• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Не воздушные замки

Реклама на dsnews.ua

По большому и оптимистическому счету, в Украине около 300 замков и крепостей, то есть примерно столько же, сколько в Чехии, и вдвое больше, чем в Польше. Тем не менее, более чем две трети из них называть замками можно весьма условно: в основном, это руины — живописные и заброшенные. А из 75 замков, имеющих статус памятников истории и архитектуры, едва ли два десятка могут похвастаться прибыльностью и неиссякающими потоками туристов, коих насчитывается 100-150 тыс. в год.
Притом что две трети туристического потока составляют иностранцы, заработок замков мизерный: не более 200 тыс. грн. в год на каждый замок. Ведь средняя стоимость входного билета — 3-4 грн., а экскурсии — 15-30 грн.

И хотя основным источником заработка директора замков считают доходы от экскурсионного обслуживания и продажи печатной продукции (например, путеводителей на нескольких языках), многие из них уже осознали необходимость с максимальной пользой использовать все подручные средства.
В Хотинской крепости с недавних пор за 65 грн. группа туристов может стрелять из пушки, а скоро в воссозданном стрелецком тире можно будет пострелять из настоящих луков и арбалетов. Збаражскому замку хорошую прибыль приносит недавно построенный на его территории ресторан, а отельный комплекс, возводимый за счет "спецсредств", то есть заработанного самим замком, в перспективе позволит Збаражу получать около 800 тыс. грн. в год.

Учитывая, что вливания государственных средств в эти, заметим, наиболее приоритетные объекты часто уступают в размере доходам самих замков, их бизнес-успехами можно гордиться, однако едва ли — обольщаться.

К примеру, на ремонтно-реставрационные работы в национальном заповеднике "Хотинская крепость" с 2001 г. государство потратило около 2,5 млн грн. Но принимая во внимание, что его территория занимает 22 га и памятников насчитывает 19, только смена перекрытий в каждом из которых обходится примерно в 300-400 тыс. грн., директор заповедника Людмила Пастух пришла к выводу, что полная его реставрация потребует как минимум 250 млн грн. В этом году из госбюджета Хотину предполагается выделить 400 тыс. грн., кроме того г-жа Пастух возлагает большие надежды на государственную субвенцию в таком же размере. Несложно подсчитать, что если финансирование заповедника и дальше будет идти такими темпами, реставрация рискует растянуться на три сотни лет.

На реставрацию Збаражского замка в этом году госбюджетом предусмотрено 560 тыс. грн., а на полное его восстановление нужно еще как минимум 25-28 млн грн. "Ведь можно восстановить замок за два года, а мы вынуждены растягивать ремонтно-реставрационные работы на 10 лет", — сетует Анатолий Маципура, генеральный директор заповедника "Замки Тернопольщины". Ему вторит и Борис Возницкий, директор Львовской галереи искусств, к структуре которой принадлежат замки "Золотой Подковы" вокруг Львова (Олесский, Подгорецкий, Золочевский): "На реставрацию Подгорецкого замка, жемчужины европейской архитектуры, необходимо около 30 млн грн. Выделяли бы нам по 10 млн грн. в год — мы бы за три года его восстановили".

Помимо замков, являющихся памятниками истории и архитектуры, существует еще около 200 руин — в среде работников культуры их принято называть "замчищами". По словам Якова Дихтяра, первого заместителя главы Государственной службы охраны культурного наследия, многие из этих "замчищ" разрушены настолько, что об их славном прошлом напоминают лишь архивные свидетельства. "Они не имеют статуса памятников истории и архитектуры, нигде не стоят на учете, во многих селах их расценивают как бесплатный кирпич или дети играют на этих руинах в войну", — рассказывает г-н Дихтяр.

