• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Газ и навсегда

Реклама на dsnews.ua

Сплошная химия

На прошлой неделе зарегистрированная в Австрии компания Group DF, управляющая активами Дмитрия Фирташа, заявила о вхождении в состав подконтрольного ей холдинга Ostchem горловского ОАО "Концерн "Стирол" (Донецкая обл.). На каких условиях предприятие, главным собственником которого до последнего времени был депутат Верховной Рады от Партии регионов Николай Янковский, пополнило портфель активов газового магната из Черновцов, ни одна из сторон не огласила. Наиболее вероятной версией выглядит покупка главного акционера "Стирола" — зарегистрированной в Нидерландах компании Dotterbloem Holding, владеющей контрольным пакетом (57,6% акций) горловского предприятия, и сохранение под контролем нардепа блокирующего пакета из 25,5% акций ОАО. Сумма сделки между сторонами не оглашается, однако вряд ли ее можно оценить больше чем в $300 млн.

Особую знаковость произошедшему придает не только порядок цифр и статус одного из крупнейших производителей аммиака и карбамида в Украине, имеющего прямой доступ к аммиакопроводу Тольятти–Одесса, которым обладает "Стирол". Переход концерна Николая Янковского под крыло Дмитрия Фирташа можно трактовать как начало большого передела в отрасли, которая традиционно считалась базовой для украинской экономики наряду с черной металлургией. Причиной этого передела можно считать зависимость производителей удобрений от поставщиков своего главного технологического сырья — природного газа, удорожание которого на фоне падения цен на удобрения сделало отечественные предприятия глубоко убыточными. Пример "Стирола", который еще несколько лет назад считался "голубой фишкой", в этом свете весьма показателен. В 2008 г. при цене газа около 1,5 тыс. грн. за 1 тыс. кубометров (в течение года цена колебалась на уровне 1,38–1,65 тыс. грн.) концерн заработал 591 млн грн. чистой прибыли, реализовав продукции на 4,42 млрд грн. А по итогам прошлого года, когда стоимость газа достигала 2,39 тыс. грн. за 1 тыс. куб. м, его убытки превысили 324 млн грн. при выручке 2 млрд грн. За это же время подешевела и продукция, выпускаемая химиками. Если осенью 2008 г. тонна аммиака на мировом рынке стоила порядка $600, то в конце прошлого года цена опустилась более чем в два раза — до $240–250/т. Ситуацию не спасло даже вмешательство властей, которые с конца прошлого года начали устанавливать льготные цены на газ для производителей азотных удобрений, в результате чего он подешевел до 1,58 тыс. грн. за 1 тыс. кубометров.

А в середине нынешнего года ценовой эксперимент в Украине и вовсе закончился. С подачи НАК "Нафтогаз України", подконтрольной Минтопэнерго (его возглавляет близкий товарищ Дмитрия Фирташа Юрий Бойко), льготы были отменены, в результате чего химики стали покупать газ по 2,62 тыс. грн. В этой связи г-н Фирташ, имеющий давний опыт работы в химической отрасли (в Украине он контролирует завод "Ривнеазот", а за пределами страны — "Таджиказот" в Таджикистане и Nitrofert в Эстонии), воспользовался удобным моментом и начал переговоры с терпящими убытки химиками о покупке их предприятий. На сегодняшний день, помимо "Стирола", доподлинно известно о его интересе к черкасскому "Азоту" — крупнейшему отечественному производителю аммиачной селитры, который контролирует Александр Ярославский. Последний, правда, пока утверждает, что не соглашается на предложения г-на Фирташа. Однако, судя по тому, как настойчиво ведет себя совладелец RosUkrEnergo, отсудивший недавно у Украины 11 млрд куб. м газа, вполне возможно, что скоро в состав Ostchem войдет и черкасский завод. И это сделает владельца Group DF безоговорочным монополистом в сфере производства аммиака и азотных удобрений в Украине.

