• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Акула, плетущая сети

Реклама на dsnews.ua
Телекоммуникационные и компьютерные сети Александра Кардакова опутали всю Украину. Но он не останавливается и уже строит планы в отношении рынка финус
Телекоммуникационные и компьютерные сети Александра Кардакова опутали всю Украину. Но он не останавливается и уже строит планы в отношении рынка финансовых услуг. Имидж одного из самых креативных бизнесменов страны легко конвертировать в политическую карьеру. Удачливый миллионер с этим не спорит, но пока предпочитает иметь дело с политиками лишь для выхода на рынок государственных контрактов.

К кабинету Александра Кардакова на верхнем этаже офисной высотки примыкает просторный открытый балкон. Хотя точнее было бы назвать его небольшой площадкой. Время от времени президент группы компаний "Октава" устраивает здесь… пикник. На открытом воздухе собираются пара десятков топ-менеджеров и жарят шашлыки. Это наверняка противоречит всем правилам противопожарной безопасности, зато здорово укрепляет корпоративный дух. "Вот и Новый год здесь отмечали", — говорит с улыбкой бизнесмен. Вся эта странная "кулинария" очень напоминает то, как он зарабатывает деньги.

В малоприспособленных условиях умудряется готовить вкусные блюда и еще "горячими" продает их партнерам. "Конвейер по производству бизнесов" — так он называет свой холдинг, давая понять, что бушующий за окном кабинета экономический кризис — лишь повод более тщательно подходить к составлению "меню".
Относительно выхода из кризиса всей страны у Кардакова тоже немало идей. Он с удовольствием обсуждает их в кругу друзей-бизнесменов. Но как только разговор заходит о возможности реализовать задумки в политике, у него тут же меняется выражение лица. Обо всем, что касается госрегулирования и борьбы за власть в Украине, он говорит с откровенным возмущением. "Окунуться в дерьмо и самому не стать таким же — невозможно", — так он отвечает на вопросы о планах стать политиком.

Ваш холдинг достаточно крупный, чтобы вызвать интерес у различных политических сил в качестве финансового донора. Часто обращаются?
— Время от времени обращаются. Но этим политикам нужны лишь деньги. А я не хочу просто заплатить за то, чтобы стать депутатом, но не иметь возможности реализовать свои идеи. По сути, государство — это предприятие, со своим бюджетом, командой управленцев, миссией и стратегией. Практически никто из нынешнего руководства страны не имеет опыта реального управления бизнесом. Максимум — управляли горкомами, а чаще просто использовали то, что в свое время удачно получили "в наследство" от Советского Союза. Если сегодня у кого-либо из них спросить, какова их миссия или стратегия, они не найдут что ответить…

То есть к политике у вас отношение пренебрежительное?
— Наверное, это правильнее назвать неприятием реалий сегодняшней политики.

Я хорошо отношусь к тому, когда бизнесмены, сделав карьеру и заработав деньги, идут в политику. Это их самореализация. Но чаще люди приходят в политику, чтобы просто воровать деньги.

Вас вполне можно отнести к бизнесменам, которые заработали немалые деньги и доросли до самореализации в политике. Готовитесь к этому?
— Пока еще не созрел. Если одновременно со мной еще несколько десятков порядочных бизнесменов пойдут в политику, буду с ними. Сегодня не вижу смысла, масса задавит.

Реклама на dsnews.ua

В деловых кругах у вас достаточно широкие связи. Что можете сказать насчет готовности бизнеса создать новую политическую контрэлиту?
— Вероятность появления такой элиты в ближайшее время весьма высока. В общении с коллегами нередко приходится слышать, что нынешний экономический кризис ускорит этот процесс. Очень важно, чтобы бизнесмены выступили вместе, одной командой, а не порознь. Если идти в политику по одному, система просто растопчет.

Видите ли вы политиков, вокруг которых могли бы объединиться деловые люди, желающие реализоваться во власти?
— Среди сегодняшних политиков я таких людей не вижу. Честно говоря, просто никому из них не верю.

