• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Время разгребать свалки

Реклама на dsnews.ua

Жители Крыма любят шутить, что у них на полуострове только два сезона: туристический и остальной. В летний период крымчане заняты обслуживанием туристов, откладывая решение проблем на потом. Однако жители самого что ни на есть курортного поселка Гаспра (Большая Ялта) до осени не дотерпели: соседство с мусорной свалкой надоело им настолько, что 5-6 июля они перекрыли въезд на полигон бытовых отходов. В результате в мусоре стала утопать Ялта, что в разгар туристического сезона сравнимо с региональной катастрофой. К решению проблемы активно подключились и крымские, и столичные чиновники, пообещав гаспринцам свалку закрыть — естественно, когда туристы разъедутся, 1 сентября. Жители Гаспры на уступки пошли, но для них это лето в плане туризма останется потерянным — из-за пелены дыма и смрада желающих оздоровиться на морском побережье Гаспры нет.

Полигон в заповеднике

Складировать мусор под Гаспрой начали в 1973 г., приспособив для этого затопленный карьер. Никаких специальных мероприятий по обустройству полигона не проводили, поэтому фильтрат — вода, которая образуется в процессе гниения отходов и скапливается на дне полигона, — беспрепятственно просачивается в подземные воды, загрязняя окружающую среду. И ныне свалка общей площадью 5,76 га, в нарушение санитарных норм и правил, находится в 300 метрах от ближайших жилых домов. Но самое любопытное, что полигон расположен на территории Ялтинского горно-лесного заповедника, и из-за постоянно тлеющей свалки в прошлом году сгорело 6 га леса.

Специалисты СЭС АРК много лет бомбардируют высокие инстанции письмами с разъяснениями о невозможности эксплуатировать гаспринский полигон, но при этом говорят, что экологическая ситуация в поселке отнюдь не критична. Оттого на закрытый полигон, получается, мусор свозить можно. "Полигон эксплуатируется, поскольку соблюдаются те минимально возможные требования, которые позволяют поддерживать окружающую среду и здоровье населения в стабильной ситуации, — заверяет Екатерина Серебренникова, заместитель главного санитарного врача Республиканской СЭС АРК. — Со стороны СЭС замечаний нет, все пробы воздуха и воды в норме".

В итоге сложилась патовая ситуация: полигон закрыт, но эксплуатируется. Свалка переполнена, но продолжает принимать отходы. И даже российское ООО "Рекультивация", занимающееся разработкой проектной документации для рекультивации земель на полигоне, может выставить ялтинским властям счет. Ведь договор с россиянами не подписан, а гаспринцы против строительства в поселке мусороперерабатывающего завода (МПЗ) — даже несмотря на то, что "Рекультивация" собирается по-строить на месте полигона точно такой же завод, какой возвела в Москве.

В поисках крайнего

Строить мусороперерабатывающий завод или новый полигон в Большой Ялте нельзя — заповедные территории и высокая плотность населения. Так что альтернативы вывозу отходов нет. Вот только кто согласится принять "чужой" мусор?

Реклама на dsnews.ua

"Как только удается с кем-то договориться, так сразу начинает протестовать та община, с властями которой мы договорились о вывозе мусора, — говорит Татьяна Огаркова, пресс-секретарь мэра Ялты Сергея Брайко. — Поэтому в работе приходится соблюдать строжайшую конфиденциальность. Заметьте, что поселки Большой Ялты — это самостоятельные территориальные единицы, мэр Ялты механизмов влияния на них не имеет".

"Но и мы повлиять на городские власти не в состоянии, — парирует Николай Аркулинский, депутат поселкового совета Гаспры. — Когда мы обращались за помощью к ялтинским властям, нам говорили: это ваша проблема — вы ее и решайте. Вот мы и пошли на крайние меры. Теперь в Ялте засуетились, но 8 га леса для расширения свалки мы им не дадим, и для мусоросжигательного завода тут не место, пусть лучше строят на солончаках степного Крыма".

Теоретически это возможно, но в таком случае автоматически придется повысить тариф на вывоз мусора. Населения это пока не коснется, ибо в ялтинском бюджете на "мусорные дотации" отыскали 10 млн грн., но тут возникла другая проблема — на чем вывозить? Дешевле всего — по морю, но Ялтинский порт причала для перевалки грузов не имеет, в срочном порядке ялтинские власти закупили пять 40-тонных мусоровозов, потратив на это 5,5 млн грн. Но тут сюрприз приготовила ГАИ: с 12 июня она

ограничила проезд большегрузного транспорта по трассе Симферополь—Ялта—Севастополь, фактически блокировав новые мусоровозы на месте их нынешней стоянки. Чтобы ялтинским властям ситуация уж совсем показалась гиблой, власти Севастополя и Бахчисарая принять мусор курортной столицы Крыма отказались, и, скорее всего, отходы пока будут возить в Саки. Иными словами, пять новых 40-тонных мусоровозов будут ежедневно везти 2 тыс. т бытовых отходов по горному серпантину дороги Ялта—Бахчисарай на расстояние 150 км. Что же случится, когда и эту дорогу закроют (а в зимний период так чаще всего и происходит) — загадка. Одно можно сказать со всей определенностью: дотации для населения отнюдь не вечны, а по словам Татьяны Огарковой, и тарифы для юрлиц, которые занимаются вывозом мусора на сакский полигон, вырастут в три раза.

