• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Экологическое бесстрашие

Даже в том случае, если всего лишь 1% сделок купли-продажи недвижимости будет заключаться с экологическим паспортом, сформируется рынок бытовой эколог
Реклама на dsnews.ua

Даже в том случае, если всего лишь 1% сделок купли-продажи недвижимости будет заключаться с экологическим паспортом, сформируется рынок бытовой экологии с миллионными оборотами.

Перед тем как начать ремонт в квартире, Алина Севастюк, начальник отдела по развитию бизнеса "KPMG в Украине", решила провести ряд экологических тестов. "Я уже давно интере­суюсь темой экологических стандартов. Например, у меня есть портативный дозиметр, поэтому я точно знаю, что моя квартира "не фонит", — пояснила свою позицию Алина. — А вот то, что поселившийся на стенах квартиры грибок крайне вреден для здоровья, я не предполагала. Кроме результатов анализа я также получила список конкретных советов — каким образом устранить грибок и какие строительные смеси использовать в ходе ремонта, чтобы исключить его появление в будущем". Эта информация обошлась заказчице в 200 грн.

Микроэкология пространства

Украинцы впервые столкнулись с вопросами бытовой экологии после аварии на Чернобыльской АЭС. В 1986-м треск счетчика Гейгера можно было услышать где угодно: в квартире, на даче, в лесу… Все проверяли всё. Однако со временем ощущение опасности притупилось. "Так, уже в начале 2000-х перестали поступать заказы, связанные с проверкой уровня радиации. Фактически эта проблема перестала волновать не только рядовых украинцев, но даже государственные структуры", — вспоминает Андрей Матошко, директор компании "Геоэксперт".

Всплеск интереса к экологии личного пространства наблюдался в предкризисные 2007-2008 годы на фоне активного загородного строительства. Но как только снизилась платежеспособность населения, подобные исследования стали неактуальными.

Стоимость анализов колеблется от не­­скольких сотен до полутора тысяч гривен. Так, полное обследование квартиры обойдется в 2,5-3 тыс. грн., а приусадебного участка с домом — до 4 тыс. грн. В Европе подобный сервис обходится в среднем в два раза дороже. Но при этом пользуется стабильным спросом. В отличие от Украины, где сознательных частных заказчиков — единицы.

В связи с этим в стране нет ни одной ком­­пании, которая специализировалась бы исключительно на проведении экотестов жилых помещений. "Фактически су­­щест­­вует три вида заказчиков. Во-первых, это представители крупного бизнеса, но они обычно содержат собственные лаборатории и к сторонним фирмам обращаются в крайнем случае. Во-вторых, малый и средний бизнес — наибольшее количест­во заказов поступает именно от них. И, наконец, очень интересный, но пока что еще редкий клиент — частный", — поясняет структуру рынка Олег Ахметкужин, директор компании "Киевэкоцентр". В среднем в структуре доходов частные заказы пока не превышают 20%. И тем не менее, именно за счет этой категории потребителей, по мнению экологов, будет развиваться их бизнес.

Реклама на dsnews.ua

Начиная с 2010-2011 гг. ряд компаний, ранее работавших исключительно с корпоративным сектором, начали предлагать услуги и частным лицам. Возобновили это направление и те операторы, которые в кризис переметнулись в сегмент промышленной экологии.

В целом, в Киеве услуги в сфере бытовой экологии декларируют около десятка компаний, но реально работают не более половины. По две-четыре фирмы предлагают проведение экологической экспертизы в городах-миллионниках.

Проблемы старта

Старт в бизнес по проведению экологических экспертиз Роман Сторчак, совладелец компании "Экотест", оценивает в сумму около $300-400 тыс. Эти затраты покрывают не только приобретение довольно внушительного перечня техники и оборудования, но и создание собственной лаборатории. Что в целом является довольно амбициозным шагом.

Если планы у предпринимателя поскромнее, то, полагает Олег Ахметкужин, можно уложиться в аналогичную сумму, но в гривне. "Этого хватит, чтобы закупить качественное оборудование. Для выполнения специфических анализов лучше заключать договора субподряда с различными НИИ", — объяс­­няет глава "Киевэкоцентра".

Вложения окупятся за три-четыре года работы. Но дело может пойти гораздо быстрее, если потенциальные потребители пересмотрят свое отношение к экоэкспертизе. К примеру, именно так произошло в России, где закон "Об энергосбережении" обязал бюджетную сферу в обязательном порядке проводить тепловизационный контроль старых зданий.

Кроме того, в ряде населенных пунктов, в частности Москве и Санкт-Петербурге, такая экспертиза предшествует подключению нового объекта к теплоснабжению, что вынуждает застройщика обращаться к соответствующим компаниям за полу­чением энергетического паспорта. Спрос на услугу вырос и со стороны частных лиц. В итоге даже дорогое оборудование ($40-60 тыс.), необходимое для измерения теплопотерь, у российских компаний окупается за один сезон, а то, что подешевле (стоимостью $10-20 тыс.), уже в первый год работы начинает приносить прибыль.