Получается, такие лидеры должны выйти из деловых кругов?
— Наверное, да.

Сами могли бы рискнуть?
— Я считаю себя достаточно опытным управленцем, но для реализации политических идей нужна команда. Сейчас ее нет. Впрочем, ее нет и у действующих политических лидеров. По каждому заявлению любого политика легко просчитать, какой личный интерес стоит за решениями этих людей.

Кстати, о личных интересах. Используете ли вы связи с политиками, чтобы получить доступ к контрактам с такими крупными госкомпаниями, как "Укрзалiзниця" и "Укрпошта"?
— От политиков требуется только непротиводействие. В моих компаниях достаточно профессионалов, чтобы честно получать эти контракты. К тому же создавать серьезные информационные и телекоммуникационные системы, которые нормально работают, в Украине мало кто умеет.

Деньги из сетей
Холдинг Александра Кардакова зарабатывает на IT-консалтинге, телефонной связи, разработке программного обеспечения, сборке компьютеров, создании систем электропитания, электронных комплексов безопасности и производстве сетевого оборудования. Но широко узнаваемым за пределами своей отрасли он стал благодаря телевизионному проекту "Акулы бизнеса". Один из самых ярких персонажей шоу щедро вкладывал деньги в идеи молодых смельчаков. Но когда в стране грянул кризис, холдинг начал избавляться от непрофильных активов. Естественно, "акульи" предприятия, как, например, магазин флористики, были выставлены на продажу в первую очередь.

В докризисные времена Кардаков предпочитал делегировать максимум полномочий менеджерам, ведущим каждый свое направление в бизнесе, а сам выполнял функцию "свободного форварда". Он то вплотную занимался телекоммуникациями, координируя строительство альтернативных "Укртелекому" сетей, то возвращался к созданию мощных информационных систем, автоматизируя работу таких гигантов, как "Укрзалізниця" и "АрселорМиттал Кривой Рог". В общем, занимался всем, к чему лежала душа. Сегодня такой романтики в работе он себе позволить уже не может. За развитием каждого проекта теперь централизованно следит компания "Октава Капитал", под крышей которой он собрал своих лучших менеджеров. "Бизнес как по нотам" — именно этот слоган навеял ему название группы. Главный "композитор" признается, что сейчас приходится вникать во все бизнес-процессы намного глубже. "Кризис нужно благодарить за возможность по-новому взглянуть на то, что необходимо, и избавиться от лишнего", — говорит Кардаков.

Кстати, его первая попытка создать самостоятельный бизнес в 1990-м потерпела крах. Разработка программного обеспечения была еще мало востребована даже самыми продвинутыми промышленными заказчиками. К тому же необходимость согласовывать каждое решение с партнерами (такими же недавними студентами КПИ) приводила к значительным потерям времени и эффективности фирмы "Информационные компьютерные системы". Но уже к 1993 г. он стал единоличным ее владельцем и тут же переориентировался с ПО на сборку компьютеров. Этот бизнес оказался более перспективным, а когда от корпоративных клиентов посыпались заказы на создание компьютерных сетей, стало ясно, что "Инком" (сокращенное название фирмы) станет успешным проектом на долгие годы. Фиксированная телефонная связь оказалась отраслью, в которой легко применимы все наработки "Инкома". Так Кардаков обзавелся своей второй базовой компанией — "Датагруп". Последние несколько лет его холдинг посвятил активной скупке региональных операторов связи и борьбе за крупнейших промышленных заказчиков на рынке автоматизации бизнес-процессов. Теперь он делает все, чтобы в условиях фактического отсутствия банковских кредитов вся эта махина не только не умерла от финансового голода, но и дотировала создание новых проектов. Кроме высоких технологий и телекоммуникаций, в ближайшее время он планирует вплотную взяться за рынок финансовых услуг.

Какими были ваши первые шаги после начала экономического кризиса?
— Нужно было заново спрогнозировать доходы и привести в соответствие с ними затраты. Руководствуясь этим принципом, мы начали ревизию всех бизнесов, обнаружили многое, до чего раньше руки не доходили. Что-то исправили, что-то отрезали.

