• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

С "ПРЕМИКСОМ" ПО ЖИЗНИ

Реклама на dsnews.ua

Фермер Николай Сиренко, житель Закарпатской области, вот уже который год оббивает пороги всевозможных инстанций: рядом с его участком, в селе Великая Бакта, в частных гаражах хранится токсичное вещество "Премикс". "Меня интересует влияние этой гадости на мое здоровье и моей семьи, — жалуется предприниматель. — Пока мы заметили проблемы с дыхательными органами и высыпания на кожных покровах". Не найдя правды во властных кабинетах, Николай обратился к местным "зеленым", те — в Центр охраны плодородия грунтов. Проведенный по их просьбе анализ почвы с участка Николая показал, что концентрация тяжелых металлов (кадмия, меди) превышала норму в несколько раз. При таких показателях семью Сиренко должны были бы немедленно отселить.

Местные СМИ об этой проблеме заговорили в 2004-м, а осенью 2005-го к ним присоединились столичные газеты и телевидение. Произошедшее подавали не иначе, как экологическую катастрофу. Тогда страна узнала, что токсичным веществом напичкан чуть ли не весь Береговский район. На место срочно выехало высокое начальство. После чего спецподразделениями Главного управления МЧС в Закарпатской области была проведена показательная операция: токсичное вещество упаковали в пакеты типа "биг-бэг", исключавшие контакт с грунтом. О том, как боролись с этой "заразой" бравые МЧСовцы, рассказали и показали практически все ведущие телеканалы страны. На глазах журналистов спасатели грузили "Премикс" в КамАЗы, а их командиры беспечно засовывали руки в мешки с веществом, мол, оно абсолютно не опасно. По завершению операции заместитель главы Береговской райгосадминистрации Александр Кобзев отрапортовал: "Смесь веществ ("Премикс" — прим. "ВД") убрана с четырех земельных участков в районе и еще с четырех — непосредственно в самом Берегово". Казалось бы, проблема решена. Однако расследование, проведенное журналистами "ВД", показало, что на самом деле вопрос с "Премиксом" повис в воздухе, и вряд ли государство заинтересовано в решении этой проблемы в обозримом будущем.

Эй, вы там, наверху

"Премикс" на территорию Украины попал с подачи некоего ОАО "Озон". В 1998 г. это предприятие заключило с венгерской компанией ЕLTEX (филиалом одноименного немецкого концерна), специализирующейся на производстве полимеров, контракт о закупке теплостойкого наполнителя "Премикс". Причина, по которой материал понадобился "Озону", выглядела вполне логичной: добавка для резиновой продукции, на производстве которой, если верить уставным документам, специализировалось означенное ОАО. В сопроводительных документах ввозимый груз значился под кодом 2530 — "минеральные удобрения". Всего таких "минеральных удобрений" ОАО "Озон" закупило и ввезло в Украину из Венгрии 4 тыс. т на общую сумму 540 тыс. грн. Далее пути этого груза терялись. Но потом мешки с "Премиксом" вдруг всплывали тот тут, то там в Береговском районе. Где — в гаражах (как в случае с фермером Сиренко), где — в карьере. В частности, вещество было обнаружено в гараже Закарпатского Института агропромышленного производства в селе Великая Бакта, в Мужиевском карьере, на территории Боржавского кирпичного завода, бывшей мебельной фабрики "Виктория" и еще ряда предприятий. Всего удалось найти лишь 1,5 тыс. т. Еще 3,5 тыс. т, судя по всему, "гуляют" по Закарпатью.

Злые языки поговаривали, что токсичное вещество после завоза в Украину якобы переупаковывалось на территории ООО "Нуминатор", которое, в свою очередь, местная пресса упорно связывает с экс-главой Береговской РГА Иштваном Гайдошем. Впрочем, сам г-н Гайдош, ныне народный депутат ВР, сменивший в начале 2005-го фракцию СДПУ(о) на социалистическую, сии домыслы опровергает, заявляя, что не имеет никакого отношения к ООО "Нуминатор".

Как бы там ни было, но в начале 2005-го Закарпатская областная прокуратура на основании материалов УБОП Закарпатской области и публикаций в СМИ возбудила уголовное дело по ст. 239 ("загрязнение или порча земель") и ст. 241 ("загрязнение атмосферного воздуха") Уголовного кодекса.

В мае 2005 г. по запросу Закарпатской прокуратуры сотрудники Института гигиены и медицинской экологии им. Марзеева АМН Украины провели исследование "Премикса" и дали официальное заключение о том, что вещество принадлежит к отходам первого класса опасности, т.е. по совокупности всех химических веществ относится к особо токсичным отходам. Узнав о результатах исследований, Министерство охраны окружающей природной среды тревогу бить не стало. "Пока что к нам не поступала информация о явных экологических отклонениях в Закарпатском регионе", — сообщил "ВД" Евгений Моторин, директор департамента по техногенной и экологической безопасности министерства.

