• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Авантюра или последний срыв. Как урожденный Габсбург Вышиваный за независимость Украины воевал

12 ноября 1921 года "Известия ВУЦИК" порадовали читателей пространной статьей под остроумным названием "Василий Первый Неугомонный". Речь шла о Вильгельме фон Габсбурге-Лотрингене, известном среди украинцев как Василий Вышиваный. Поводом послужили слухи о его попытке поднять восстание в пользу украинцев.

"Соборная Украина" — украинский еженедельник свободного казачества
Финансируемая Василием Вышиваным "Соборная Украина" — украинский еженедельник свободного казачества, 29 номеров которого вышло в Австрии в 1921-1922 годах/1921.10.17, №2.
Реклама на dsnews.ua

Текст красовался на первой странице правительственного официоза УССР. Согласно видению автора статьи, а им был тогдашний временный редактор "Известий" прозаик Николай Любченко, Вильгельм фон Габсбург, он же Василий Вышиваный, действовал по сложному плану. Любченко писал об общении гетмана с Павлом Скоропадским, договоренности с петлюровцами, организацию армии среди интернированных в лагерях на территории Польши многочисленных бывших бойцов Действующей армии УНР, поддержку правителя Венгрии, адмирала Хорти и убийство Пилсудского. Выглядело так, будто речь шла не больше и не меньше, как об очередной попытке украинских незалежников переиграть результаты войны за независимость 1917-1921 годов по принципу "запрыгнуть в последний вагон".

Впрочем, история, превратившая главного фигуранта статьи, двоюродного племянника "самого яркого императора" Франца-Иосифа и представителя одной из самых могущественных в свое время династий Европы в борца за украинскую независимость, началась чуть ли не за десять лет до того.

Отдаленным прологом можно считать план федерации монархий под руководством Габсбургов, которая должна была заменить Дунайскую монархию. На фоне растущей активности освободительных движений становилось ясно, что окончательный распад империи вполне вероятный сценарий, к которому следует готовиться. Ответом на такую перспективу была идея превращения империи в своего рода федерацию независимых или полунезависимых монархий, во главе которых должны были встать представители династии Габсбургов. Та ветвь Габсбургов, к которой принадлежал Вильгельм, "выбрала" себе польскую идентичность и активно пропагандировала себя среди польских элит: эрцгерцог Карл Стефан с детьми изучал польский язык, хотя семья общалась на итальянском, нанимал польских слуг в своих имениях, чтобы научиться языку и обычаям, и всячески демонстрировал приверженность Польше.

Вильгельм же выбрал соседку и соперницу Польши — Украину. Впервые он встретился с украинцами, когда в двенадцать лет сбежал из дома и поездом отправился в путешествие по горам. Дошел до села Криворивня, где его опознали и вернули родителям.

Текст одного из украинских стихов авторства эрцгерцога
Текст одного из украинских стихов авторства эрцгерцога

Серьезное знакомство с Украиной и украинцами произошло зимой 1915 года, когда Вильгельма, новоиспеченного выпускника военной академии в звании лейтенанта, отправили на фронт в составе 80-й бригады австрийской армии. Там служили многие украинцы, один из них стал адъютантом эрцгерцога. Однажды из отпуска адъютант привез в подарок командиру вышитую рубашку. Вильгельм начал учить украинский язык. И когда Вильгельм в 1916 году стал депутатом Палаты господ, высшей палаты австрийского райхсрата, украинцы получили лоббиста собственных интересов среди правящей династии.

Вильгельм фон Габсбург в украинском наряде
Вильгельм фон Габсбург в украинском наряде
Реклама на dsnews.ua

Возможно, все осталось бы на уровне дипломатических интриг и не вышло бы из дворцов и салонов, если бы не то, что в марте 1917 года в Российской империи разразилась революция, которая автоматически запустила процесс реальной и формальной независимости подчиненных народов. Для Украины весна 1917 стала началом национальной революции. С точки зрения Габсбургов это означало прежде всего потенциальное уменьшение давления на фронте. Правда, параллельно началось брожение среди украинских воинов габсбургской армии — в среде Легиона Украинских Сечевых стрелков даже появилась идея немедленного разрыва с Австрией и перехода на службу в Центральную Раду.

