• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Ассертивность. Почему плохие девочки зарабатывают больше

Бассейн и корпоративы не могут заменить сотруднику хорошую зарплату и комфортную атмосферу в коллективе
Реклама на dsnews.ua

Вежливая настойчивость — так чаще всего описывают термин "ассертизм". Ассертивное поведение опирается на принцип "я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнеры". И этот принцип в последнее время становится ключевым на рынке труда.
О том, как пробить "стеклянный потолок", почему с молодежью трудно работать и всегда ли есть смысл спорить с начальством, журналист Gazeta Wyborcza Моника Стельмах поговорила с бизнес-психологом Изабеллой Кельчик.

— Согласно последним исследованиям жители Польши (и Украины. — "ДС") проводят на работе куда больше времени, чем, к примеру, граждане Германии. Почему?

— Для поколения сегодняшних 40-летних и старше труд стоит во главе угла, поскольку эту установку им привили еще родители. Они помнят дефицит во времена коммунизма, а сегодня хотят и видят возможность жить достойно. На Западе, где у людей есть база в виде недвижимости, авто или сбережений, все чаще звучит мнение о том, что материальные блага уже не нужны — лучше оставить время для себя, семьи, друзей. Для стран бывшего соцлагеря материальный достаток — новая квартира, хорошая машина, дорогой отдых — все еще очень важен. К тому же нынешнему поколению 40-летних дышит в спину молодежь. Когда в игру вступают несколько этих факторов, легче позволить начальнику перейти определенные границы, в том числе взять на себя лишние обязанности, которые невозможно выполнить на протяжении восьмичасового рабочего дня.

— От количества часов, проведенных на работе, зачастую почему-то не зависит сумма вознаграждения.

— Многочасовой труд не всегда эффективен. Часто много времени тратится на кофе, разговоры, соцсети, создание искусственной атмосферы занятости. Вместе с тем уставший работник малоэффективен.

— А разве работодатели этого не понимают?

— Работодатели, которые этого не понимают, приходят ко мне и говорят, что коллектив распадается. Продавец так хорошо работал, а сейчас его раздражают клиенты, он недоволен, неохотно приходит на работу. А это начинает отражаться на доходах компании. Толку от того, что человек проводит 10 часов на работе, если он ничего не делает. До начальников наконец-то начинает доходить, что переработки сотрудника себя не оправдывают, потому что хороший работник — это отдохнувший работник.
Можно нанять нового сотрудника и его эксплуатировать.

Реклама на dsnews.ua

Сперва этого нового сотрудника надо найти, на что нужно время. Плюс для того, чтобы разобраться с должностными обязанностями, иногда требуется полгода. А за все это ведь приходится платить. Так что целесообразнее заботиться об уже работающем сотруднике и коллективе.

— Как должна выглядеть такая забота? Некоторые фирмы обустраивают залы отдыха и спортивные залы, премируют поездками за границу.

— У некоторых есть и детсады, массажные и косметические салоны, в выходные устраивают вечеринки, а летом — корпоративные выезды на природу. И вот здесь спрятана западня. Эти бонусы могут быть элементом манипуляции — речь идет о чувстве благодарности. Включается принцип взаимности: если компания так заботится обо мне, то и мне нужно тратить больше времени и сил на работе. Но если работа замещает жизнь, в случае увольнения разыгрывается настоящая трагедия: сотрудник теряет не только должность, но и определенный стиль жизни, возможность реализации ритуалов и привычек. Необходима здоровая дистанция, когда человек разделяет жизнь на работу и отдых. Лояльность на работе имеет значение, но она должна выстраиваться по своим правилам. Главное не то, есть у сотрудника возможность ходить в офисный бассейн или тренажерный зал, а то, занимает ли он надлежащую его квалификации должность, получает ли достойную зарплату и благоприятна ли атмосфера в коллективе.

— Как должна выглядеть лояльность со стороны сотрудника?

— Это грамотное исполнение своих обязанностей. Конечно, бывают аварийные ситуации, когда приходится оставаться сверхурочно, брать на себя задачи коллег или выполнять обязанности, не прописанные в инструкциях. Сотрудник на это соглашается, поскольку идентифицирует себя с компанией и понимает, что решение кризисной ситуации и в его интересах. Однако такая ситуация действительно должна быть чрезвычайной плюс сотрудник за такую работу должен быть каким-то образом вознагражден.

— Что делать, если такие ситуации все время повторяются, а вместо премии сотрудники слышат, что "мы все работаем на благо компании"?

— Это чистой воды манипуляция. Большинство из нас в состоянии почувствовать эту грань и четко очертить границы. Если не принимать во внимание очевидные техники эксплуатации вроде моббинга, у каждого сотрудника такие границы индивидуальны. Однако в любом случае необходимо разобраться, насколько важна для нас эта работа, были ли сверхурочные задания единичными случаями или это вошло в норму. И после этого обсудить ситуацию с коллегами.