Реклама на dsnews.ua

А осенью 2005-го грянул скандал. В местной газете "Паланок" была опубликована статья, в которой утверждалось, что часть поставленного "Премикса" заложена в фундамент средней школы в селе Шом Береговского района, на строительстве которой работал прорабом директор ОАО "Озон" Иосиф Гал. Этот скандал был быстро подхвачен столичными СМИ. После чего последовало заявление тогдашнего Генпрокурора Святослава Пискуна о том, что "Премикс" ничто иное, как вещество первого класса опасности. Вскоре дело о "Премиксе" перекочевало из Закарпатской областной прокуратуры в Генеральную, под крыло оперативной следственной группы под руководством заместителя Генпрокурора Александра Шохина. С тех пор о деле "Премикса" ничего не слышно.

Поэтому "ВД" решила поискать правды на местном уровне, отправившись для начала по месту прописки директора ОАО "Озон" Иосифа Гала, в село Великая Бакта.

Увы, г-на Гала нам застать не удалось. Зато удалось пообщаться с его односельчанами.

По их словам, поначалу никто не придавал значения мешкам с порошком грязно-серого цвета, даже прошел слух, что в мешках содержатся минеральные удобрения, которые просто "забыли" в Великой Бакте. Были даже случаи, когда жители "разбирали" "минеральные удобрения", и лишь после того, как в прессе появилась информация о реальном содержимом складированных мешков, жители села забили тревогу. Где сейчас находится Гал, они не знают.

— Гала ищете? Не найдете! Вы же знаете, эти скандалы с "Премиксом"… Да и не он главный.

— А кто? — любопытствуем у селян.

— Кто-кто… Те, кто сидят в высоких кабинетах…

— Вы кого-то конкретно имеете в виду? — пытаемся выудить хоть какие-то имена.

— Вы их сами знаете, — уклончиво отвечают селяне.

Надо сказать, что слова эти не лишены смысла. Завезти в область, тем более, в один район, где власть чиновников практически безгранична, 4 тыс. т токсичного вещества — согласитесь, задача не из легких. Догадывались ли об этой афере Сергей Устич и Виктор Балога (нынешний глава МЧС, подразделения которого были задействованы в спецоперации по локализации "Премикса"), возглавлявшие Закарпатскую ОГА в 1995-1999 гг. и в 1999-2001 гг соответственно, а также глава местной таможни — можно только предполагать. По крайней мере, означенные ведомства пока не ответили на официальные запросы "ВД".

Естественно, что истину должно установить следствие, а виновных — суд.

Но пока Генпрокуратура молчит. Получить официальную информацию о ходе расследования "ВД" не удалось: в Генпрокуратуре сослались на тайну следствия, но при этом, правда, сообщили, что ждут официального заключения Института экологии и токсикологии им. Л. И. Медведя относительно того, соответствует ли состав и свойства "Премикса" тем, которые были заявлены во ввозном сертификате (напомним, что из Венгрии это вещество завозилось под видом "минерального вещества"). От результатов экспертизы и будут зависеть дальнейшие действия Генпрокуратуры.

Но, как оказалось, Институт экологии приступить к исследованиям не мог по причине отсутствия средств: 149 тыс. грн., выделенные на проведение экспертизы, "зависли" на счету Министерства охраны окружающей среды. "Деньги в сумме 2,5 млн грн. из Государственного фонда охраны окружающей среды Минприроды нам уже выделило, — уверяет Юрий Смерека, заместитель начальника Государственного управления экологии и природных ресурсов в Закарпатской области. — В Минэкономики продолжается процедура согласования единого исполнителя работ. Как только она завершится, Госказначейство даст "добро" оплатить выделенные средства".

"Планировалось, что судебная эколого-химическая экспертиза будет проведена еще в августе прошлого года, однако тогда у Генпрокуратуры не нашлось средств на ее финансирование, — комментирует Виктор Моисеенко, заместитель директора департамента по техногенной и экологической безопасности Минохраны окружающей среды. — Тогда Генпрокуратура обратилась в Кабмин, в результате чего наше Министерство включило в бюджетную программу средства на проведение экспертизы. В итоге мы попали в правовую коллизию: заказчиком экспертизы является Генпрокуратура, а финансирование осуществляется из Государственного фонда охраны окружающей среды нашего Министерства. Деньги на счет Института экологии поступили сразу же, как только Кабмином было принято соответствующее решение. Думаю, окончательный результат относительно того, соответствует ли "Премикс" сертификату, по которому он направлялся в Украину, будет получен уже в январе". По информации "ВД", деньги на означенные работы Институт экологии уже получил, а сами результаты экспертизы должны появиться в Генпрокуратуре в самое ближайшее время.

