• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Арифметика потоков. Что сулит Китаю и России новая нефтегазовая сделка

Большое нефтегазовое соглашение между Пекином и Москвой точно выгодно Китаю, но и Россия может извлечь из него пользу. О каких суммах, объемах, сроках и последствиях идет речь?

Газовая труба
Россия обязалась поставлять в Китай дополнительно 10 млрд куб. м газа в год в течение 25 лет / Depositphotos
Реклама на dsnews.ua

4 февраля в Пекине стартовали зимние Олимпийские игры. В этот же день состоялась встреча президента Российской Федерации Владимира Путина и главы Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. Одним из результатов визита российской делегации стали долгосрочные соглашения "Роснефти" и "Газпрома" с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC). Согласно новым контрактам, Россия будет поставлять в Китай дополнительно 10 млрд куб. м газа в год в течение 25 лет, а также в целом 100 млн т нефти в год на протяжении 10 лет.

С нефтью все достаточно просто. У CNPS и "Роснефти" есть контракт с 2013 г., по которому идут поставки 10 млн т ежегодно для китайских НПЗ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе через территорию Казахстана. Теперь все они пролонгированы еще на 10 лет. Также Россия выполняет 20-летний контракт 2009 г. на прокачку 15 млн т в год и 25-летний контракт 2013 г. на поставку 15 млн т в год. В сумме — 40 млн т в год. Теперь эти объемы планируется довести до 100 млн т.

С газом сложнее. Официальная информация относительно этого контракта довольно ограничена, но уже очевидно, что указанные цифры — скорее планы на перспективу, чем выполнение поставок уже сегодня. Впрочем, эти контракты позволят ей РФ сыграть на политическом поле.

"Силы Сибири" недостаточно

В мае 2014 г. было заключено соглашение на поставку российского трубопроводного газа в Китай в объеме 38 млрд куб. м в год в течение 30 лет. Первые в истории трубопроводные поставки из РФ в Китай начались в декабре 2019 г. с введением в эксплуатацию газопровода "Сила Сибири". Он позволяет качать газ из месторождений в Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но по сей день прокачка газу по маршруту невелика. По официальным данным на конец ноября 2021 г., общий объем поставок со времени запуска газопровода составил 13,4 млрд куб. м. А проектная мощность "Силы Сибири" — те самые 38 млрд куб. м, и на нее хотят выйти к 2024-25 гг.

Очевидно, что для прокачки еще 10 млрд куб. м по второму контракту нужен новый маршрут. "Газпром" указывает, что этот контракт будут выполнять по Дальневосточному маршруту, или по газопроводу "Сила Сибири-3", который предполагает поставки с шельфа острова Сахалин. В декабре 2021 г. "Газпром" завершил строительно-монтажные работы по расширению мощностей газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток и начал заполнять его технологическим газом. Для полноценного функционирования магистраль требует доработки, особенно постройки компрессорных станций, которые смогут обеспечить прокачку ресурса. Аналитики задаются другим вопросом: где на Сахалине "Газпром" возьмет 10 млрд куб. м газа в год?

Основным источником газа при таких условиях будет выступать шельфовое Южно-Киринское месторождение. Там содержится газа на сотни миллиардов кубометров, а при условии доразведки — на триллион. Но поскольку оно не чисто газовое, а нефте-газо-конденсатное, это автоматически подвело его под американские санкции. Чтобы наладить там добычу газа, нужны подводные комплексы, которые производят компании из США или компании, которые не будут нарушать режим санкций. Освоение месторождений откладывается, пока "Газпром" не создаст свои подводные добычные комплексы. Ранее первый пуск газа по "Силе Сибири-3" был намечен на 2023 г.

Реклама на dsnews.ua

Газопровод "Сила Сибири-2" — пока что не вариант. Этот проект рассчитан для поставки в Китай 50 млрд куб. м газа в год через территорию Монголии, но он существует на уровне технико-экономического обоснования, разработка которого была закончена только в январе 2022 г. Газопровод должен качать газ из Ямало-Ненецкого автономного округа, а это еще дальше, чем "Сила Сибири" из Якутии.

Под вопросом могут оказаться и заявленные максимальные мощности первой "Силы Сибири". По оценкам некоторых экспертов, месторождения Якутии не настолько богаты, чтобы выдать 38 млрд куб. м газа на экспорт в год. Озвучивалась идея, при которой к действующему газопроводу может примкнуть и "Сила Сибири-2". Этот вариант также сможет обеспечить дополнительные объемы поставок и по второму контракту.

Все эти обстоятельства будто формируют условия для взаимовыгодного сотрудничества сторон: "Газпрому" нужно решать инфраструктурные проблемы и планировать инвестиционную деятельность, а Китаю нужен дешевый ресурс для конкретных регионов страны.

"Россия приобретает партнера с фиксированными объемами и с прогнозируемой ценой, а Китай получает возможность обеспечить энергоносителями отдаленные регионы, для которых это будет значительно выгоднее, чем транспортировать нефть или газ с побережья, — говорит эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев. — У Китая большая проблема со снабжением регионов там, где заканчивается "Сила Сибири". Это достаточно значительные объемы, это надолго, и по ценам, которые привязаны, как я понимаю, к нефтяной корзине, что тоже выгодно для "Газпрома", как для компании, которая должна инвестировать в развитие добычи".

