• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Энергетика зазеленеет. Введение "зеленых" тарифов дало толчок развитию альтернативной генерации в Украине

Реклама на dsnews.ua

Украина более чем 70% зависит от импорта ключевых импортных энергоносителей — нефти и газа. При этом страна имеет огромный потенциал для развития "альтернативной" энергетики. Но если в Германии нетрадиционная генерация вырабатывает уже свыше 10% потребляемой электроэнергии, то в Украине — лишь порядка 0,2%. К 2020 г. Европа поставила перед собой цель довести долю "альтернативки" в общем энергобалансе до 20%, а к 2040 г. — увеличить до 40%. Главным двигателем для реализации этих планов является мощная государственная поддержка "альтернативщиков". В Украине же реальные стимулы для развития нетрадиционной генерации появились лишь пару лет назад.

"Альтернативщиков" простимулировали

Реальные шаги в поддержку альтернативной генерации были сделаны лишь осенью 2008 г., когда Верховная Рада приняла поправки к законам "Об электроэнергетике" и "Об альтернативных источниках энергии", согласно которым электроэнергия, вырабатываемая возобновляемыми источниками, должна закупаться по более высоким, так называемым "зеленым" тарифам. Это позволяет сократить срок окупаемости альтернативной генерации и тем самым повысить привлекательность таких проектов для инвесторов. Размер "зеленого" тарифа, согласно упомянутым законодательным правкам, определяется с учетом специального коэффициента, размер которого зависит от мощности и вида альтернативного энергогенерирующего агрегата (колеблется в пределах 0,8–4,6). Так, для установок, которые производят электроэнергию за счет энергии ветра, коэффициент колеблется от 1,2 до 2,1, в зависимости от мощности ВЭС. Для генераторов энергии, которые работают на биомассе, он составляет 2,3. Наибольшие коэффициенты были установлены для станций, производящих ток за счет солнечной энергии (4,4–4,6), ведь строительство солнечных генераторов обходится инвестору дороже, чем, например, возведение малых гидроэлектростанций (мощностью до 10 МВт). Для малых ГЭС был установлен самый низкий коэффициент – 0,8.

Вышеупомянутыми изменениями в законодательство предусмотрено, что конкретная величина "зеленого" тарифа для каждого производителя электроэнергии, как и сам порядок его предоставления, утверждается Национальной комиссией по регулированию электроэнергии Украины (НКРЭ). Регулятор утвердил этот документ 16 июля 2009 г. По нему "зелеными" тарифами имеют право пользоваться хозяйствующие субъекты, которые располагают лицензией на производство электричества при условии использования альтернативных источников энергии (солнца, ветра, геотермальной энергии, энергии волн, приливов, биомассы, газа из органических отходов, а также биогазов). Величина "зеленого" тарифа будет устанавливаться путем умножения существовавшего в январе 2009 г. розничного тарифа для потребителей второго класса напряжения (58,46 коп./кВт-ч) на оговоренные в законах коэффициенты. Пересматриваться же "зеленые" тарифы должны ежемесячно с учетом разницы между официальным текущим и зафиксированным на 1 января 2009 г. курсом евро (1085,546 грн./100 евро). Как пояснил "ДС" председатель НКРЭ Сергей Титенко, привязка "зеленого" тарифа к евро необходима для того, чтобы оградить инвесторов от валютных рисков. "Срок окупаемости проектов, производящих энергию на альтернативных источниках, составляет минимум семь лет. Это значит, что для реализации такого проекта нужно брать "длинные" кредиты, но при таких условиях инвестора нужно защитить от обесценивания гривни", – уточняет г-н Титенко.

В результате стоимость тока, производимого из нетрадиционных источников, возросла в разы. К примеру, для ВЭС она составила около 123 коп./кВт-ч, а для производителей тока на биомассе – до 134 коп./кВт-ч. Понятно, что при таких расценках у "альтернативщиков" не было бы шансов конкурировать с традиционными производителями электроэнергии. Поэтому вышеупомянутыми изменениями к Закону "Об электроэнергетике" было введено правило, согласно которого Оптовый рынок электрической энергии обязан покупать ток по "зеленому" тарифу.

Поскольку сейчас доля альтернативной энергетики в общем балансе страны невелика, "зеленые" тарифы не оказывают влияния на уровень цен на оптовом рынке тока. Но с приходом в альтернативную генерацию инвестиций большого бизнеса "зеленые" энергоустановки смогут существенно нарастить свой вес в энергобалансе Украины, что может спровоцировать рост стоимости электроэнергии для конечного потребителя. Чтобы не допустить резкого скачка цен, вышеупомянутыми изменениями в законодательство было предусмотрено, что коэффициент "зеленого" тарифа для объектов энергетики, которые введены в эксплуатацию после 2014, 2019 и 2024 гг., снижается соответственно на 10, 20 и 30% от его базовой величины.

