• USD 41.4
  • EUR 46.1
  • GBP 54.8
Спецпроекты

Долговое неравенство

19 января в силу вступила свежая редакция Закона "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом", которая позволит эффектив
Реклама на dsnews.ua

Проблемы финансово несостоятельных предприятий отныне будут решать по-новому. 19 января в силу вступила свежая редакция Закона "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом", которая позволит эффективнее защитить права кредиторов и пресекать фиктивные банкротства. Неплатежеспособным же предприятиям, желающим сохранить свой бизнес, будут предоставлены дополнительные возможности для того, чтобы выкарабкаться из долговой ямы. Но при негласном указании сверху манипулировать активами с помощью процедуры банкротства можно будет и дальше.

Удовлетворят всех

Вступившие в силу правки к закону о банкротстве депутаты утвердили еще в конце 2011 г. и намеренно отсрочили дату внедрения в жизнь этих новаций, оставив лоббистам последний шанс "улучшить" документ. Однако с тех пор кардинально закон не изменился: все, к чьему мнению прислушиваются под куполом на Грушевского, успели протолкнуть свои пожелания еще в 2011-м.

Особенно четко в нововведениях просматриваются результаты работы лоббистов финансового сектора. Так, обновленная версия Закона "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" ранжирует кредиторов в зависимости от срока подачи исковых требований (до или после возбуждения дела о банкротстве должника) и наличия обеспечения по долгам. Кредиторы, имеющие такое обеспечение, теперь поставлены в привилегированное положение, поскольку их требования будут удовлетворяться вне очереди.

"По новым правилам залоговое имущество уже не будет входить в состав ликвидационной массы, подлежащей обязательной продаже для погашения задолженности перед кредиторами. Реализация такого имущества будет возможна только с разрешения залогодержателя или по решению суда", — рассказал "ДС" партнер в юридической компании "Морис групп" Марьян Мартынюк. Более того, именно этой группе кредиторов предоставлено право принимать ключевые решения в деле о банкротстве, например, утверждать план санации предприятия-должника или мировое соглашение.

Кредиторам, долги перед которыми не обеспечены залогом (такие кредиторы называются конкурсными), отведена роль рабочих лошадок. Они смогут только участвовать в собрании и комитете кредиторов, который вырабатывает возможные пути ликвидации долгов. Еще одна категория, имеющая имущественные претензии к должнику, текущие кредиторы, повлиять на процедуру не смогут никак (к таковым относятся предприятия и физлица, которые не успели в 30-дневный срок со дня возбуждения дела о банкротстве подать свои требования). Но зато у них появилась слабая надежда на погашение долга: денежные требования к должнику могут быть заявлены на любой стадии банкротства, хотя погашаться будут в последнюю очередь.

С 19 января следующего года вступит в силу еще одна оговоренная в обновленном законе новация, обязывающая Высший хозяйственный суд публиковать на своем официальном сайте все решения о возбуждении дела о банкротстве. Это позволит вовремя выявить всех, кому задолжал потенциальный банкрот.

Реклама на dsnews.ua

В целом же законодатели постарались перекрыть основные схемы ухода от расплаты, которые до сих пор использовали недобросовестные должники. "Обновленный закон изменил процедуру возбуждения дела о банкротстве. Теперь соответствующее решение может быть принято только после того, как суд предварительно проверит обоснованность требований заявителя. Таким образом, уже на этом этапе могут пресекаться попытки искусственного банкротства, которые инициируют сами против себя компании с целью вывода активов.

Кроме того, на этой стадии суд обязан приобщать к материалам дела заявления о банкротстве, подаваемые другими кредиторами. Это исключит ситуации, когда после возбуждения дела о банкротстве должник договаривался с инициирующим кредитором, тот отзывал свое заявление, и процедура банкротства прекращалась. Следовательно у других кредиторов, которые могли инициировать банкротство позднее, практически не оставалось шансов вернуть свои деньги, поскольку предприятие-должник спокойно могло вывести свои активы", — поясняет старший юрист юридической фирмы Pragnum Виталий Мазур.