Но постепенно начала проявляться другая сторона ситуации . Украинская Народная Республика, которая возникла на руинах союзника Антанты, Российской империи, которая в ситуации военного противоборства с большевиками нуждалась по крайней мере в нейтралитете на фронте, начала искать пути к взаимопониманию с врагами Антанты — Центральными государствами. Эти попытки завершились заключением 9 февраля 1918 Брестского мира, для достижения которого немало сделал Вильгельм, взявший на себя роль тайного информатора украинской стороны о реальном положении Австрии.

В первую очередь речь шла о мире с Германией и Австро-Венгрией. Для Габсбургов это означало не только доставку украинского хлеба в уже голодающие города империи, но и возможность расширить свое влияние за счет бывшего конкурента.

Еще в феврале 1918 года высшее австрийское командование сформировало "Боевое образование Эрцгерцог Вильгельм", которое и возглавил тот, кого украинцы будут знать как Василия Вышиваного. Новосозданное соединение, куда вошло около четырех тысяч украинцев, в том числе "усусусы", к тому времени уже легендарное формирование бойцов Легиона Украинских Сечевых Стрельцов, отбыло в Украину в составе корпуса союзных войск, которые должны были оказать помощь Украине в войне с большевиками. Одновременно с боевыми действиями Вильгельм должен был сообщать кузену-цесарю о событиях в Украине. Тот, в свою очередь, предоставил ему полную свободу действий. Правда, кроме династических интересов образованию соединения эрцгерцога Вильгельма значительно поспособствовал и лоббизм, и давление в виде ряда демаршей украинских политиков в Вене, и настояния самого эрцгерцога, который стремился уберечь УСС от роспуска.

"Свою" часть Вильгельм догнал в первых числах апреля возле станции Копани на Херсонщине, куда добрался через Тернополь, Одессу и Николаев. Вскоре группа взяла Херсон и направилась в Александровск, который с 16 апреля находился под контролем Запорожской группы под формальным командованием Зураба Натиева, а фактическим — Петра Болбочана.

Именно в Александровск вернулись запорожцы после выхода из Крыма. Здесь и завязалось знакомство между двумя формированиями: почти два месяца воины Вышиваного и запорожцы были фактически соседями.

Новейшая "Сечь" в степях. Петр Болбочан, Василий Вышиваный, Всеволод Петров и другие
Новейшая "Сечь" в степях. Петр Болбочан, Василий Вышиваный, Всеволод Петров и другие

Поскольку этот выход никак не ослабил нарастающих противоречий между немцами и украинскими военными, габсбургский династ взял на себя роль посредника. Так неожиданно и резко проявила себя разница подходов у Габсбургов и Гогенцоллернов: если последние предпочитали жесткий подход в строгом соответствии с собственными представлениями о долге, что провоцировало многочисленные крестьянские выступления, то Вильгельм, как настоящий Габсбург, предпочитал договариваться — как с местными, так и с германскими партнерами.

Здесь же, в Запорожье, всех застали новости о гетманском перевороте, который вызвал отнюдь не положительные эмоции из-за явного и активного участия немцев. Идея посадить на украинский трон представителя какой-то из аристократических семей Европы, который гарантировал бы легитимность и более прозаические и сверхважные для молодого государства связи в высших эшелонах европейской политики, была не новой — ее пытался реализовать еще Богдан Хмельницкий. В новых условиях появление преданного украинофила среди представителей признанной европейской династии, который умел нравиться и нравился общей массе среднего и зажиточного крестьянства, было просто подарком для украинских консерваторов, объединенных в Украинский союз земледельцев-государстенников. Но после того, как поддержка немцев привела к гетманству Павла Скоропадского, многие из них возмутились слишком большой активностью и присутствием немцев в украинской политике — и в этом их поддерживали военные.

Как следствие, в Запорожье начала формироваться умеренная консервативная оппозиция в лице украинских военнослужащих, части гражданских политиков консервативного направления и "усусов". Среди запорожцев начала циркулировать идея интронизации Габсбурга. Самое интересное, что впервые ее сформулировали, независимо от запорожцев, социалисты, планировавшие антигетманское восстание чуть ли не с момента переворота.