Планов громадье

Реклама на dsnews.ua

Для получения "зеленого" тарифа производителю электричества необходимо подать заявление и пакет документов, подтверждающих его право на такую льготу. На рассмотрение этих документов выделено 30 календарных дней, еще через 15 дней вопрос об утверждении "зеленого" тарифа для компании должен быть вынесен на заседание НКРЭ. Эта процедура проводится бесплатно. И, как утверждают опрошенные "ДС" компании, пройти ее достаточно просто. Сейчас "зелеными" тарифами в Украине пользуются 20 компаний, которые развивали альтернативную энергогенерацию задолго до появления законодательно оговоренной государственной поддержки. Их представители уверяют, что "зеленые" тарифы стали толчком к их планам развивать свои энергетические мощности. "До "зеленых" тарифов мы работали с мизерной прибылью, поэтому денег хватало лишь на то, чтобы обеспечить свои текущие затраты, а о закупке новых энергоустановок речь вообще не шла. После того, как в стране были введены "зеленые" тарифы, мы можем позволить себе аккумулировать средства на развитие. К примеру, на март тариф для нас установлен на уровне 132,13 коп./кВт-ч, из них 47% идут на выплату зарплаты, налогов, закупку ГСМ, запчастей, смазок и т. д. Оставшиеся 53% (в месяц это около 1 млн грн.) мы собираем на своем расчетном счету", – сообщил "ДС" Владимир Шалашов, возглавляющий ГП "Водэнергоремналадка", которое эксплуатирует 231 ветроэнергоустановку суммарной мощностью 25 МВт. По его словам, начиная с 1 августа 2009 г. (когда в Украине впервые были утверждены "зеленые" тарифы) его предприятие аккумулировало на своих счетах около 7 млн грн., которые в ближайшее время планирует потратить на закупку новых энергомощностей. "Этой суммы достаточно для того, чтобы купить ветряк мощностью 600 кВт, но, помимо этого, нам нужно еще около 2 млн грн. на строительство фундамента и монтаж, а также возведение линии электропередачи и трансформаторной подстанции. Поэтому сейчас нам необходимо собрать средства на эти работы, а до конца текущего года мы намерены купить новую ветроустановку", – говорит г-н Шалашов. При этом он отметил, что срок окупаемости ветроустановки мощностью 600 кВт при "зеленом" тарифе составит шесть–семь лет, а до этого был около 18.

Не менее оптимистично настроены и гидроэнергетики. Так, по словам Александра Никиторовича, возглавляющего компанию "Новосвит", которая владеет 14 малыми ГЭС суммарной мощностью около 10 МВт, сейчас реконструкция одной гидростанции обходится в $1–1,5 тыс./кВт. При старых тарифах эти вложения окупались за 8–14 лет, а после введения "зеленого" тарифа срок окупаемости сократился до четырех–восьми лет. "Естественно, после этого у нас появилось желание строить больше новых станций. В среднем в прошлые годы мы вводили в эксплуатацию одну-две ГЭС, а после того, как сейчас срок окупаемости сократился вдвое, мы планируем увеличивать ввод в эксплуатацию до трех-четырех станций в год. Подумываем и над тем, чтобы использовать крыши наших ГЭС под установку солнечных батарей", – сообщил "ДС" г-н Никиторович.

О постепенно возрастающем интересе отечественного бизнеса к "зеленым" инвестициям говорит и тот факт, что в последнее время компании, специализирующиеся на проектировании и строительстве альтернативных энергоустановок, получают все больше заказов. К примеру, по данным "ДС", недавно киевское технологическое бюро "Энергомашпроект" начало проектировать энергоустановку для Запорожского масложирового комбината, которая будет работать на биотопливе (растительных отходах этого предприятия). Она представляет собой турбину электрической мощностью 4 МВт и два котла суммарной мощностью 50 т пара/час. Этих мощностей достаточно для обеспечения комбината тепловой и электрической энергией. "Завод заинтересовался строительством собственной теплогенерирующей установки в целях экономии на затратах постоянно дорожающего природного газа. А после того как в Украине был принят "зеленый" тариф, они решили установить также турбину. Предполагается, что срок окупаемости генератора на ЗМЖК составит менее трех лет", – сообщили "ДС" в "Энергомашпроекте".

