• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Зачем Обама раскалывает Европу

Стремление избежать непреодолимые разногласия в ЕС — удобная отговорка, объясняющая нерешительность американского президента в решении "украинского вопроса"
Фото: latitudenews.com
Фото: latitudenews.com
Реклама на dsnews.ua

Выходцы из стран, расположенных непосредственно на фронтире ЕС и НАТО, такие как председатель Европейского совета Дональд Туск, реалистично воспринимают угрозу западной цивилизации, исходящую от путинской России. В ходе своего визита в Вашингтон Туск пытался донести свое видение сложившейся ситуации до Барака Обамы. В частности, что Кремль пытается как внести раскол во внутрисоюзное внешнеполитическое планирование, так и вбить клин между ЕС и США. Собственно, в этой политике нет ничего нового: в 2000-е годы, воспользовавшись очевидными разночтениями по поводу гуманитарной интервенции в Ирак, Москве удалось и первое, и второе. С тех пор, разумеется, многое изменилось - сегодня общественность по обе стороны океана воспринимает Кремль как гнездо террористов, как правительство страны-агрессора и как штаб глобального криминального синдиката. Однако и в этот раз Барак Обама продолжил настаивать на выполнении положений соглашения "Минск-2", сделал ударение на роли европейских посредников - лидеров Германии и Франции - и выразил надежду на успех этого противоречивого мероприятия. Таким образом, какого-то заметного изменения в исходных позициях западных государств в отношении российско-украинского вооруженного конфликта в ходе этого визита не произошло.

Между тем очевидно, что США и ЕС пока не смогли придти к единому мнению в отношении введения новых санкций против России. Если подходить к этому вопросу бесстрастно, то ничего удивительного в этой паузе нет. В таком деле, как согласование и утверждение санкций, Америка по сравнению с ЕС находится в выигрышной ситуации. Во-пер­вых, США - единый и более-менее (учитывая систему раздела властей) целостный игрок, в то время как ЕС, не говоря уже о собственной многоуровневой структуре, есть союз 28 государств, чьи прямые и сиюминутные интересы совпадают далеко не всегда. Не­дав­ние скандалы, возможно, уличающие Чехию и Швейцарию (ко­торая не является членом ЕС, но входит в тесно переплетенную с ним Европейскую ассоциацию сво­бодной торговли - ЕАСТ) в поставках России товаров двойного назначения, свидетельствуют как раз о вышесказанном.

Западные страны делают вид, что соглашение "Минск-2" выполняется. Все, что сегодня может гарантировать Украине коллективный Запад, - это временные гарантии продолжения режима действующих антироссийских санкций

Во-вторых, структура внешней торговли между США и РФ, с одной стороны, и ЕС с РФ - с другой, безусловно, различна. Россия является четвертым по величине торговым партнером Евросоюза, но тот потребляет почти половину всего российского импорта. Во внешней торговле РФ США составляют 3,7%, в то время как в товарообороте Соединенных Шта­тов Россия, по мартовским данным американского министерства торговли, можно сказать, не фигурирует среди значимых величин. Впро­чем, здесь не следует забывать о ряде нюансов. Ключевые для России виды оборудования (в частности, для добывающей промышленности) и комплектующих (для оружейной и космической индустрии) производятся в США, американцам же принадлежат и интеллектуальные права на подавляющее большинство используемых в РФ технологий. Более того, развернувшаяся в Москве эмоциональная дискуссия в отношении реальных активов обоих государственных резервных фондов затрагивает темы, которые и впрямь "любят тишину", - а это направления российских внешних государственных инвестиций.

Наконец, в-третьих, нельзя не отметить тонкую грань, на которой балансирует Белый дом Барака Обамы, - якобы "преодолевая наследие бушизма", он все время пытается действовать кооперативно с европейскими партнерами, предупреждая "раскол Европы" по путинскому сценарию, что, разумеется, весьма удобно. Такой подход позволяет тянуть время, не принимая никаких решений, что уже можно утвердить в качестве внешнеполитического стиля Обамы. Единст­венный реальный результат февраля-марта в аспекте столь сложного американо-европейского союза состоит в том, что возможную отмену санкций в следующий раз будут обсуждать максимум в июне. Как нетрудно понять, невзирая на ежедневные военные действия, западные страны делают вид, что "так или иначе" соглашение "Минск-2" выполняется. Сможет ли - в таких обстоятельствах почти неизбежное - новое наступление Путина подвигнуть США и ЕС хоть на сколько-нибудь адекватные шаги? Этот вопрос на сегодняшний день остается без перспективы ответа. Иными словами, все, что сегодня может гарантировать Украине коллективный Запад, - это временные гарантии продолжения режима действующих антироссийских санкций.

Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 16 марта 2015 г. (№11/721)

    Реклама на dsnews.ua