Новейшие сечевики в Запорожье
Новейшие сечевики в Запорожье

Все это время сам Вильгельм не сидел, сложа руки, и всячески способствовал "усусусам" в традиционной для них просветительской деятельности. Она сильно напоминала то, что делали на Галичине предыдущие поколения воспитанных габсбургскими реалиями украинских юристов: речь шла об открытии украинских газет, создании украинских школ, назначении украинских чиновников, формировании украинских военных соединений, которые в будущем должны были стать хребтом украинской армии. Впрочем, что выделяло Габсбурга из всех, — это толерантное отношение к последствиям "черного передела", то есть разделения помещичьих земель между крестьянами, и защита крестьян от репрессий со стороны немцев. При этом всем Вильгельм-Василий демонстрировал явную независимость в отношении союзников-немцев. В конце концов, он мог себе это позволить — за ним стояли не только четыре тысячи приученных к дисциплине галичан, воспитанных в духе габсбургского мифа, но и местные крестьяне, чью симпатию он завоевал благодаря либерализму в земельных вопросах, а еще и те бойцы которые начали строить планы "перекрестить" Вильгельма в православную веру и выбрать его "атаманом".

Это все беспокоило и раздражало как немцев, так и гетмана, которым явно не требовались популярные среди украинства конкуренты, и в июле 1918 года император Австро-Венгрии Карл I временно отозвал Вильгельма и отправил его на личные переговоры с немецким императором по поводу событий в Украине. По мнению Тимоти Снайдера, австрийская сторона рассчитывала на то, что рано или поздно своей тактикой немцы доведут украинцев до кипения и тогда Вильгельм-Василий благодаря своей популярности сможет выступить своего рода удобной альтернативой — популярной среди украинцев и приемлемой, благодаря своему происхождению, для европейцев. И, конечно, Украина станет одной из составляющих будущей федеративной империи Габсбургов.

Австрийскому Вильгельму удалось убедить немецкого Вильгельма, и Габсбург вернулся в Украину, где находился до октября. Все окончательно закончилось осенью 1918 года, когда в Украине начало нарастать движение, известное как атамания, а вместе с ним — одновременно с ослаблением как немцев, так и гетманской власти — хаос и анархия. Вильгельм отбыл из Украины после того, как командующий австрийскими силами в Украине заявил, что в сложившейся ситуации он не может гарантировать безопасности члену правящей династии.

Василий Вышиваный — полковник УСС
Василий Вышиваный — полковник УСС

Таким образом, в октябре 1918 Василий Вышиваный оказался в Черновцах и там его активность прервала болезнь. Там же его застал манифест 16 октября о перестройке империи в виде федерации национальных государств, которые фактически должны быть сателлитами Вены. Этот манифест, вместо того, чтобы уберечь империю, стал сигналом к ее роспуску. 1 ноября 1918 украинцы захватили власть во Львове, в тот же день начались стычки с поляками на улицах города, которые переросли в полноценную войну. Вильгельм оказался на обочине процессов как из-за болезни, так и из-за того, что Габсбурги уже никого не интересовали.

Но, по всей видимости, именно в 1918 году прагматический расчет окончательно перерос в искреннее чувство принадлежности к избранной родине. Ибо то, что в первые дни ноября Вильгельм отправил находившихся в Черновцах "усусов" во Львов на подкрепление украинским защитникам города, прагматичным расчетом объяснить почти невозможно. А вот искренностью привязанности — вполне.

Появление независимого украинского государства на бывших габсбургских землях парадоксальным образом окончательно деактуализировало идею Габсбурга на украинском троне — поскольку это государство было республикой, то о монархе во главе его речь не шла, а кроме того, перед этой республикой возникла необходимость договариваться с победной Антантой, как и перед Украинской Народной Республикой, восстановившейся после поражения гетмана в ноябре-декабре 1918 года. Понятно, что присутствие Габсбургов среди высшего эшелона украинского руководства явно не было тем, что могло помочь договоренностям.

Итак, Василий Вышиваный оказался жертвой своей фамилии. Дела семейные тоже шли не лучше. По состоянию на начало 1919 года Габсбурги уже были изгнанниками даже в собственной стране, где правили шестьсот лет, Австрийская республика практически сразу приняла закон о запрете бывшим династам возвращаться в пределы новопровозглашенной республики.