Вы начали продавать свои проекты, несмотря на то, что их стоимость резко упала.
— Я вышел из состава акционеров в некоторых бизнесах, потому что больше не видел перспективы. Успел вовремя. Завтра их стоимость будет еще ниже. Как пример — элитную квартиру, которую вчера было сложно купить за $2 млн, сегодня оценивают в четверть, а завтра она будет стоить еще дешевле. Да, я планировал к концу 2008 года стать миллиардером. Не получилось. Ну и что? Это не повод для грусти. Деньги в разное время имеют разную стоимость.

Предпринимали ли вы какие-то антикризисные меры в отношении персонала?
— На мой взгляд, сегодня мотивировать человека достаточно легко. Личная эффективность — гарантия стабильности работы компании и стабильности рабочего места конкретного сотрудника.

Сокращение затрат на персонал в условиях кризиса целесообразно?
— Это достаточно непопулярная мера, но, если ситуация требует, нужно принимать жесткие решения. Утверждать, что предприятие может благополучно существовать и быть убыточным, по меньшей мере наивно. Такая позиция уничтожает бизнес.

В конце концов, он разрушится, и я очень сомневаюсь, что те, чьи рабочие места были сохранены благодаря работе убыточного предприятия, в итоге останутся в выигрыше. Бизнес не может сохранять все рабочие места вне зависимости от того, что происходит в экономике. Это задача государства — сохранять и создавать новые рабочие места для своих граждан.

В условиях кризиса перекрестное инвестирование внутри холдинга оправдано или каждое предприятие должно выживать самостоятельно?
— Пользу от общего казначейства еще никто не отменял. Но важно, чтобы это не было латанием дыр одних за счет других. Мы применяем плановое управление финансовыми потоками.

То есть вы против тезиса о том, что в условиях кризиса спасение утопающих — дело рук самих утопающих?
— Бывает бизнес прибыльный, но с текущим отрицательным денежным потоком. Если речь идет о докапитализации, то это возможно. А убыточный бизнес я либо делаю прибыльным, либо продаю, либо закрываю.

Многие бизнесмены прикипают к своим предприятиям и не согласятся их продать ни при каких условиях. Вы не из таких?
— Если владелец бизнеса при хорошем предложении не готов в любой момент его продать, то это не бизнес, а хобби. Я — бизнесмен, выращиваю предприятия и готов продать их по хорошей цене. Не могу я продать только одно — недавно созданную "Октаву Капитал", которая владеет корпоративными правами, акциями и осуществляет управление моими активами. Эта компания — основа координации всей группы, часть конвейера по производству новых проектов.

Но конечная цель этого конвейера — продажа проектов, а не их долгосрочное развитие?
— Деньги бывают мечтой, целью в жизни и инструментом для реализации новых проектов. Для меня деньги — это инструмент. Мои компании должны приносить много денег, чтобы я мог создать новые, которые снова будут давать деньги.

Какую доходность для новых проектов вы считаете оптимальной в нынешних условиях?
— В период стабильности доходность 15-20% от вложенных денег — это хорошо, но сейчас меньше 35-40% мы не рассматриваем.

Скандал от "полураба"
Александр Кардаков весьма осторожен в отношениях и решениях, которые могут повлиять на его деловую репутацию, но год назад он получил мощный удар по своему имиджу, причем с неожиданной стороны. Уволенный сотрудник луцкого филиала "Инкома" Назар Мазепа обнародовал информацию о том, что в компании практикуется двойная бухгалтерия, используется пиратское программное обеспечение, а зарплата выплачивается "в конвертах". Эти факты были изложены в открытом письме на имя Кардакова, эмоционально озаглавленном "Исповедь полураба "Инкома". Целью же самого обращения была просьба выплатить недостающие при увольнении $150, которые якобы утаил один из менеджеров филиала. В случае игнорирования просьбы оскорбленный сервисный инженер пригрозил разослать свое письмо всем иностранным партнерам "Инкома", среди потенциальных адресатов, в частности, упомянув транснациональную корпорацию Cisco Systems.