Рескомприроды ходатайствовал о выделении из Госфонда охраны окружающей среды 10 млн грн. на строительство полигона твердых бытовых отходов (ТБО) в Судаке. "Мы выделяем средства из республиканского бюджета на решение экологических проблем при условии, что местные власти договариваются о получении средств из госбюджета, — говорит Евгений Бубнов, глава республиканского комитета охраны окружающей природной среды. — Но механизм выделения денег довольно сложен, к примеру, в прошлом году из-за тендерных головоломок остались неиспользованными 200 млн грн".

"Мы не получили ни копейки из госбюджета на решение проблемы полигона, мы предоставлены сами себе, — сетует Николай Герон, начальник управления городского хозяйства Ялтинского горисполкома. — Ведется масса переговоров, совещаний, но все остается на бумаге".

Мусорный завал

Впрочем, ощутить себя в шкуре ялтинских властей рискуют вскоре и их коллеги из других городов автономии. Большинство из 28 работающих на полуострове полигонов строились в 1960-70 гг. Истек срок эксплуатации полигона в Феодосии, постоянные возгорания фиксируют на полигоне Алушты, критическая ситуация сложилась и в Симферополе, Евпатории, Старом Крыму, Коктебеле… На полуострове накопилось около 30 млн т отходов, и ежегодно эта цифра увеличивается на 4 млн, ведь туристический поток в Крым постоянно растет.

В Совмине Крыма пришли к выводу, что для решения проблемы переработки мусора на полуострове необходимо построить пять мусороперерабатывающих заводов. "Очень многие инвесторы интересуются рынком переработки мусора в Крыму. Но многие приезжают, знакомятся с ситуацией, интересуются необходимыми документами, а потом уезжают", — рассказал "ВД" крымский чиновник, пожелавший остаться неназванным.

"Первая проблема, с которой сталкиваются инвесторы, — это отсутствие земли, — говорит Николай Герон. — Гаспринский полигон расположен в заповеднике, а отвести землю там не так-то просто. У нас был инвестор, готовый работать на гаспринском полигоне при условии отведения под него 18 га земли, но местные жители против".

Власти Феодосии решили не дожидаться повторения ялтинской ситуации и выделили землю под строительство МПЗ, однако инвесторы, согласившиеся два года назад построить завод, внезапно отказались от своих планов. Местные СМИ писали, что инвесторов отпугнули бюрократические преграды и бесконечные походы по инстанциям за множест-вом согласований. Чиновники же объяснили уход инвесторов тем, что бизнесмены посчитали подобные вложения невыгодными.

Не сложилось с инвесторами для строительства МПЗ и в Евпатории, теперь на месте, где городские власти планировали по-строить мусороперерабатывающий завод, возведут новый жилой массив.

До конкретики дошло лишь в вопросе строительства МПЗ мощностью до 360 тыс. т в год в районе с. Доброе Симферопольского района, крымский Совмин даже подписал соглашение о строительстве с немецкой Benreg Europe GmbH. Из перерабатываемого там мусора должны добывать газ и вырабатывать электроэнергию. Но, как сообщили "ВД", и в этом проекте инвестор "залег на дно".

"Проблему мусора в Крыму надо решать на уровне президента, правительства. Нужно выделить средства на строительство в степных районах целого комплекса по сортировке, переработке мусора, — считает Павел Зилюк, председатель Гаспринского поселкового совета. — Это потребует миллионных затрат, но в будущем, если поставить это на промышленную основу, можно будет хорошо зарабатывать".

Пока же столичные чиновники дают возможность крымчанам ощутить все прелести автономного существования, и курортные города и поселки решают мусорную проблему каждый на свой лад. Это неминуемо приведет к появлению еще одного курортного сбора — на сей раз мусорного, и оплачивать его будет все тот же турист. Ведь и сложность землеотвода, и транспортная нагрузка, и протесты местных жителей — все это одна проблема. Та, что в Крыму есть только два сезона: туристический и остальной.

МНЕНИЕ.

Владимир Баженов. Министр ЖКХ АР Крым

— Из мусорной проблемы Ялта самостоятельно не выберется никогда — по той простой причине, что расширить существующую свалку невозможно. Полигон находится в заповедной зоне, поэтому его надо куда-то выносить. Проблема вывоза мусора есть везде, не только в Ялте, но и в Судаке, Феодосии, Симферополе, да и по всей Украине. Строительство любого полигона — это многомиллионная операция.

В бюджете деньги на нее не найдутся никогда, это уже ясно. Но для того чтобы инвестору было интересно вкладывать миллионы в строительство полигона, он должен знать, что через какое-то время он эти деньги вернет, значит, стоимость вывоза, переработки, утилизации мусора должна быть достаточно высока. Нужно, чтобы за вывоз мусора население платило в несколько раз больше, и тогда все встанет на свои места. Но кто сейчас будет повышать тарифы для населения? Никто.

МНЕНИЕ.

Виктор Тарасенко. Председатель Крымской республиканской ассоциации "Экология и мир", президент КАН

— Проблема мусора в Крыму стоит очень остро. Возгорания на полигонах, большин-ство из которых не были специально оборудованы, возникают весьма часто. Наиболее острая ситуация сложилась в Ялте. Но и в Симферополе, Бахчисарае положение с вывозом мусора катастрофическое. Да и весь Крым завален отходами — свалка на любой обочине, куда ни посмотришь. Нынешние власти занялись этим вопросом, но им нужно более серьезно подходить к выбору площадок для МПК, подключать к работе ученых, экологов. Нельзя строить МПЗ в курортных зонах, вдоль трасс, в рекреационной зоне — как это хотят сделать в с. Добром под Симферополем. Нужно определять зоны санитарной ответственности для крупных МПК, которые будут работать по регионам.

    Реклама на dsnews.ua