Эксперт отмечает, что в ситуации могут присутствовать и интересы китайских банков, которые могут предоставить кредиты под реализацию проектов. На взаимовыгодность также указывает долгосрочность контрактов.

"Для компаний, которые сами добывают углеводороды, очень важно прогнозировать свою прибыль, объемы реализации углеводородов по меньшей мере на 5-7 лет. Это позволяет брать кредиты. Если добывающая компания не может доказать, что у нее есть потребитель, причем потребитель постоянный, который может покупать ресурс на протяжении многих лет и по прогнозируемой цене, то кредитор не будет вкладывать деньги. Именно поэтому сейчас проблема по привлечению средств в добывающие компании, которые функционируют в Европе. Им никто не дает кредитов, так как они не могут спрогнозировать собственную прибыль с учетом нынешней ситуации", — отмечает Геннадий Рябцев.

Китай диктует правила

В течение 2021 г. цена российского газа для Китая росла, на что повлияло подорожание нефти. В первом квартале она составила $121/тыс. куб. м, во втором — $147, в третьем — $172, в четвертом — $196.

Впрочем, это совершенно небольшие суммы на фоне спотовых цен на газ в Европе и Азии на уровне $1000/тыс. куб. м. Но даже по долгосрочным контрактам "Газпром" поставлял в Европу ресурс в среднем по $280/тыс. куб. м.

Российский газ — самое выгодное по цене предложение для Китая. Для сравнения: в 2020 г. узбекский газ стоил КНР $180/тыс. куб. м, туркменский — $210, газ из Мьянмы — $340. Средняя цена импортного СПГ в 2020 г. составляла $230/тыс. куб. м. В 2021 г. российский газ для Китая стоил уже приблизительно в четыре раза меньше, чем СПГ, поскольку последний закупается по спотовым ценам, которые выросли во второй половине года до $460 и больше. Газ из Мьянмы был для КНР дороже российского в два раза, из Туркменистана — на 30%, из Казахстана и Узбекистана — на 10%.

Большое количество источников поставок и ограниченность возможностей России на Дальнем Востоке создают дополнительные выгоды для Китая.

"На Дальнем Востоке на трубе у них один покупатель, — говорит директор ExPro Consulting Геннадий Кобаль. — Китай имеет возможность покупать газ в России, по СПГ, добывать сам. Если россияне поднимут цену, они просто откажутся от этого газа. Поскольку у Китая есть возможность выбора, то он диктует России, а России просто некуда девать этот газ".

Специалист считает, что сама по себе экспортная цена в Китай не является убыточной для России, чего не скажешь об окупаемости инфраструктуры: "Строительство одного километра газопровода на территории Китая может стоить в разы, возможно, в 4-5 раз дешевле, чем через территорию России. Если учитывать дорогую стоимость российских инфраструктурных проектов, можно говорить, что окупаемость этих проектов будет очень и очень значительная", — отмечает Геннадий Кобаль.

Планы и выгоды

В течение ближайших лет в Китае ожидается рост потребления энергоресурсов. Китайские исследователи ожидают, что потребление нефти в 2025 г. составит 730-750 млн т (в 2020 г. — 700 млн т). Потребление газа вырастет с 326,2 млрд куб. м до 420-500 млрд куб. м и будет продолжать расти. Доля угля в энергобалансе к 2025 г. снизится с 57% до 50%. Около 18% будут приходиться на нефть, более 10% на газ и около 20% на неископаемые источники энергии.

По итогам 2021 г. импорт природного газа Китаем приближается к 160 млрд куб. м.

И нынешние, и будущие поставки нефти и газа в Китай из России на фоне таких планов потребления и импорта только с одной стороны выглядят небольшими. Все же контракт на 38 млрд куб. м на 30 лет стоит $400 млрд. Очевидно, что и поставки 10 млрд куб. м принесут "Газпрому" значительную сумму. Также в новом Пекинском контракте может преследоваться и политическая выгода, особенно со стороны Москвы. Характерно, что традиционно Россия подписывает контракты на поставку газа в Китай, когда Европа высказывает намерение избавиться от зависимости от российского газа. Для сравнения, 10 млрд куб. м — это объем годовых поставок "Газпрома" в Нидерланды или Польшу.

Другое дело, что все политические выгоды России превращаются в реальную выгоду для Китая. В итоге, КНР может получить неплохие объемы поставок газа в определенные регионы страны по низкой цене. Кроме того, Китай имеет опыт получения газа бесплатно в счет погашения кредита. Так было с крупнейшим импортером газа в Китай (более 60 млрд куб. м в 2021 г.) — Туркменистаном. В 2009 и 2011 гг. КНР выдал этой стране в сумме $8 млрд на разработку месторождений и развитие необходимой инфраструктуры. Ашхабад рассчитался с Пекином по кредиту только летом 2021 г. поставив в за этот период более 300 млрд куб. м газа. Возможно, подобная форма сотрудничества с Китаем ждет теперь Россию.

    Реклама на dsnews.ua