• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Георгий Духовичный

Реклама на dsnews.ua

Правда ли то, что у нас возводятся некачественные здания из-за того, что действующие строительные нормы устарели?

Г.Д. Нет, хотя они, безусловно, невероятно громоздки, противоречивы и несовершенны. А каждые следующие ГСН почему-то хуже предыдущих. Казалось бы — хватит изобретать велосипед, переведите на украинский язык прекрасно работающие десятилетиями немецкие или британские нормы и пользуйтесь. Наши ГСН создавались и создаются на запретительной основе и содержат подробнейшую информацию обо всем, что разрешено. Но ведь не существует даже двух похожих участков индивидуального проектирования.

В цивилизованных странах нормы традиционно носят рекомендательный характер, содержат систему нетрактуемых запретов на действия, угрожающие жизни и здоровью людей и сохранности природы. Применительно к конкретной нестандартной ситуации их можно мотивированно нарушать с согласия местных властей.

Почему же, несмотря на то что ГСН вполне приемлемые, качество сдающихся в эксплуатацию объектов зачастую не выдерживает никакой критики?

Г.Д. Виной тому потеря технологической вертикали в отрасли. Большинство наших инвесторов далеки от строительства — их интересует прибыль любой ценой. От проектировщиков сегодня требуются "максимальные квадратные метры", условные чертежи-схемы и "картинки 3D" для получения разрешительных документов. Рабочие чертежи чаще всего не делаются вообще или их разрабатывает кто-то третий. А львиная доля строителей, не имеющих достаточного количества прорабов и сменных мастеров, отделов подготовки производства и прочих служб, в свою очередь начинают сотрудничество с заказчиком с предложений по упрощению и удешевлению работ. В отрасли почти не осталось настоящих профессионалов, особенно это касается рабочих специальностей. При сооружении 320-метровых опор 2,5-километрового виадука Мийо во Франции погрешность при монтаже составляла миллиметры, а для соблюдения авторской колористки на стройке работал бетонный завод. У нас такой точности нет даже при монтаже заполнений оконных проемов. Я уже не говорю об организационных моментах. В цивилизованных странах ни одно строительство не начинается без согласованного субподрядчиками и поставщиками почасового графика ведения работ. Я лично видел, как деревянные клееные рамы пролетом в 22 метра точно в оговоренное время доставлялись из Швеции на стройку в Германию и тут же монтировались с колес.

Правда ли, что девелоперы изначально ограничивают полет фантазии архитекторов, загоняя их в строгие финансовые рамки, и по этой причине страдает функциональность объектов?

Г.Д. Проекты объектов строительства в любом случае соответствуют всем нормам, а документация разрабатывается на должном профессиональном уровне. Но возведенный объект зачастую даже отдаленно не напоминает проект. Лучший "тест" на профессионализм подрядчика — это объявление на только что установленном заборе о наборе рабочих всех строительных специальностей. Отсутствие графика снабжения заставляет исполнителей применять не то, что запроектировано, а то, что можно получить в авральном режиме. Именно по этой причине в некоторых сданных в эксплуатацию домах сложно жить, и странно, как они еще не развалились при подобном отношении к строительству.

Реклама на dsnews.ua

Почему же тогда застройщики не откажутся хотя бы от экономии на оплате труда и не наймут квалифицированных людей, которые смогут работать, соблюдая нормы?

Г.Д. Строительная отрасль в Украине погрязла в коррупции. Сейчас, в состоянии кризисного дефицита работы и практического отсутствия инвестиций, в ней действует мощная система "откатов", достигающих 30–40% от стоимости объекта. С учетом прибыли инвестора любую смету сразу можно делить пополам. Оставшихся денег хватает только на оплату труда "заробитчан", сомнительные технологии и дешевые материалы. Тем временем квалифицированные рабочие уезжают в другие страны, и скоро их сложно будет найти даже за большие по меркам наших работодателей деньги.

Но застройщик же должен нести какую-то ответственность за свой проект?

Г.Д. Тут все давно продумано. Строят преимущественно общества с ограниченной ответственностью со смешным уставным капиталом в 50 тыс. грн. В случае чего взять с них совершенно нечего. Квартиры продаются физическим лицам, а дом в целом, его инженерные системы передаются на баланс другой компании. Фирма-подрядчик ликвидируется, а потом возрождается, но уже под другим именем.

Куда же смотрят государственные комиссии, которые принимают здания в эксплуатацию?

Г.Д. Многие госкомиссии принимают дома в эксплуатацию, зачастую даже не выходя из кабинетов. Чиновникам абсолютно все равно, какого качества и готовности квартиры купили дольщики по своим договорам. Пожарные и СЭС пытаются контролировать процесс, но сертификаты на любые материалы легко продаются и покупаются.

    Реклама на dsnews.ua