Поскольку эти объекты статуса памятника истории и архитектуры не имеют, их можно приватизировать или арендовать, что могло бы привлечь меценатов. Но пока и речи нет ни о местных спонсорах, ни об иностранных инвесторах. Анатолий Маципура рассказывает, что некоторые польские предприниматели были готовы арендовать замки на Тернопольщине, но, убедившись, что они требуют грандиозных вложений, отказывались от затеи. По словам Бориса Возницкого, к двум замкам-руинам на Львовщине — в Старом Селе и Поморянах — присматривались немцы и испанцы, однако так и не решились их приобрести. "Инвесторов отпугивает степень разрушенности этих замков, — убежден г-н Возницкий. — В Подгорецком замке есть Гетманский заезд — это старейший украинский отель, построенный в XVIII в. Здесь останавливался Оноре де Бальзак. Именно сюда мы предлагали инвесторам вложить деньги — воссоздать отель и построить ресторан. Но сначала государство должно отреставрировать сам замок". Восстановление "замчищ" требует крупных капиталовложений, но сегодня инвестор не готов рискнуть ими. Во-первых, замок — это не отель, из которого сразу же можно качать деньги. Ведь замок как музей или заповедник требует проведения не только строительных работ. "Нужны планомерные вложения в течение нескольких лет. За год-два отдачи не будет", — объясняет Анатолий Маципура.

Реклама на dsnews.ua

Во-вторых, инвесторов, заинтересованных во вложениях в подобные объекты, отпугивает несовершенство отечественного законодательства. "Мы уже три года работаем над тем, чтобы в Жолковском замке создать частную гостиницу, — рассказывает пресс-секретарь Национальной туристической организации Владимир Царук. — Инвесторы хотят создать ее на базе одного из корпусов замка. Но законодательство не позволяет передавать даже часть замка в частные руки". К тому же даже приватизация объекта, не являющегося памятником истории, таит опасность, ведь в свете последнего передела собственности никто не даст гарантии инвестору, что через несколько лет собственность у него не отберут, сославшись на ее историческую ценность, вовремя не учтенную в процессе приватизации исторического объекта.

Альтернатив приватизации у "замчищ" немного — либо полное разрушение, либо незаконный захват. Ведь желающих подобрать то, что плохо лежит, всегда хоть отбавляй. Тем более что существуют прецеденты.
На карте Тернопольщины давно нет города под названием Червоноград. О нем напоминают лишь руины замка XVII в. — две красные башни и костел без крыши близ одноименного водопада на реке Джурин. Окончательно замок был разрушен в 1945 г., во время столкновений солдат УПА с польскими отрядами самообороны. Тем не менее, живописные руины популярны среди туристов-"дикарей".

Около двух лет назад неподалеку от руин монахи Украинской Автокефальной Православной церкви основали монастырь — возвели небольшое строение и назвали его Червоноградским Свято-Петропавловским мужским монастырем. Сейчас там обитают два монаха, утверждающие, что УАПЦ получила все необходимые разрешения на восстановление замка и превращение заброшенного костела в православный храм. Иван Безушко, глава совета села Ныркив, в юрисдикции которого находятся руины, утверждает, что к нему поступило распоряжение Тернопольской обладминистрации передать руины церкви, а сельсовет только изготовил документацию. Со сменой власти процесс приостановлен, и пока вопрос находится "в стадии выяснения".

Однако Владимир Царук резонно утверждает, что если монахи получат разрешение на восстановление замка, они обустроят его под кельи и, значит, как туристический объект замок будет навсегда утрачен.
"Не стоит забывать, что в советское время замки в Западной Украине пытались уничтожить — размещали в них дома для умалишенных, ПТУ, туберкулезные диспансеры. Почти все замки горели в то время. В Подгорецком замке, например, в 1956 г. выгорело до $10 млн. И потому нам не так много осталось для реставрации", — говорит Борис Возницкий.

Время собирать камни
"Культурное наследие" сегодня разрушается на глазах. А для его спасения у казны нет денег. "75 памятников государство сможет как-то профинансировать, а вот еще 200 разрушенных просто не потянет", — говорит г-н Дихтяр. Но средства можно поискать и в иных источниках. Если бы инвесторы — как украинские, так и зарубежные — получили возможность приобретать или сдавать в аренду полуразрушенные замки и "замчища", вполне вероятно, что эти вливания позволили бы поддерживать памятники.