Расширит возможности кредиторов вернуть свое и норма, позволяющая им, арбитражному управляющему или ликвидатору оспорить любую сделку должника, снизившую его платежеспособность.

"Причем все споры с имущественными требованиями к должнику (о признании сделок недействительными, об уплате налогов, взыскании зарплаты, возобновлении на рабочем месте должностных лиц или отмене решений госорганов в отношении предприятия-должника) должен будет рассматривать тот же суд, который ведет дело о его банкротстве. Это призвано уменьшить возможности для злоупотреблений в рамках данной процедуры", — считает юрист адвокатской конторы "Коннов и Созановский" Михаил Пергаменщик.

Все решит суд

Одним из революционных новшеств закона правоведы называют внедрение автоматизированной системы отбора арбитражных управляющих из числа специалистов, внесенных в Единый реестр. Это существенно ограничит возможности предприятий, которые, поставив "своего" арбитражного управляющего, могли входить в бесконечную процедуру распоряжения имуществом, уклоняясь от выплаты долгов. Впрочем, если речь идет об очень лакомых активах, на которые имеют виды представители приближенного к власти бизнеса, то посадить своего человека на предприятие, находящееся в процедуре банкротства, для них не составит труда.

"Статья 114 закона о банкротстве дает суду возможность самостоятельно назначить арбитражного управляющего, если специалист, выбранный автоматизированной системой, по каким-то причинам не подтвердил своего желания стать распорядителем имущества", — поясняет адвокат адвокатской фирмы "Грамацкий и Партнеры" Богдан Чабан. В неофициальной беседе сами арбитражные управляющие признают, что в каждом хозяйственном суде заранее создаются неформальные списки "нужных" кандидатур, которые могут быть призваны к исполнению своих профессиональных обязанностей в каждом конкретном случае.

Откуда именно спускаются эти списки кандидатур на распорядителей имущества крупных объектов, становится очевидно, если учесть, что после проведения судебной реформы полный контроль над служителями Фемиды получила Банковая. Правильность же назначения арбитражных управляющих контролирует непосредственно руководство суда. Кроме того, на суды отныне возложена и другая весьма ответственная миссия — определение порядка производства в деле о банкротстве.

В зависимости от категории должника (рода деятельности, наличия у него ликвидных активов и других факторов) служители Фемиды вправе определять последовательность действий, скажем, объединять процедуры управления имуществом и санации, продлевать сроки финансового оздоровления должника или подключать к делу дополнительных участников. Причем самим судьям предоставлена полная свобода выбора, поскольку четких критериев проведения банкротства по специальной или упрощенной процедуре документ не оговаривает.

Двоякое отношение у правоведов вызвали положения нового закона, открывающие перед предприятиями-должниками новые возможности восстановления своей платежеспособности. Во-первых, документ дает право его акционерам рассчитаться с кредиторами средствами, вырученными от размещения дополнительной эмиссии акций, причем выкупать их смогут третьи лица (ранее это запрещалось законом). Во-вторых, компания-должник может воспользоваться так называемым "правом замещения активов".

"В этом случае имущество должника передается созданному им хозяйственному обществу, а акции (доли) в уставном капитале такого общества включаются в состав имущества должника. В этом случае при продаже его имущества продаются не активы частями, а корпоративные права", — разъяснил Виталий Мазур. Юристы не исключают, что, при желании эти нормы могут быть использованы для теневого перераспределения собственности.

Особенно актуальными эти вновь открывшиеся возможности будут именно сейчас. Ведь, помимо всего прочего, обновленный закон снял мораторий на принудительную реализацию имущества предприятий, в уставном фонде которых доля государства составляет не менее 25%.

    Реклама на dsnews.ua