• USD 39
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Немцы, армия, независимость. Как эстонцы сто лет назад украинцев опередили

Несмотря на то что эстонцы представляли собой менее 1% населения Российской империи, им удалось создать собственное государство
Провозглашение независимости Эстонии 24 февраля 1918-го
Провозглашение независимости Эстонии 24 февраля 1918-го
Реклама на dsnews.ua

Привет, боец исторического фронта! Как мы ни переживали, как ни ждали, как ни взывали, но российские освободители с учений "Запад" опять не пришли. И оставили Украину на произвол натовской судьбы. Учения прошли практически зря, и в памяти останутся лишь скептические комментарии всяких там министров обороны карликовых прибалтийских государств - Эстонии, например. Хотя при сравнении мощи Эстонии и России данные министры и даже страны могли бы вести себя поскромнее...

Но, как говорит история, наглость эстонцев имеет уже прецеденты в прошлом. Например, сто лет тому назад. И если в Украине думают, что тогда были только Русская революция и Украинская, то ошибаются. Была еще и Эстонская, только она была плохо отражена у в учебниках истории СССР. Точнее, может, и не было совсем у эстонцев "революции". Ведь последнее слово предполагает беспорядок и суету. А была просто серьезная война за независимость.

Пример выживания народа численностью менее миллиона человек на фоне многосоттысячных и миллионных армий империй, которые перепахивали и стирали с лица земли целые регионы в восточной Европе в 1914-1920 гг., может быть весьма интересен.

А вообще, если углубиться в минувшее, то были когда-то давно эстонцы крутыми и непобедимыми ... Это было в далеком ХII в., когда воинственные эстонские племена занимались морским разбоем на Балтике. Впрочем, недолго тогда господствовали эсты в своей стране: в I половине XIII в. север захватили датчане и основали там укрепление Ревель, которое местные жители прозвали "Таллинн" ("Датский город"). После последнего неудачного, но упорного восстания эстонских крестьян в 1346 г. датчане избавились от этого беспокойного заморского владения, продав его Ливонскому ордену.

С тех пор то, что сегодня мы называем Эстонией, на долгие века стало частью надменного мира остзейского немецкого рыцарства. Эстонцы же пахали землю, работая на немецких фермах-мызах. В городах, важных для ганзейской торговли, жили немецкие бюргеры. Орден то вел войны, то мирился, то сам отражал чужие нашествия. Но касалось все это только местных немцев, простые же мужики-эстонцы столетиями находились "вне истории". Затем остзейское баронство переходило под верховную власть то Речи Посполитой, то Швеции, то Российской империи (после 1721 г.). Но при всех вариантах незыблемым оставался "особый балтийский порядок", когда несколько процентов немецкого меньшинства безраздельно господствовали над массой эстонского и латышского крестьянства. Разительные перемены принес только XX в.

Реклама на dsnews.ua

Наибольшим парадоксом русской революции и гражданской войны стало то, что такой народ, как украинцы - более чем тридцатимиллионный, - потерпел поражение в освободительной борьбе, а вот некоторые намного менее численностью народности - финны, эстонцы, латыши, литовцы - завоевали свою независимость. Эстонцы представляли собой менее чем 1% населения Российской империи. Как же такое случилось?

Государственный старт эстонцев не был решительным. Даже в условиях российской Февральской революции 1917-го, когда все народности империи зашевелились и начали выдвигать национальные требования, эстонцы мало на что претендовали. К 1917-му они вообще не имели собственных "самостийников". Если Иван Франко в начале ХХ в. считал даже украинскую независимость чем-то "за гранью возможного", то что говорить об эстонских национальных деятелях? Их единственными требованиями, которые мало изменились с начала национального возрождения в 1860-х, были: образование на эстонском языке и объединение эстонских земель, разделенных между двумя губерниями (Эстляндской и Лифляндской), в один административный регион. Потом еще зазвучали лозунги в поддержку автономии в пределах будущей демократической России. Вот и все.
Какими ресурсами владели эстонцы? Ведущие экономические и административные позиции в Балтийском регионе принадлежали остзейским немцам, традиционно близким к верхушке Российской империи. Этнических русских было немного: только в Таллинне и Нарве, основных промышленных центрах. Как и украинцы, эстонцы были социально неполной нацией: к эстонцам себя причисляли только крестьянство и интеллигенция. Но еще одним их "оружием" была образованность: каждый лютеранин имел уметь читать Священное Писание. Поэтому они читали газеты и могли быстро (вопреки анекдотам про "горячих парней") реагировать.

Но может ли такой маленький "народец" позволить себе амбиции суверенной нации? Сначала эстонцы плыли по течению событий Первой мировой войны, объективно разваливающей Российскую империю. Но в какой-то момент взяли инициативу собственного спасения в свои руки. И, несмотря на все препятствия, выдержали курс до конца.

От Временного правительства эстонцы получили вроде бы и немало: самоуправление с эстонским языком образования и администрации, а также объединение их этнических земель в одну административно-территориальную единицу - Эстляндскую губернию. Но осенью 1917-го войну в Эстонию принесла немецкая армия, наступавшая от Риги на Петроград. Вскоре в российской столице власть захватили большевики. От Хельсинки до Киева цепочкой провозглашались национальные суверенитеты (еще не независимости).