Инвесторов может привлечь идея составления нового туристического маршрута, ведь большинство замков довольно компактно расположены на территории восьми западноукраинских областей. С другой стороны, оборудование гостиниц в зданиях с многовековой историей способно увеличить поток посетителей и в современные туристические центры Западной Украины, которые ныне не могут похвастать развитой инфраструктурой.

Не так давно Государственная служба охраны культурного наследия разработала Концепцию привлечения негосударственных средств на восстановление замков, которая, среди прочего, предусматривает возможность аренды и приватизации замков и "замчищ". Естественно, что у идеи сразу же появились оппоненты. Среди таковых — директора крупнейших украинских замков и крепостей, которым государство уделяет наибольшее внимание. По их мнению, "национальные святыни" негоже отдавать в частные руки. Людмила Пастух, например, из опыта общения с редкими спонсорами сделала вывод, что те стремятся строить вблизи или внутри подобных объектов лишь сауны, казино, боулинг-клубы.

Безусловно, такие опасения имеют под собой почву. Но их можно свести к минимуму. Причем изобретать велосипед не придется, достаточно воспользоваться опытом стран Западной Европы, где большинство замков находится в частной собственности. Чтобы сберечь для потомков уникальные объекты, их продажа должна сопровождаться подписанием между государством и инвестором так называемого охранного договора: в обмен на символическую цену покупатель обязуется выполнять ряд необходимых условий, выдвигаемых со стороны государства. В первую очередь, это восстановление или реставрация объекта, что сразу же предотвратит соблазн инвестора приватизировать руины по бросовой цене для того чтобы на их месте возвести ресторан или сауну. Во-вторых, охранный договор мог бы обязать инвестора производить строительство таким образом, чтобы воссоздать его в первозданном виде. Иными словами, открытие в замке гостиницы или ресторана не должно нарушать его архитектурных и фортификационных особенностей.

Но чтобы заключение охранных договоров стало возможным, объект должен иметь статус памятника истории и архитектуры. Две трети из 300 замков и "замчищ" в Украине таковым не являются. Поскольку местные советы вольны распоряжаться землей, то кто может гарантировать, что останки какого-нибудь средневекового замка не будут растащены местными жителями, а земля — отдана в аренду коммерческим структурам?!

Посему первое, что необходимо сделать, это провести инвентаризацию замков и "замчищ", осуществить их комплексное обследование и на основе всего этого составить компьютерную базу данных всех замков и "замчищ" Украины. После чего можно будет говорить о составлении смет на научной основе и грамотных туристических маршрутов. Вот, собственно, то, что станет первым этапом реализации Концепции. По мнению ее разработчиков, эта стадия займет до трех лет, а на ее реализацию потребуется около 0,5 млрд грн. Необходимые средства предлагается черпать из госказны, в рамках ассигнований, ежегодно выделяемых из госбюджета Министерству культуры и областным администрациям на проведение научно-исследовательских работ.

Разработчики Концепции сегодня утверждают, что будут настаивать на присвоении статуса памятника истории и архитектуры как можно большему количеству объектов.

Но, с другой стороны, если все заброшенные и развалившиеся замки все-таки получат такой статус, их приватизация, равно как и аренда, станет невозможной. Ведь законы "Об охране культурного наследия" и "О приватизации государственной собственности" налагают прямой запрет на приватизацию объектов со статусом памятников истории и архитектуры. Без такового статуса любая приватизация в рамках государственной программы, с точки зрения закона, будет выглядеть всего лишь банальной покупкой объекта недвижимости. Стоит отметить, что нечто подобное прежняя власть пыталась предпринять в отношении музеев, выдвинув идею о распродаже из их фондов объектов, не являющихся раритетными. Авторство этой идеи приписывали одному из тогдашних вице-премьеров, любителю старинного оружия, но усилиями журналистов проблема была вынесена на всеобщее обсуждение, после чего почила в бозе.
Если и нынешняя Концепция писалась "под конкретных покупателей", то никто не сможет заставить новых владельцев замков руководствоваться критериями святости и ценности приобретенного ими объекта. "До тех пор пока законодательство не позволяет передачу таких объектов в частную собственность, заключение любых договоров с любыми оговорками не может считаться законным", — уверен юрист Богдан Яблонский.