За украинский счет

Пока же, как утверждает Юрий Смерека, "Премикс" загружают в вагоны для вывоза за пределы области. "Ведь Закарпатье — густонаселенная местность, опасна паводками и не имеет возможностей для утилизации", — говорит г-н Смерека. Однако по информации "ВД", 12 вагонов с "Премиксом" по-прежнему находятся в депо на станции Боржава. Новые вагоны "Укразалiзниця" выделять отказывается: мол, деньги за используемые еще не уплачены.

Похоже, что ситуация не изменится до тех пор, пока не будет завершено расследование Генпрокуратуры. После судьбу "Премикса" должен решить суд. А сделать это ему будет ой как не просто.

Дело в том, что ввоз токсичных отходов на территорию стран из-за рубежа регулируется Базельской Конвенцией "О контроле над трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением". Государства, ратифицировавшие эту конвенцию, могут запретить ввоз опасных отходов для утилизации на своей территории. Украина ратифицировала эту конвенцию только в 1999-м, тогда как "Премикс" к нам начал завозиться в 1998-м. Таким образом, даже если суд постановит реэкспортировать "Премикс" в Венгрию, сделать это можно будет только с той частью, которая попала в Украину после ратификации конвенции Верховной Радой.

Но и здесь все не так просто. Означенной конвенцией регулируется оборот только тех опасных веществ, перечень которых содержится в приложениях №№1-3. "Премикса" среди них нет. Что не удивительно: ведь это название было придумано специально для ввоза в Украину. Теперь украинской стороне необходимо доказать, что "Премикс" состоит из веществ, которые содержатся в приложениях к Базельской Конвенции. Если экспертиза окажется положительной, то Украина на основании ст. 9 Конвенции имеет право требовать от Венгрии в течение 30 дней с момента уведомления вывезти с украинской стороны "Премикс" (опять-таки, завезенный после 1999 г.) либо же оплатить расходы по его утилизации. Специалисты полагают, что у Украины достаточно оснований воспользоваться этим сценарием.

Что думают по этому поводу официальные власти Венгрии? Оказалось, что ничего. Запрос "ВД" в Венгерском посольстве вызвал неподдельный интерес. Нам сообщили, что первый раз слышат об этой проблеме и участии в ней венгерской структуры. И это при том, что о венгерском следе "Премикса" СМИ пишут уже второй год!

Однако было бы наивно полагать, что Венгрия не будет защищаться. Дело в том, что одним из условий вступления страны в ЕС является требование избавиться от токсичных отходов на своей территории. Можно предположить, что венгры будут всячески препятствовать реэкспорту "Премикса". Ну а поскольку Украина доселе не отличалась способностью эффективно отстаивать свои интересы на международной арене, перспективы дела "Премикса" для нас, несмотря на нормы международного права, могут оказаться и не такими уж радужными.

По логике вещей, в этом случае оплатить утилизацию "Премикса" должно ОАО "Озон", ввозившее вещество в Украину. Но, увы, сделать это также не просто. Дело в том, что Уголовный Кодекс Украины ограничивает срок исковой давности при загрязнении земель двумя годами, а при незаконном ввозе опасных отходов — пятью. Вспомним, что "Премикс" завозился в 1998-2002 гг. А, значит, призвать к ответственности ОАО "Озон" будет очень сложно.

Судя по всему, из этого и исходило Министерство охраны окружающей среды, которое намерено определиться с технологией по утилизации вещества. На самом деле, вариантов всего два: либо "Премикс" "закатают" в шлакобетонные блоки, либо сожгут в печах для производства цемента. "Мы считаем, что второй вариант утилизации предпочтительней, — говорит Ирина Какура, старший научный сотрудник Института гигиены и медицинской экологии им. Марзеева. — Чтобы ввести "Премикс" в щелочные шлакобетонное блоки, нужно проводить дополнительные исследования, определять условия и место, где их можно будет хранить. Ведь хранилища токсических отходов на Украине нет".

Лицензию на уничтожение опасных веществ в Украине имеет лишь предприятие "Элга", полигон которого находится в Шостке (Сумская область). По предварительным оценкам, на вывоз и утилизацию "Премикса" потребуется 14 млн грн. Сегодня же государством на вывоз и безопасное хранение "Премикса" выделено всего 2,5 млн грн., да и те нельзя использовать до официального заключения судебной экспертизы. Так что, вполне возможно, закарпатцам еще долго придется "сожительствовать" с веществом, чье влияние на человеческий организм по-прежнему не изучено.

    Реклама на dsnews.ua