Собственная энергоустановка избавит запорожский комбинат от затрат на закупку энергии и, как следствие, сделает его продукцию более конкурентоспособной. Кстати, один из основных конкурентов этого завода – "Кировоградолия" – на сегодняшний день является единственным предприятием Украины, которое вправе пользоваться "зеленым" тарифом в рамках производства энергии на биомассе. По данным "ДС", энергетический проект на кировоградском заводе стоимостью более $5 млн представляет собой три котла суммарной мощностью 48 т пара/час, а также турбину электрической мощностью 1,7 МВт. "Наша установка производит тепловую и электрическую энергию за счет сжигания лузги, которая получается после того, как мы перерабатываем семечку", – пояснил "ДС" главный энергетик "Кировоградолии" Николай Демиденко.

Метан не учли

Однако новые законы, призванные стимулировать производство энергии из возобновляемых источников, далеко не безупречны. Главным их недостатком является то, что они оговаривают поддержку развития только четырех видов альтернативной энергогенерации: ВЭС, солнечных батарей, ГЭС (мощностью до 10 МВт) и установок, работающих на биомассе. Причем далеко не все биогазовые станции смогли получить "зеленый" тариф. НКРЭ отказала в этом праве Украинской молочной компании, которая ввела в эксплуатацию биогазовую электростанцию, работающую на коровьем навозе. Сложность возникла с формулированием  термина "биомасса". НКРЭ заявила, что коровий навоз нельзя отнести к биомассе, поскольку биомассой, согласно действующему законодательству, являются лишь продукты растительного происхождения. Разрешить данную ситуацию должен Кабмин и профильный парламентский комитет, в которые НКРЭ обратилась за разъяснением.

Без внимания в новых законах остались такие ключевые источники энергии, как доменный и коксовый газы, а также газ угольных месторождений – метан, запасы которого в Украине измеряются десятками триллионов кубометров. В июне прошлого года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, которым предлагается внести изменения в Закон "Об электроэнергетике", снимающий эти ограничения. В частности, им предлагается ввести коэффициент для электроэнергии, произведенной за счет сжигания шахтного метана, на уровне 2,3, а для остальных альтернативных источников энергии (доменный, коксовый газы и т. д.) – 1 (что позволит распространить систему "зеленых" тарифов на эти виды альтернативных источников энергии). Инициаторами законопроекта являются депутаты от ПР Юрий Воропаев, бывший адвокат владельца металлургических и коксохимических заводов Украины Рината Ахметова, а также Ефим Звягильский, владеющий единственной в стране установкой, производящей электроэнергию за счет потребления метана. Поэтому довольно высока вероятность, что в скором времени упомянутые изменения в законодательство будут внесены. В то же время в Европе не существует программ по тарифному стимулированию производства электроэнергии за счет сжигания шахтного, а также доменного и коксовых газов. Причина этого в том, что в мире данные источники энергии принято считать вторичными, а не возобновляемыми.

Рассчитывают заработать на внедрении "зеленых" тарифов и производители таких альтернативных энергоустановок. Согласно внесенным в законодательство изменениям, начиная с 2012 г. удельный вес сырья, материалов, основных фондов, работ и услуг украинского происхождения в стоимости строительства электростанций должен составлять не менее 30%, а с 2014 г. – 50%. Для солнечных электростанций с 2011 г. удельный вес солнечных модулей отечественного происхождения должен составлять не менее 30%. Однако на сегодняшний день не принят порядок определения удельного веса украинского оборудования и сырья. Проект порядка, разработанный Министерством экономики еще при Юлии Тимошенко, был раскритикован новым руководством ведомства за его "бессодержательность". По нему этот удельный вес должен рассчитывать сам собственник. Также неясно, какой документ должен подтверждать такой удельный вес.

Хотя новые законы и оговаривают возможность продавать ток по "зеленому" тарифу напрямую потребителям, реальные экономические или административные рычаги, которые бы стимулировали потребителей выкупать более дорогой ток у "альтернативщиков", в законах не оговариваются. А значит, единственным покупателем электричества по "зеленому" тарифу на сегодняшний день является ГП "Энергорынок". В Европе стимулом для потребителей покупать ток из возобновляемых источников стала система "зеленых" сертификатов. Она действует следующим образом: производители альтернативной энергии получают сертификаты (обычно один на произведенный МВтч). А потребителям (или поставщикам) вменяется в обязанность купить определенное количество сертификатов (составляющее определенный процент от их общего потребления энергии), т. н. обязательную квоту. Если поставщики или потребители этих обязательств не выполняют, применяется система штрафов. Использование этой системы в Украине помогло бы убить сразу двух зайцев: во-первых, стимулировало бы крупные предприятия (прежде всего шахты) обзаводиться собственными установками по выработке альтернативной энергии, во-вторых, позволило бы "альтернативщикам" продавать произведенную энергию потребителям напрямую.

