• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Украинцам больше не нужны дети

Из-за кризиса и войны граждане воздерживаются от усыновления и чаще сдают собственных чад в интернаты
Фото: rbc.ru
Фото: rbc.ru
Реклама на dsnews.ua

Родители мечтают о детях из Донбасса

По информации Минсоцпо-литики, в нынешнем году приемных родителей может обрести лишь около полутора тысяч малышей, лишенных родительской опеки (за шесть месяцев текущего года наши соотечественники усыновили 793 ребенка, еще примерно такое же количество документов сейчас находится в стадии оформления). Тогда как в прошлом году семью нашли более 1840 детей.

Стремительное снижение благосостояния населения и неясные перспективы страны стопорят принятие ответственных решений. По данным опроса, проведенного социологической группой "Рейтинг" в начале октября, граждане боятся полномасштабной войны (77% опрошенных), опасаются дальнейшего роста цен (31%) иголода (22%). "Война - это всегда нестабильность. В таких условиях семьям в десятки раз тяжелее принимать решение об усыновлении", - говорит руководитель управления уполномоченного Президента Украины по правам ребенка Людмила Волынец.

Хотя страх перед будущим - не единственная причина. В нынешнем году сердобольные родители хотят взять в семьи не просто малышей, но детей из наиболее пострадавших "военных" регионов - Донецкой и Луганской областей. Но сделать это не так просто - в Донбассе царит полный хаос с документооборотом, региональный банк данных детей, подлежащих усыновлению, не наполняется. Информация о маленьких жителях Донбасса не попадает в централизованную базу данных, и те фактически не имеют шансов на усыновление.

Даже зарегистрированных малышей часто невозможно взять в семью из-за бюрократической волокиты. "Дети, которые потеряли родителей из-за боевых действий, сплошь и рядом не имеют документов. К тому же получить статус сироты им практически невозможно, потому что в зоне АТО не работают службы опеки и попечительства, суды", - пояснила "

Реклама на dsnews.ua

" руководитель проекта "Сиротству нет" Фонда Рината Ахметова Дарья Касьянова. Есть сложности и с юридическим оформлением усыновления сирот, которых ранее эвакуировали из зоны АТО. "Порядок их передачи на усыновление так и не был разработан. Из-за бездействия должностных лиц Минсоцполитики сотни малышей не могут быть усыновлены и вынуждены жить в интернатах", - возмущается бывший детский омбудсмен Юрий Павленко. Тем не менее, несмотря на все препятствия, каждый шестой ребенок, усыновленный в текущем году, - из интернатных учреждений Донбасса.

Интернаты хотят зарабатывать на детях

Как ни парадоксально, но и сами интернаты не торопятся расставаться со своими воспитанниками, хотя хронически жалуются на "перенаселенность". Еще два года назад Украина приняла Национальную стратегию профилактики социального сиротства до 2020 г. Этот документпредусматривает отказ от специализированных интернатов и переход на систему воспитания в детских домах семейного типа, патронатных и приемных семьях. Но система "казенного" воспитания детей оказалась на редкость прочной. Ликвидации сети государственных детдомов и интернатов сопротивляются все структуры и организации, имеющие отношение к обслуживанию сирот и детей, лишенных родительской опеки, - от профильных министерств до сотрудников детских учреждений."Интернаты работают на выкачивание бюджетных денег. До детей эти средства доходят далеко не в полном объеме", - констатирует г-жа Касьянова.

Содержание одного ребенка в госучреждении обходится государству в 5-10 тыс. грн. ежемесячно (в зависимости от возраста воспитанника и типа интерната), но на детей тратится лишь малая часть этих денег. Так, в минувшем году объем финансирования учреждений с интернатной формой содержания составил 5,7 млрд грн. Из них непосредственно на нужды детей (питание, одеж-ду) было потрачено лишь 789 млн грн. (или 14% от общей суммы). Остальное пошло на зарплаты сотрудникам учреждений, уплату налогов, ремонты и т. д. Прокуратура же регулярно выявляет многочисленные факты нарушений при использовании бюджетных средств, выделенных на содержание интернатов. Деньги разворовываются под любыми предлогами - от несуществующих ремонтов до лжезакупок оборудования и инвентаря.

Чем больше детей находится на содержании казенного учреждения, тем больше объемы его финансирования. Поэтому сотрудники детдомов и интернатов прилагают максимум усилий, чтобы раздуть штат воспитанников. Например, проводят регулярные рейды по малообеспеченным и многодетным семьям, уговариваяродителей отдавать на воспитание детей. Чтобы ребенка забрали в интернат, согласие органов опеки или социальных служб не требуется. Родителям достаточно написать заявление с просьбой взять несовершеннолетнего на содержание государства в связи со сложным материальным положением и предоставить соответствующие документы. Число таких заявлений в последнее время растет как на дрожжах. Детей отдают в интернаты и переселенцы, которым требуется время, чтобы обжиться и устроиться на работу, и сломленные кризисом рядовые украинцы. Но поскольку они при этом не отказываются от родительских прав, проживающие в интернате дети усыновлению не подлежат.

Если семь-восемь лет назад 80% воспитанников детдомов и интернатов были сиротами или их родители были лишены родительских прав, то теперь таких не более 10-15%. По данным Минсоц-политики, на 1 января 2014 г. в различных учреждениях интернатного типа находилось 117 тыс. детей, из них только 13 тыс. официально были лишены родительской опеки.

Почему не работает международное усыновление

Около трети живущих на гособеспечении детей–старше десяти лет, а другие имеют серьезные проблемы со здоровьем. Между тем наши соотечественники предпочитают усыновлять здоровых малышей возрастом до пяти лет, что вполне объяснимо. В Украине лечение детей с особыми потребностями обходится недешево, а немногочисленные социальные и психологические службы часто не в силах помочь новым родителям найти общий язык с трудными подростками.

Зато иностранцы готовы брать в семьи ребят и постарше, и с тяжелыми болезнями(ВИЧ-инфицированных, с болезнью Дауна, неврологическими и другими тяжелыми заболеваниями). В принципе, других детей они усыновить в нашей стране просто не могут. В 2011 г. в Украине был принят закон, ограничивающий граждан других государств в праве усыновления. Они не могут взять украинского ребенка в течение года после того, как ему присвоили статус сироты, а также не имеют права усыновлять детей младше пяти лет (кроме имеющих тяжелые заболевания). В результате количество иностранных усыновлений сокращается ежегодно примерно на 20%. Так, в 2014 г. официальные органы рассчитывают зарегистрировать порядка 500 международных усыновлений. Для сравнения: в 2012 г. их было более 800.

    Реклама на dsnews.ua