Кардаков это обращение оставил без официального ответа. Вместо него это сделал директор "Инком-Луцк" Олег Олейник. Тот призвал бывшего подчиненного отказаться от шантажа, заявив, что рассчитался с уволенным сполна. Не дождавшись денег, "полураб "Инкома" обнародовал в интернете еще один забавный документ: записку с зафиксированными суммами "конвертной части зарплаты". По утверждению г-на Мазепы, почерк в этом документе принадлежит директору луцкого филиала "Инкома". Собственно, на этом забавная история сошла на нет. Александру Кардакову до поры до времени удавалось избегать любых комментариев по поводу этого внутрикорпоративного скандала. Но "ВД", естественно, обойти эту тему не могла.

Вы знакомы с текстом "Исповеди полураба "Инкома"?
— Да, читал. Если бы это было правдой, у нас бы уже тысячи людей уволились. Это частное мнение. Штат "Инкома" на данный момент — 1600 человек. Я убедился в том, что это частный случай, а не система. Мы не ставим перед собой задачу доказать абсолютно всем, что "Инком" — лучший работодатель. Существует корпоративная культура, и я слежу за тем, чтобы соблюдались ее принципы, например, сотрудникам должно быть интересно и выгодно работать в компании.

Ваш холдинг довольно щепетилен в вопросах имиджа. Почему на этот раз все обошлось без официальных комментариев?
— Я убедился, что это частный случай — и комментировать не вижу смысла. Это либо ложь, либо — правокация.

Но этот человек в довольно жесткой форме предупредил, что если реакции не будет, то он разошлет письмо ключевым зарубежным партнерам "Инкома".
— В международные суды тоже приходит много писем, но мало ли кто что напишет. Наших зарубежных партнеров в первую очередь интересует выполнение взятых нами обязательств. Как бы я отреагировал, если бы уборщица моего партнера написала мне жалобу? Так же.

Но речь в письме среди прочего шла о выплатах зарплаты "в конвертах", то есть в обход официальной бухгалтерии. Ваши зарубежные партнеры наверняка ценят прозрачность бизнеса.
— Меня мало интересует, что происходит внутри луцкого филиала. Главное — чтобы система функционировала правильно.

Вас не насторожило, что сбои в одном филиале могут перерасти в системную проблему?
— Проблем нет только у тех, кто ничего не делает.

Из этой истории вы сделали какие-то выводы или все списали просто на сбой в системе?
— У "Инкома" есть свой президент. Он разобрался в этой ситуации. Я, честно говоря, глубоко в это не вникал. Просто знаю об этом факте.

Автору письма все-таки выплатили $150, из-за которых заварилась вся каша?
— Понятия не имею. Но мгновенно мы увольняем только тех сотрудников, которые воруют. Со всеми остальными мы всегда полностью рассчитываемся. Это политика компании.

Реакции государственных контролирующих органов по итогам этой истории не было? Ведь речь шла еще и об использовании нелицензионного программного обеспечения "1С".
— Этой программой в своей бухгалтерии мы вообще не пользуемся. В "Инкоме" уже лет десять как внедрена ERP-система. Если для домашнего бюджета кто-то поставил себе на компьютер "1С", то это частный случай. Использование нелицензионного программного обеспечения жесточайшим образом централизованно контролируется и пресекается. Говорить о системном использовании глупо. Это ответ на вопрос, можно ли верить и всему остальному в этом письме.

Экстремальный
Главное хобби Александра Кардакова — путешествия. Он побывал уже почти на всех континентах — в ближайшее время планирует покорить Южную Америку. Чаще всего он отправляется в туры на байках и джипах. Ему нравится оказываться в условиях, даже отдаленно не напоминающих офисную суету Киева. Он говорит, что чем больше в путешествии случается приключений, тем лучше прочищаются мозги. А в этом, собственно, он и видит смысл дальних поездок — очистить в голове место для новых идей. Этим, наверное, объясняется и тяга к экстремальным видам отдыха. Если рыбалка — то на Камчатке, если сафари — то в пустынях Австралии, если го­­ры — то Гималаи. На этом фоне горные лыжи в Альпах выглядят банальностью, которую Кардаков иногда себе позволяет в виде тура выходного дня.