Бизнес-практика

Галина Полищук, начальник тарифного отдела "Кировоградоблэнерго" (Краснохуторская, Гайворонская, Терновская, Новоархангельская малые ГЭС)

С момента введения "зеленых" тарифов в 2009 г. наша компания была крайне заинтересована в их получении. Ведь стандартные цены, по которым мы продавали электроэнергию в сети облэнерго, составляли всего 12,5 коп./кВт.ч, тогда как себестоимость ее производства постоянно росла из-за увеличения расходов на капитальный и текущий ремонт гидроустановок, фонд оплаты труда и пр. На начало нынешнего года средняя себестоимость киловатт-часа электроэнергии по четырем нашим ГЭС составила 15–17 коп.

То есть, по сути, ремонт оборудования мы могли производить только за счет амортизационных отчислений. А поскольку наши гидроэлектростанции эксплуатируются с 50-х годов, их остаточная стоимость, исходя из которой и формируются эти отчисления, не так велика. Годовой фонд ГЭС на реконструкцию не превышает 600 тыс. грн., тогда как ремонт одного крупного узла гидроагрегата (например, вала) стоит 300–400 тыс. грн. То есть даже на поддержание оборудования в рабочем состоянии собственных средств не хватало, что было чревато снижением выработки электроэнергии и, соответственно, увеличением ее себестоимости до 20–27 коп./кВт.ч. Лицензию на производство электроэнергии по "зеленому тарифу" компания имела с 1996 года. Но как показала практика, хотя себестоимость электроэнергии у всех компаний разная, такой тариф для всех производителей, работающих с малыми ГЭС, одинаков и составляет 88,94 коп./кВт.ч. Получили мы его в течение месяца с момента подачи документов и, насколько мне известно, из тех, кто претендовал на льготы, не отказали никому.

Размер тарифа, по моему мнению, более чем достаточный для развития и производства электроэнергии из альтернативных источников. Даже на нынешнем оборудовании и с нынешними, не столь высокими объемами выработки (25–30 млн/кВт.ч в год) мы смогли выйти на уровень рентабельности в 500%. Но, конечно, у ГЭС, где себестоимость производства выше (а по рынку она может достигать и 55 коп./кВт.ч), показатели прибыльности намного скромнее. Это лишний раз стимулирует к снижению себестоимости электроэнергии. Ее показатель во многом зависит от выработки, изношенности оборудования, количества персонала. Как показывает практика, у одиночных ГЭС стоимость тока выше, чем у компаний, объединяющих несколько станций, так как там есть возможность сэкономить на административном персонале. К примеру, у нас на четырех ГЭС работало всего 32 человека. Сейчас, в связи с увеличением объемов работ по модернизации и реконструкции, численность персонала возросла.

Но, конечно же, главное, за счет чего можно заметно сократить себестоимость производства, — это оборудование. Мы подсчитали, что за счет "зеленого" тарифа уже в этом году сможем направить на обновление гидроустановок порядка 10 млн грн., что в 15 раз больше, чем тратилось до этого. За эти деньги компания заменит или основательно модернизирует две установки, то есть в течение пяти лет мы сможем полностью обновить все 11 установок на наших ГЭС. Модернизация гидроустановки позволит увеличить выработку с нынешних 25–30 млн/кВт.ч до 45–50млн. Новое оборудование требует и гораздо меньшего числа обслуживающего персонала: скажем, от ремонтных бригад вполне реально отказаться. В итоге, по предварительным расчетам, себестоимость производства тока вполне реально снизить вдвое — до 8–10 коп./кВт.ч.

После обновления парка оборудования компания планирует заняться ремонтом плотин, очисткой водохранилищ, которые с годами замуливаются и уже не дают нужного давления воды. Но пока стоимость таких проектов мы не подсчитывали. "Зеленый" тариф делает электроэнергетику вполне выгодным бизнесом, поэтому не исключено, что в дальнейшем компания будет расширять количество ГЭС. Хотя пока непонятна позиция государства по вопросу расходования средств, аккумулированных от продажи энергии по льготным ценам, — их можно тратить только на уже существующие объекты или же допустимо направлять на строительство новых.

    Реклама на dsnews.ua