Но если задаться реальной целью восстановить замки, то придется пролоббировать изменения в законодательстве таким образом, чтобы сделать возможным и аренду, и продажу объектов, являющихся памятниками истории и архитектуры, исключительно при условии заключения охранного договора. Но помимо этого у государства должны быть законные и, что наиболее важно, действенные механизмы, которые позволяли бы ему довольно быстро избавляться от нерадивых инвесторов, если те не выполняют взятые на себя обязательства. Невозможно допустить ситуацию, подобную той, которая сложилась в Украине вокруг мощных промышленных предприятий, когда собственник может практически безнаказанно не выполнять взятые при покупке обязательства.

Только когда законодательное поле будет урегулировано, можно приступать к привлечению частного капитала для восстановления замков. Если судить по Концепции, этот этап, который разработчики оценивают в 1 млрд грн., должен наступить в 2010-2011 гг.

Будут ли замки продаваться или же сдаваться в долгосрочную аренду, что будет с землей, на которой они расположены? Сегодня ответы на эти вопросы не знают сами разработчики Концепции — Госслужба охраны культурного наследия страны. Там "ВД" сообщили, что программа, конкретизирующая Концепцию, должна быть подготовлена к 1 августа.

Между тем, у нас есть возможность привлечь реальных инвесторов в эту сферу. Как иностранных, так и национальных. Причем речь может идти не только о владельцах больших кошельков, но и среднего и даже мелкого бизнеса. К примеру, тех же владельцев кафе и ресторанов. "Недалеко от Кременца, на знаменитой горе Боне, с которой связано столько романтических легенд, сейчас одна компания строит пансионат и кафе, — говорит Владимир Царук. — Инвесторы хотят сделать объект привлекательным для туристов, но они сомневаются в успехе предприятия. Инвесторы должны быть уверены в том, что объект передается им, неважно, в аренду или собственность, как минимум на 50 лет. Ведь вкладываются очень крупные средства".

С другой стороны, важно с самого начала придать этому процессу публичный характер, дабы умерить пыл желающих (особенно для обладателей депутатского мандата) "отхватить" за бесценок какой-нибудь маленький замочек, пытающихся хоть таким образом причислить себя к европейским ценителям классических устоев.

Гордость старушки-Европы
Ни одно из европейских государств не взвалило на свои плечи полное инвестирование замков, но каждое из них предусмотрело этот вопрос в своем законодательстве. Весьма распространена в Европе практика приобретения полуразрушенного замка за бесценок — едва ли не за $100.

Однако если вам вздумается приобрести замок во Франции, придется взять на себя его полную реставрацию — воссоздание в первоначальном виде. Не выполнившему это условие грозит не только штраф, но даже суд, который вполне может решить замок у владельца отобрать.

В Австрии, Словении, Черногории практически все замки имеют частных владельцев, с которыми, тем не менее, государство не позабыло заключить контракт, обязывающий их сохранять замок в исторически первозданном виде, а также в определенные дни открывать его для туристов. А при желании открыть в замке или поблизости отель или ресторан владелец не преминет согласовать сие желание с градостроительным советом. Тем не менее, можно не сомневаться, что совет скорее всего решит вопрос положительно.

Ирландские замки активно используются для проведения театрализованных шоу. В обеденных залах замков устраиваются "средневековые банкеты". В них могут принимать участие (разумеется, далеко не бесплатно) группы до 100 человек. Во время трапезы участники наслаждаются легендами замка и края, музыкой соответствующей эпохи. А в отелях, созданных на территории некоторых польских замков, многие пары проводят медовый месяц.

Такая практика не только приносит владельцам замков солидную прибыль, но и формирует их имидж. Замковая экзотика в Европе — из разряда элитных. К примеру, в замке Wilton Park в 40 км от Лондона регулярно проводятся конференции для экспертов. Право посетить такое собрание стоит не менее GBP4 тыс.

    Реклама на dsnews.ua