Алексей Кошель: Зеленский прекратил искать мир в глазах Путина, но перед Порошенко не извинился

О выполнении предвыборных обещаний, которые Зеленский дал перед вторым туром президентских выборов, дебатируя на стадионе с Порошенко, "ДС" поговорила с председателем Комитета избирателей Украины Алексеем Кошелем

Алексей Кошель / УНИАН

"ДС" Два года назад Владимир Зеленский дебатировал с Петром Порошенко на Олимпийском, сделав ему несколько острых упреков о работе на посту президента. В частности, он упрекнул пятого президента преследованиями добровольцев. Как с этим обстоят дела у Зеленского?

А.К. Ситуация в этом вопросе стала значительно хуже. За время президентства Зеленского были конфликты с представителями участников войны с Россией, с добровольческими организациями, появилось дело Стерненко, обвиняемые по делу Шеремета, протесты под Офисом президента, акция "Нет капитуляции" и т.д. Таких масштабов не было при его предшественнике. Поэтому Зеленскому должно быть стыдно за ту риторику и отдельные обвинения, которые он выдвигал во время стадионных дебатов Петру Порошенко.

"ДС" На стадионе звучала критика медреформы, начатой при Порошенко: мол, лекарства дорогие, некачественные, а врачам мало платят и они работают в ужасных условиях. Какую картину мы видим сейчас?

А.К. Анализируя избирательные месседжи Зеленского, в которых звучали обвинения, что нет нормальной зарплаты врачей и это нельзя назвать реформой, мы можем обратиться к данным свежих социологических опросов. Так, исследования группы "Рейтинг" указывают, что сегодня 64% граждан недовольны медицинской реформой. То есть обвинения, которые выдвигал Зеленский в адрес Порошенко, сейчас мы как граждане можем выдвигать в адрес Зеленского: критикуя некачественную медицинскую реформу, он фактически брал на себя обязательства по ее качественному наполнению. Однако сейчас мы видим лишь частичные попытки реформы.

Вместе с тем, некоторый позитив в этом направлении существует. Принято законодательство о трансплантации органов, меняются формы оплаты. Но медицина остается отраслью, где царит полный хаос. Напомню, что за один коронавирусный год в Украине сменились три министра здравоохранения. Оснований для увольнения министров Скалецкой и Емца в публичной сфере так и не было представлено. К третьему министру также возникают вопросы. Я думаю, что он остается в должности, потому что третья отставка была бы серьезным ударом по политической команде президента.

"ДС" Отмечал Зеленский и важность снятия неприкосновенности с депутатов, принятие закона об их отзыве и об импичменте президенту. Как можно охарактеризовать выполнение этих обещаний?

А.К. Предвыборные обещания Зеленского, его избирательная программа были скорее продуктом политтехнологов и креативных людей из "95-го квартала". Например, опасное обещание о том, что украинцы уже на ближайших выборах смогут голосовать в смартфоне. Точно такое же произошло с механизмом отзыва народных депутатов Украины. Никто не учел, что реализация этого обещания может иметь гораздо больше минусов, чем плюсов, и хорошо, что она не воплощена, ведь закладки такого механизма содержат ряд рисков, в том числе риск политической расправы с тем или иным политиком.

По неприкосновенности — вопрос ее снятия был политической спекуляцией длиной в 20 лет. Целые поколения политиков обещали снять неприкосновенность, а также строили на этом свои избирательные программы, но реализовать это на практике было сложно. Два года назад возникла благоприятная ситуация, когда Зеленский имел монобольшинство, которое дало голоса за законодательные изменения относительно неприкосновенности, а оппозиция не могла не поддержать, потому что были бы достаточно серьезные обвинения. Хотя на практике это будет вопросом политических договоренностей при участии генерального прокурора и т.д., но в любом случае это надо считать достаточно серьезным и прогрессивным шагом. Больше вопросов возникает к импичменту президента. Формально законодательные изменения есть, с другой — он на практике не работает и применить его чрезвычайно сложно.

"ДС" Нынешний президент обещал, что окружение бывшего главы государства сядет за коррупцию, а в своем окружении он ее не допустит. Появились ли у Зеленского свои Свинарчуки?

А.К. Предвыборные обещания и программа Владимира Зеленского — это во многом мысли начинающего политика, который не понимал, как работает государственный механизм, в том числе и реальные полномочия президента. Поэтому много обещаний раздавалось в формате некоего "доброго царя", который единолично, без участия правительства и парламента, может принимать ключевые решения. Именно по этой причине на дебатах появился серьезный блок вопросов по борьбе с коррупцией, деолигархизации, но на практике мы увидели, что на процессы принятия решений в государстве сохраняется достаточно серьезное влияние Игоря Коломойского. Кроме того, Коломойский руководит большой группой депутатов во фракции "Слуги народа". В то же время появляются новые бизнесмены, которые получают влияние на государственную политику. В частности, Илья Павлюк, который тоже контролирует часть фракции "Слуга народа".

Итак, олигархическое лоббирование в правление Зеленского никак не меньше, чем при предыдущих властных командах, а его обещание оказалось пустыми словами. Можно вспомнить прошлогодний скандал во фракции "Слуги народа", когда отдельные депутаты во время заседаний парламентского комитета голосовали в интересах группы одного из олигархов, получив публичное обвинение в этом. Попытки же решить эту проблему через принятие закона о деолигархизации считаю достаточно наивными.

"ДС" Война до сих пор не закончилась, несмотря на еще одно обещание Зеленского. Хватило бы у него наглости сегодня упрекать этим Порошенко после двух лет поиска мира в глазах Путина?

А.К. Это было одно из ключевых обещаний, о котором будут помнить все украинцы до завершения президентской каденции Зеленского. Как и тезис о том, что кандидат Зеленский мечтает о печати в Польше объявления об устройстве польских граждан на работу в Украине и обвинения в адрес Порошенко в том, что он лично искусственно затягивает войну с целью собственного обогащения. Это были довольно циничные слова, за которые должно быть стыдно нынешней властной команде.

Владимир Зеленский, уже находясь на президентском посту, очевидно, наконец понял, что вопрос войны не решается заглядыванием в глаза Путину, вопросами эмоциональных высказываний и тому подобное. Решение вопроса войны с Россией — это очень сложные задачи. Они касаются реформ, повышения обороноспособности, приобретения ПДЧ в НАТО, дальнейшего членства в НАТО и так далее. То есть сложность вопроса президент, вероятно, понял, но извиниться перед предшественником за безосновательный упрек не захотел.