— На практике множество сотрудников годами работают сверхурочно, хотя и не получают за это никаких бонусов.

— Этому есть множество объяснений: на рынке труда кризис, нужно выплачивать кредит за жилье и содержать стену или же преградой становится "стеклянный потолок". Все эти моменты действительно важны, однако и в таких случаях можно кое-что сделать. Ведь с работы в мгновение ока не увольняют, а в банке дают кредитные каникулы. Многие сотрудники предпочитают скрывать свои рабочие проблемы, однако они накапливаются и отравляют жизнь. После многих лет фрустрации в один прекрасный день они не выходят на работу, потому что просто не могут встать с кровати.

— И тогда начинают искать помощь?

— Люди приходят за помощью на разных этапах карьеры. Часто они ждут советов о том, как сменить работу. Во время разговора оказывается, что они работают на одной должности по десять лет без повышения, о котором никогда и не просили. Или люди знают, что такое ассертивность, как отстоять свою точку зрения, прошли тренинги по саморазвитию, но при этом не могут воплотить полученные знания в жизни.

Часто бывают клиенты-мужчины, которых приводят партнерши — женщины хотят, чтобы их мужчина был более успешен. Помню одну женщину, которая привела под кабинет мужа, вручила ему блокнот с ручкой и сказала: "Записывай все, что тебе скажет психолог". При этом в моей практике не было случая, чтобы мужчина привел свою женщину поговорить о работе.

— Почему женщины берут на себя ответственность за профессиональные успехи партнеров? 

— Женщины вообще склонны брать на себя ответственность за весь мир, они несут на своих плечах и профессиональные обязанности, и родительские. Не делят их с партнером, потому что уверены, что все сделают лучше. Схожим образом они ведут себя и на работе — не умеют делегировать задачи и говорить начальству о том, что их чересчур сильно нагружают работой.

— Женщины многого требуют от себя, вместе с тем они менее ассертивны по сравнению с мужчинами.

— У женщин зачастую проблемы с подчиненными. В значительной степени это зависит от воспитания. Если им в детстве говорили, что девочки должны быть милыми и вежливыми, то и во взрослой жизни они будут придерживаться этих стереотипов — "вежливые", а на самом деле пассивные. Часто в гендерную модель вписана и опека — как правило, именно женщины занимаются детьми и пожилыми родственниками. А на работе им часто приходится выполнять задания, порученные начальством или сотрудниками. Они могли бы и отказаться, если это не входит в их должностные обязанности, но ведь другим нужно помогать.

В случае с женщинами также можно говорить о "стеклянном потолке". По статистике женщины лучше образованы, большинство из них знает иностранные языки, но при этом они меньше зарабатывают по сравнению с мужчинами, которые занимают аналогичные должности. Молодым женщинам трудно найти работу, поскольку работодатели не хотят нести расходы на потенциальные декреты. Если же у женщин уже есть работа, то они всеми силами стараются показать, какие они хорошие сотрудники. С одной стороны, женщины не могут повлиять на этот потолок, с другой — в какой-то мере сами его поддерживают.

— В каком смысле?

— Когда я разговариваю с успешными специалистками, они обычно говорят о том, что чего-то не умеют, хотя, кроме них, этого никто не видит. Женщинам сложнее попросить повышения зарплаты. Они десятилетиями сидят на одном и том же месте, хотя чувствуют себя недооцененными и выгоревшими. Говорят, что никто не обращает внимание на их успехи, но на вопрос, что они сделали, чтобы быть замеченными, обычно отвечают: "А что мы могли сделать". Они молча работают сверх нормы в ожидании, что это оценят. Часто идут на очередные курсы или тренинги, вместо того чтобы попросить повышения на основании уже полученных знаний. Если женщины не начнут думать, что они высококлассные специалисты, что они заслуживают достойной зарплаты и должности, то маловероятно, что ситуация быстро изменится. Очевидно, что некоторые изменения уже происходят, ведь женщины все более уверенно чувствуют себя на рынке труда, а "стеклянный потолок" становится тоньше, но этот процесс идет очень медленно.

Впрочем, мне кажется, что времена, когда можно было эксплуатировать сотрудников, подходят к концу. Все больше компаний сталкиваются с проблемой поиска специалистов в нужной отрасли, а значит, начинают их больше ценить. Изменения происходят и благодаря новому поколению, которое выходит на рынок труда с совершенно новым подходом. Для них работа — это не цель, а путь к достижению цели, в процессе работы они хотят развиваться. Работают несколько лет и начинают искать зарплату повыше или занятие поинтереснее. И работодателям приходится к этому приспосабливаться.

— Что привело к тому, что молодежь думает по-другому?

— Они росли в условиях, когда большинство их потребностей обеспечивали родители. Им не надо было об этом думать, поэтому те же материальные ценности не являются для них объектом желания. С другой стороны, они видели, как тяжело работают родители, на какие уступки идут, чтобы заработать денег. Молодые люди говорят, что постоянное отсутствие родителей дома было для них весьма болезненным, поэтому они сами хотят иметь время для партнера, воспитания детей, хобби.

