увеличив объемы транзита российской нефти, мы сможем получить дополнительно около $100 млн в год за счет роста транзитных платежей. Эти деньги будут совсем не лишними для "Укртранснефти", которая за последние годы сократила прокачку российской нефти по внутренним маршрутам в два раза — до 11,7 млн т (из-за остановки на ремонт Херсонского и Одесского НПЗ). Однако Будапешт отнесся к инициативе более чем сдержанно. Сейчас Венгрия, потребляющая ежегодно около 11 млн т сырой нефти, больше заинтересована в снижении удельного веса ее поставок через нефтепровод "Дружба" за счет диверсификации источников нефтяного импорта. Ставка на южный участок нефтепровода "Дружба" (начинается от белорусского Мозыря, проходит по территории Украины на Венгрию, а далее идет на Словакию и Чехию) уже показала свою слабую сторону. В январе 2007 г. Венгрия начала испытывать перебои с поставками российской нефти по нефтепроводу "Дружба", оказавшись заложницей конфликта между Минском и Москвой, возникшего на почве "дебатов" о размерах экспортных пошлин и транспортных платежей. В результате Будапешт вынужден был расконсервировать собственные стратегические запасы нефти. Стоит учитывать и тот факт, что венгерская часть "Дружбы" построена в 70-х годах и через 5–10 лет потребует минимум $8 млрд на реконструкцию.

В то же время нефтеперерабатывающие заводы Венгрии не могут получать нефть из морских портов и с морского побережья. А потому для мадьяр было бы куда интересней обсудить с Киевом возможность строительства 200 км перемычки "Гнидынци — Плещивка", которая соединила бы нефтепроводы "Мичуринск — Кременчуг" и "Мозырь — Броды" (кстати, "Мичуринск — Кременчуг" в прошлом году был загружен на 30% — 6 млн т при фактической пропускной способности 18 млн т). В течение 2000–2005 гг. Украина тоже загорелась этой идеей. Пыл Киева остудила Белокаменная, которой проект был невыгоден. По официальной версии, обсуждение проекта прекращено из-за отсутствия конечного потребителя в Европе. Не настроен Киев возвращаться к этой идее и сейчас.

<справка>
Сегодня объем внешнеторговых операций между Киевом и Будапештом составляет порядка $2 млрд. Львиная доля украинского экспорта в Венгрию приходится на сырье и полуфабрикаты (55%). Энергоносители и сельскохозяйственная продукция занимают почти равные позиции — 14 и 16,5% соответственно. Пальму первенства венгерских поставок составляет готовая продукция — 42% (из которых почти половина — 16% — приходится на машины и оборудование). Реализация достигнутых договоренностей, как планируется, позволит удвоить товарооборот между нашими странами.

    Реклама на dsnews.ua