Титанический труд

Наращивая свой вес в химии, Дмитрий Фирташ не забывает и о не менее близкой ему титановой отрасли. Как уже сообщала "ДС", костяк его холдинга Ostchem, наряду с производителями азотных удобрений, составляет ЗАО "Крымский титан" — крупнейший в Украине производитель двуокиси титана, которая применяется в производстве лакокрасочных материалов, пластика и бумаги. Правда, в этой сфере г-н Фирташ ничего не покупал, поскольку в ней ничего не продавалось. Тот же "Крымский титан" был создан им вместе с государством на базе госкомпании "Титан", а монопольные производители титанового концентрата — Иршанский горно-обогатительный и Вольногорский горно-металлургический комбинаты — взяты в аренду у государства. Дмитрий Фирташ продолжил свой титанический путь исключительно обходными маневрами, оформляя контроль над государственными предприятиями через своих доверенных лиц. Посильную помощь магнату оказало Министерство промышленной политики Украины, расставившее на посты руководителей ключевых предприятий титановой отрасли людей Дмитрия Васильевича.

Так, в августе нынешнего года председателем правления ГХ "Титан Украины", созданного при предыдущем правительстве для консолидации предприятий отрасли, стал Александр Нечаев, который ранее руководил "Крымским титаном". Вскоре после этого, в сентябре, председателем правления второго по величине производителя двуокиси титана в нашей стране ОАО "Сумыхимпром" был назначен экс-заместитель главы ЗАО Игорь Лазакович, а Запорожский титано-магниевый комбинат (монопольный производитель титановой губки) возглавил Владимир Сивак, бывший член правления Крымского содового завода, также входящего в Ostchem.

Реклама на dsnews.ua

Таким образом, фактически основатель Group DF получил контроль над финансовыми потоками всей титановой отрасли страны, а с ним — возможность аккумулировать средства для участия в ее приватизации, которая, судя по всему, уже не за горами. Самый вероятный сценарий дальнейшего развития событий: вхождение структур г-на Фирташа в ходе дополнительной эмиссии в капитал холдинга "Титан Украины", который на сегодняшний день напрямую владеет 100% акций "Сумыхимпрома" и опосредованно — 50%+1 акция "Крымского титана", а вскоре, судя по всему, будет владеть и ЗТМК. По крайней мере, желание стать совладельцем государственного титанового холдинга бизнес-группа г-на Фирташа проявляла еще во времена премьерства Юлии Тимошенко, которая всеми силами пыталась вытеснить газового магната из этой отрасли, однако потерпела фиаско.

Мокрый остаток

Основной вопрос, который возникает после анализа последних событий в азотной и титановой отраслях, происходящих с участием неутомимого Дмитрия Фирташа: что он будет делать со всем этим хозяйством, нажитым непосильным трудом? Представители выпускника Донецкого железнодорожного техникума, доросшего до властителя судеб важнейших отраслей украинской экономики, утверждают, что в их планы входит развитие полученных активов. "В рамках единой управляющей структуры входящие в состав Ostchem Group производители азотных удобрений смогут повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции", — указывают в Group DF. В отношении "Титана Украины" планы г-на Фирташа еще не конкретизированы, впрочем, менеджеры Дмитрия Васильевича говорят, что после завершения аудита госхолдинга они сформируют стратегию, которая также будет предусматривать повышение эффективности работы вверенных им предприятий.

Другое дело, что и то, и другое напоминает работу по наращиванию капитализации формируемого азотно-титанового портфеля, который в перспективе может быть перепродан стратегическому инвестору. Таковым может стать одна из структур, лояльных Кремлю и всесильному российскому газовому монополисту "Газпрому", который является партнером Дмитрия Фирташа по RosUkrEnergo. Нельзя исключать и другого варианта развития событий: г-н Фирташ сохранит контроль над своей бизнес-группой, разместит на международных биржах часть ее акций и станет публичным миллиардером. Впрочем, учитывая зависимость украинской химической отрасли от российского газа и заинтересованность россиян в нашем титановом сырье, первая версия пока выглядит более правдоподобно. А значит, есть предпосылки полагать, что российско-украинской дружбе под влиянием тяжело распутываемых экономических уз суждено крепнуть и дальше.

    Реклама на dsnews.ua