С особым вдохновением бизнесмен рассказывает о тибетской горе Кайлас. К ней он не добрался во время первого путешествия на Тибет — не смог найти парм, чтобы переправиться через реку, а обходной путь занял бы почти неделю. Со второго раза эту гору обойти удалось — этот ритуал в буддизме и индуизме означает очищение от грехов. Тогда же Кардаков услышал, что внешне он — вылитый Будда.

Элементы экстрима — обязательное условие ваших путешествий?
— Я не считаю, что сафари в Южной Африке или поездка на байке по австралийской пустыне — экстремальный отдых. Это обычный туризм.

Куда планируете выбраться в ближайшее время?
— Весной планировал в Аргентину и Чили, но перенес на осень. Сейчас все-таки немного не до того. Да если и вырвусь, остальные мои товарищи плотно заняты бизнесом.

Компания для путешествий у вас стабильная?
— Она всегда несколько меняется, но все эти люди из бизнеса. Весной явно никто не вырвется. Ведь нужно три недели оставаться фактически без связи с внешним миром, путешествуя по горам и пустыне. Сейчас себе этого позволить не может никто. Возможно, и осенью из-за ситуации в экономике не получится — тогда перенесем на следующую весну.

В путешествиях случались опасные ситуации?
— Во время последнего путешествия по Австралии температура неожиданно поднялась до +40 0С. Лето наступило слишком рано. Мы уже успели проехать треть пути, когда один из нас потерял сознание из-за жары. Решили не рисковать. Вернулись и, сделав крюк в полторы тысячи километров, объехали пустыню. Избежали неоправданного риска.

В тех местах существует какая-то инфраструктура для туристов на случай несчастных случаев в пустыне?
— В любой момент можно было вызвать спасательный вертолет. Спасатели о нас знали. Но решили, что лучше до этого не доводить.

В большинстве путешествий вы передвигаетесь на байке?
— Необязательно. Байк — это не мое состояние души. Для меня это просто средство передвижения. По Тибету, например, ходил пешком, обошел священную гору Кайлас. Наступило определенное просветление.

А в Киеве как предпочитаете отдыхать?
— В Киеве мне больше всего нравится заниматься бизнесом. Могу разве что на рыбалку с коллегами съездить или выбраться покататься на горных лыжах. Но пока не будет полной стабилизации ситуации в экономике, надолго уезжать не хочу. Я должен всегда быть на связи.

Перспективы
Две базовые отрасли холдинга Александра Кардакова — телекоммуникации и информационные системы — в меньшей степени подвержены кризису, чем другие направления его бизнеса, например, сборка компьютеров. Ведь телефоном люди все равно продолжают пользоваться, а автоматизация бизнес-процессов как раз позволяет компаниям сократить издержки. Но ситуация в экономике продолжает ухудшаться, и нашему герою наверняка еще придется вернуться к вопросу о том, что стоит отсечь, а что — оставить. В этой связи будет любопытно понаблюдать за его попытками выйти на рынок финансовых услуг. На фоне дискредитировавших себя банков новые продукты в этом сегменте вполне могут быть успешными. Риск лишь в том, что это абсолютно новая для Кардакова сфера. Ошибки могут стоить очень дорого.

Что касается перспектив Кардакова в политике, можем легко предположить, что он заинтересуется ею уже к ближайшим парламентским выборам. Если, конечно, в Украине наконец появится политическая сила, объединяющая новую элиту управления, сделавшую капитал не на газе и не на металле. Депутатство пригодится главе "Октавы" не только для самореализации, но и для развития бизнеса. Ведь парламент, как известно, — самая эффективная площадка в стране для заключения крупных контрактов.

    Реклама на dsnews.ua