В Украине проведение по­­добного энергоаудита — дело добровольное. Но, возможно, скоро оно таковым перестанет быть. Не исключено, что именно этим событием продиктовано желание Минэкологии и природных ресурсов изменить правила игры, следствием ко­­торого может стать ограничение доступа бизнеса на рынок услуг экоэкспертизы.

Речь, в част­ности, идет об изменении к Приказу Министерства ох­­раны окружающей среды от 13 де­­кабря 2001 г. №465 "Об ут­­верждении Порядка регистрации уч­­реждений и организаций, которым предоставляется право на разработку документов, обосновывающих объемы вы­­бросов для предприятий, учреждений, организаций и граждан-субъектов предпринимательской деятельности".

На­­сколько известно "ВД", Минэкологии и природных ресурсов намерено установить минимальную планку для штата таких компаний — в количестве 20 человек. По словам предпринимателей, в этом случае годовой фонд оплаты труда, со всеми отчислениями, составит около 1 млн грн., что для многих попросту неподъемный груз.

Доступно, но не востребовано

Сергей Костецкий, аналитик компании SV Development, утверждает, что при со­­вершении сделок купли-продажи на рынке недвижимости к услуге экоэкспертизы прибегает не более 0,5% людей. "Подобного рода исследования заказываются только в том случае, если покупатель не уверен, что участок чистый. Но такие подозрения могут возникнуть только в априори неблагополучном для строительства районе", — считает эксперт, полагая, что спрос на услугу сегодня мизерный.

Что для одного — наполовину пустой стакан, для другого — наполовину полный. В по­­нимании Романа Сторчака 0,5% от общего числа сделок — это уже неплохой объем (по данным ВОО Лига экспертов Украины, в 2011 г. на рынке жилой недвижимости было заключено почти 492 тыс. сделок). Он полагает, что спрос может вырасти в ближайшие два года в два ра­­за — до 1% от числа сделок. Вот только, если предприниматели не изменят подход в продвижении своих услуг, чуда не произойдет.

Операторы рынка логично рассуждают, что их услуги в первую очередь должны быть интересны людям, решившим купить квартиру на вторичном рынке или приобрести участок для строительства загородного дома. Ведь частный заказчик может проанализировать практически все: почву на загрязнители или плодородие; воздух на наличие паров ртути, аммиака, угарного газа; воду на вкус, запах, наличие металлов.

А может протестировать и "на­­дежность" стен, проверив качество теплоизоляции. Или же определить уровень электромагнитного поля бытовых приборов. Загвоздка лишь в одном: частный заказчик обо всем описанном зачастую даже не подозревает.

"Мне часто приходится консультировать людей в телефонном режиме, объясняя простые вещи. Например, что нет смысла исследовать воздействие электромагнитного поля на организм человека, если рядом с приусадебным участком проходит линия электропередач", — с досадой говорит Олег Ахметкужин.

Несмотря на низкий уровень осведомленности частного потребителя об экотестах, практически никто из операторов рынка не проявляет рекламной активности. У части представителей сегмента бытовой экологии нет даже сайтов-визиток, а присутствие в интернете сводится лишь к размещению контактных данных на всевозможных досках объявлений.

В офлайне работу с потенциальным частным заказчиком практически никто не ведет. Никто из опрошенных игроков рынка четко не смог ответить на вопрос, как бы ее следовало вести, если бы позволял бюджет. Либо же офлайн-продвижение сводится к налаживанию партнерских отношений с производителями стройматериалов или очистительных фильтров для воздуха и воды — когда достигаются договоренности о совместном продвижении товаров и услуг друг друга.

А что в будущем?

Михаил Черняк, менеджер проекта по изучению потребительских трендов Think! McCann Erickson, находит рынок микроэкологии перспективным в Украине, но сразу оговаривается: это произойдет в долгосрочной перспективе.

Развитию рынка явно поспособствовало введение экопаспортов. Но пока лоббистские возможности экологов не идут ни в какое сравнение с возможностями строительных компаний. На данном этапе о со­­трудничестве с девелоперами не может быть и речи.

"Зачастую застройщики осознанно стараются скрыть некоторые нелицеприятные факты. Как-то проводя инженерно-геологические изыскания на третьей очереди строительства коттеджного поселка, мы обнаружили могильник крупного рогатого скота. О нем не было сведений даже в районной СЭС, — рассказал собеседник, пожелавший остаться неназванным. — Лишь местный ветврач вспомнил, что несколько лет назад после мора коров их закопали в поле. В итоге чего только не делал застройщик, чтобы "замолчать" эту информацию".

Олег Ахметкужин мечтает о тех временах, когда в Украине появятся экологические паспорта, а значит, такие ситуации станут невозможными. И тогда каждый продавец или покупатель недвижимости будет обязан предоставлять правдивые сведения.

По мере роста спроса на услуги экологической экспертизы, на нем не только появятся новые игроки, но со временем произойдет и укрупнение рынка. Не­­сколько собеседников "ВД" высказали предположение, что этот процесс нач­­нется чуть ли не в ближайшие два-три года. По их мнению, в стране появятся холдинги, которые объединят под одной крышей компании, специализирующиеся на проведении различного типа анализов. Ну а задача на ближайший год — не допустить создание "холдинга" со стороны государства.

    Реклама на dsnews.ua