Линии, к которой принадлежал Вильгельм, относительно повезло – эрцгерцог Карл Стефан с семьей осели в Польше, где имели обширные имения. В частности, им принадлежала винокурня "Живец", названная так от городка, где располагалась. Но и им пришлось доказывать свою лояльность новой республике, которая, к тому же, находилась в тесном союзе с Францией, недавним военным противником Габсбургов (и вовсе не впервые в истории Европы). По состоянию на 1921 вопрос гражданства и имущества семьи в Польше был урегулирован, но после украинско-польской войны 1918-1919 гг. сохранять хорошие отношения с обоими народами было почти невозможно. Своим последовательным украинством Вильгельм противопоставлял себя всей семье. К тому же, присутствие в семье активного украинца по выбору ставило под сомнение лояльность по отношению к Польше всей семьи, активизируя миф о якобы особой приверженности Габсбургов к украинцам, распространенный в разных формах как среди украинцев, так и среди поляков.

Эрцгерцог Карл Стефан с семьей. Вильгельму здесь два года, он сидит на руках у матери
Эрцгерцог Карл Стефан с семьей. Вильгельму здесь два года, он сидит на руках у матери

Окончательный разрыв наступил в начале 1921 г., когда отец и сын обменялись объявлениями войны. Сначала 9 января Вильгельм заявил в интервью, что политика Польши в отношении ее украинского союзника недостойна. Несмотря на небезосновательность такого утверждения, Габсбург-старший, вполне в традициях старой европейской аристократии, воспринял его как покушение на честь семьи и 31 января объявил о разрыве отношений с "черной овцой". В ответ Вильгельм 18 февраля выразил недоумение по поводу прочности родительских симпатий к Польше, которую он в данном случае охарактеризовал как страну, изменившую династии и союзнику, который на нее рассчитывал. Это уже была перчатка в лицо.

Между тем недостатки Версальской системы и растущая угроза большевизма начали формировать реваншистское крыло, куда по логике обстоятельств попадали и украинские монархисты. К тому же, ситуация в Украине все еще была нестабильной, большевики дословно сидели на штыках, а следовательно, оставались шансы переиграть ситуацию. Осенью 1921 года их попытаются использовать петлюровские круги – попытка войдет в историю под названием Второго Зимнего похода.

Часть монархистов, объединившаяся вокруг Василия Вышиваного, начала раньше. Весной 1921, после неудачной попытки договориться с гетманом Скоропадским, Вильгельм начинает рекламировать свою личность среди ветеранов войны за независимость, формирует собственную организацию под названием Украинский Общий совет. В апреле 1921 Евгений Чикаленко в газете "Воля" обосновывает идеологические основания потенциальной коронации Вильгельма.

Осталось найти союзников. Этим союзником стала Венгрия — страна, которая больше всего пострадала от Версальских соглашений, а одновременно — баварские элиты, которые отличались консерватизмом и ощущением соперничества по центру в Берлине. На деньги одних и других Вильгельм начал турне по лагерям и ячейкам бывших украинских воинов, выходит собственная газета "Соборная Украина".

Планировалось создать в Баварии учебную базу для будущих украинских офицеров. Именно эта бурная деятельность и привлекла внимание авторов передовицы органа ВУЦИК и попала на полосы "Известий…".

Неизвестно, как бы развивались события дальше, но неудача Второго Зимнего похода похоронила даже малейшие шансы на успех. Немецкие союзники Вильгельма предпочли не рисковать, тем более, что в самой Германии было больше чем достаточно собственных проблем.

Тюремное фото Вильгельма фон Габсбурга
Тюремное фото Вильгельма фон Габсбурга

Вильгельма ждало изгнание в Испании, богемная жизнь в Париже, еще несколько итераций участия в политике, скандальное судебное дело, игры со спецслужбами, сотрудничество с ОУН и, наконец, похищение НКВДистами, арест, следствие в Киеве и смерть в ночь накануне Спаса 1948 года в Лукьяновской тюрьме…

    Реклама на dsnews.ua