Эстонцы объявили о своем суверенитете 15 ноября 1917 г., но на самом деле не знали, куда двигаться дальше. Большевики явно не симпатизировали национальным движениям стратегически важных окраин. Их демагогии эстонцы не верили. Германия также была не против присоединить Эстонию к себе - ведь элита края была немецкой. Из других крупных государств события на Балтике могли заинтересовать только Великобританию, но та была далеко и вмешаться не могла. А как насчет союза с несколько большей и родственной Финляндией? Но там шла собственная гражданская война. Интересным нам, украинцам, тезисом тогдашнего эстонского руководства была мысль о том, что если отделится Украина, то большой России - конец. А значит, тогда и остальным "национальностям" нужно искать собственный путь.

Однако в Эстонии пока все пока решал межимперский российско-германский фронт. Власть в этих обстоятельствах в Эстонии захватили большевики, не собираясь отдавать край немцам. Остзейское рыцарство взамен попросило принять его в Немецкий рейх. Немцы снова наступают на Петроград и ни о какой Эстонии и слышать не желают.
Впрочем, местные патриоты свою "незаметность" явно учитывали. Поэтому они приняли судьбоносное, как оказалось потом, решение воспользоваться тем, что русские уже уходят, а немцы еще не пришли. И хотя бы на час взять в свои руки власть в Таллинне, провозгласив независимость. Чтобы был АКТ. Что и произошло в славный день 24 февраля 1918-го. Сформировали даже правительство во главе с Константином Пятсом. А немцы пришли на следующий день... Очень напоминает некоторые украинские сюжеты, правда?

Брестский мир, заключенный большевиками в начале марта 1918-го, отдал Прибалтику под немецкую оккупацию, хотя формально все, что севернее Риги, должно было затем вернуться в состав России. Но при любых вариантах "Эстонии" здесь места не находилось. Лидеров эстонского правительства отправили в концентрационные лагеря. Немецкая военная администрация 5 ноября 1918 г. признала легитимным стремление местных остзейских помещиков на образование Балтийского государства, которое будет находиться в прочном союзе с Рейхом. Было запланировано, что в течение одного-двух поколений эстонцы перейдут на немецкий язык и исчезнут как отдельная этническая общность. И вдруг в Германии произошла революция...

Что же дальше? Эстонцы поняли, что никто в мире не подарит им свободы. Единственный выбор: либо русская коммуна, либо онемечивание. А может, поискать третий вариант? Ведь в мае 1918 г. была очень вовремя отправлена на запад эстонская делегация к странам-победительницам, к Антанте. В этих быстро меняющихся обстоятельствах независимость Эстонии была признана де-факто, поскольку был АКТ и стратегически Эстония была важна. А это было уже много.

Потерпевшие поражение немцы еще временно держали Прибалтику, поскольку Антанта не была заинтересована в возвращении туда большевиков. А эстонцы тем временем вплотную занялись организацией армии, в частности ввели принудительную мобилизацию, хотя население уже и так устало от войны и откровенно боялось силы огромной Советской России. Но эстонский командующий Йохан Лайдонер настоял на полезной мысли, что без собственной армии можно просто вообще забыть об Эстонии. Единство местного руководства проявилось в том, что в этой стране не произошло собственной гражданской войны, что случилось даже с финнами.

Но события развивались и дальше не менее драматично. Повторялась стандартная для того времени ситуация: отходили немцы, а за ними шли красные из России. Крах Эстонии был близок. Теперь эстонские вожди обратились к внешне безумной идее: попросили принять Эстонию как "самоуправляемую колонию" Британской империи! Чем не вариант для обреченных? Неизвестно, сыграл ли какую-то роль этот наглый проект, но в декабре 1918-го на рейде Таллина появилась британская эскадра. Вдохновленные этой "демонстрацией поддержки", эстонские солдаты в январе 1919 г. самостоятельно изгнали Красную армию за пределы Эстонии. Произошло "чудо под Таллинном", известное гораздо меньше, чем подобное "чудо на Висле". А вскоре к эстонцам присоединились финские добровольцы.

В конце концов, успев сформировать национальную армию и не допустив идеологического раскола страны, "крестьянская эстонская нация" стала вместе с финнами единственной среди участников российской гражданской войны, кто смог не допустить оккупации своей страны в течение 1919 г. кем угодно. И благодаря этому одной из первых Эстония вышла из этой войны, подписав с Советской Россией в 1920 г. мирный договор. У Москвы тогда было такое количество "больших" врагов, что хотелось избавиться хотя бы второстепенного "эстонского фронта".

Для "больших" держав этот фронт, может, и был второстепенным, но эстонцы, которые на нем героически выдержали все испытания, получили за это 20 лет последующей независимости. Так что украинцам имеет смысл обратить внимание на достойный опыт "эстонской революции", говорящий, что Давид таки может отбиться от Голиафа.

    Реклама на dsnews.ua