Психологи также обращают внимание на эффект метода воспитания без стрессов, популярного в 80–90-х. Поскольку в детстве была абсолютная свобода, то во взрослой жизни молодым людям трудно приспособиться к установленным правилам и занять четкое место в иерархии. Им проще ломать установленные нормы и отказываться от работы, если в коллективе нет доверительной атмосферы, а начальник ведет себя не слишком любезно.

— И руководители принимают эти правила? 

— Поскольку меняются сотрудники и рынок труда, то и менеджерам приходится пересматривать методы работы. Иногда ко мне приходят работодатели, которые не могут принять новые правила, и говорят, что с новым поколением невозможно работать. Руководители, привыкшие к традиционной модели управления, боятся, что ослабление контроля приведет к тому, что сотрудник не справится со своими обязанностями, что с трудом выстроенная система иерархии развалится. Я тогда спрашиваю, что важнее: сотрудник на рабочем месте или хорошо выполненная работа. Молодые люди могут многое сделать, просто работают по-другому — они ориентированы на эффект, они требуют более этических и гибких правил. Такие изменения вовсе не во вред компании, напротив, молодые люди показывают, что многое можно сделать за меньшее время, отдаленно и вовсе не хуже. Кроме того, все больше руководителей понимают, что принуждение сотрудников к работе сверхурочно выставляет в плохом свете их самих, ведь свидетельствует о том, что руководитель не умеет правильно организовать рабочий процесс и грамотно распределить задачи.

— То есть рядовых сотрудников ждут изменения к лучшему?

— Изменения происходят, но это не означает, что каждый сотрудник будет ими доволен. Некоторые долгие годы работали сверхурочно, выкладывались на 120% и если не смогут этого больше делать, то выпадут из роли. Они боятся, что станут ненужными.

— Если сотрудник задерживается на работе, то в этом всегда виновато начальство?

— Не всегда. Многие воспитаны таким образом, что к работе нужно относиться с уважением, что если не стараться, то их уволят, а увольнение с работы воспринимается как жизненная драма. Стараться на работе — это, как правило, делать больше, чем предусмотрено обязанностями. Работать по вечерам остаются перфекционисты, которые считают, что никто лучше их не справится с задачей и что они незаменимы. Бывает, что начальник отправляет сотрудника в отпуск, а тот отказывается. Чтобы не оказалось, что его можно заменить.

— Работодатели любят сотрудников, которые на все согласны?

— Конечно, хорошо иметь кого-то для черной работы, но это вовсе не значит, что такого сотрудника ценят. Часто он перестает быть инициативным. Ассертивные сотрудники не боятся выражать свое мнение, с ними можно не соглашаться, но в этом случае точно известно, чего они ждут и чего от них можно требовать. Они показывают, что заинтересованы в результате, что им важна и работа, и компания. В то же время трудно понять мотивы человека, молча выполняющего поставленные задачи. Таких сотрудников реже повышают, поскольку руководители не уверены, что они справятся на менеджерской должности. Те же, кто четко говорит о своих потребностях, чаще достигают цели или оставляют компанию в поисках лучших условий труда.

— Можно ли научиться ассертивности? 

— Можно, но для каждого человека нужен свой метод. Такие изменения за день не происходят. Человек, который никогда не ставил границ, не сможет уже завтра сказать начальнику, что не будет выполнять какую-то работу или что не останется сверхурочно. Я не знаю быстрых способов научиться ассертивности. Следует ответить себе на вопрос, почему этой ассертивности не хватает — это воспитание, личные качества, атмосфера в коллективе или же жизненные трудности. Часто человек, который не может сказать "нет" на работе, не умеет делать этого и в личной жизни. Другие считают, что должны быть всеобщими любимчиками и готовы для этого на многое. Чтобы изменить такие установки, иногда достаточно работы с тренером, а иногда требуется и психотерапия. Впрочем, бывают ситуации, когда ассертивность не сильно помогает, потому что говорить с начальниками об изменениях все равно, что бодаться с коровой.

— Что это за ситуации? 

— Когда сомнительные практики становятся частью культуры компании. Например, никто не говорит, что нужно оставаться после работы, но никто не спешит уходить с работы вовремя. Новый сотрудник чаще всего принимает такие правила игры. Или ситуация, в которой начальник плохо воспринимает возражения и отличное от своего мнение сотрудника воспринимает как нападение, а коллектив между тем молча выполняет поставленные задания. К сожалению, не все можно изменить. Уход из компании в некоторых случаях является не неудачей, а лучшим решением. Следует беспокоиться о времени для семьи, о своем психическом здоровье. Ассертивность чаще всего ассоциируется с умением сказать "нет", то решительность в принятии решений тоже свидетельствует об ассертивности.

    Реклама на dsnews.ua