Европа светит, но не греет. От расширения ЕС Украина особо не пострадала, но и не выиграла
Основные опасения связывались с возможным резким падением нашего агропромышленного экспорта в еврозону из-за ужесточения новыми членами ЕС санитарных и фитосанитарных норм, а также снижения экспорта продукции, регулируемой антидемпинговыми мерами ЕС. Главную опасность усматривали в том, что Евросоюз, расширившись до 25 государств, сохранит прежний объем квот на импорт украинской металлопродукции. Тем не менее столь мрачные прогнозы оправдались далеко не во всем. В этом году ЕС увеличил нам квоту на экспорт металлопроката с 184,55 тыс. до 530 тыс. т и согласен довести ее объемы в следующем году до 606 тыс. т, если Киев возобновит возмещение НДС своим экспортерам металлолома. К тому же в мае нынешнего года после расширения Европейского Союза таможенные тарифы на украинский экспорт (за исключением товаров, подпадающих под нетарифное регулирование) в страны ЕС были снижены на 5%, составив 4%.
Обновленный ЕС меняет торговые приоритеты
И все же полностью избежать неприятных последствий от европейского расширения нам не удалось. Если до мая 2004 г. отечественные товары активно экспортировали в так называемые страны ЕС-10 (новые члены Евросоюза), то после их присоединения к европейскому сообществу наши товары стали там менее желательны. "В 2003 году на фоне значительного подорожания евро украинский экспорт существенно вырос как в государства ЕС, так и в страны-кандидаты. Темпы его прироста в этот регион превышали возрастание экспорта в остальные страны мира (36,6% против 28,5%). При этом опережающими темпами рос экспорт в страны ЕС-10 (48%). Зато в нынешнем году ситуация полностью изменилась. За 10 месяцев суммарный экспорт в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 43,2%. А вот прирост экспорта в обновленный ЕС замедлился до 28%. Причем относительно новых стран ЕС этот показатель составил лишь 15,6%. Это говорит о начавшейся переориентации рынков новых членов ЕС на продукцию, произведенную в рамках расширенного Евросоюза", — комментирует президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило.
Процессы смены внешнеторговых приоритетов особенно заметны во взаимоотношениях Украины со странами Балтии, с которыми до их вступления в ЕС у нас были заключены соглашения о свободной торговле. "В первые четыре месяца текущего года Латвия, Литва и Эстония активно закупали украинские товары, прежде всего электрическое оборудование. Например, объем нашего экспорта в Латвию в январе–апреле составлял 150% к аналогичному периоду прошлого года, а по данным за девять месяцев этот показатель составил лишь 70%. Такая же тенденция наблюдается и относительно других стран ЕС-10 (за исключением Польши и Чехии). Причем в следующем году она, очевидно, сохранится", — считает экономист Международного центра перспективных исследований Татьяна Яблоновская.
Эксперты говорят, что для того чтобы удерживать высокие темпы наращивания экспорта в еврозону, нашим компаниям нужно укреплять конкурентоспособность не за счет ценовых факторов, а путем улучшения потребительских и технологических качеств поставляемой продукции, переориентации на поставки товаров с высокой степенью обработки. Именно по такому пути в свое время пошли страны Центральной и Восточной Европы. К примеру, если в 1989 г. доля оборудования и транспортных средств в их экспорте на Запад составляла всего 10%, то уже к 2000 г. перевалила за 40%. Зато структура нашего экспорта в последние годы оставалась практически неизменной. "Значительную часть его составляет продукция черной металлургии, калийные и азотные удобрения — все это товары с низкой добавочной стоимостью. По большому счету, структура наших поставок в ЕС не отличается от экспорта стран третьего мира", — подчеркивает заместитель директора Института реформ Маркиян Дацишин.
Инвесторам не нравится наш статус
Впрочем, возможного сокращения поставок украинских товаров в страны обновленного ЕС не отрицали даже европейские чиновники, убеждавшие, что для нас расширение Евросоюза принесет только выгоды. Предстоящие потери, по их мнению, Киев должен был компенсировать за счет значительного увеличения объемов привлеченных из ЕС инвестиций. "Здесь есть высококвалифицированная и очень конкурентная рабочая сила. Да и в целом, в сравнении с государствами ЕС, в нашей стране достаточно низкие затраты на ведение бизнеса. Поэтому в Украину могут быть перенесены некоторые производства из дорожающей Европы", — считает президент Европейской бизнес-ассоциации Хорхе Интриаго.
В западных областях Украины действительно инвесторы из ЕС в последнее время заметно активизировались. Польская компания ІМА регулярно размещает заказы по пошиву униформы для солдат НАТО (один из последних — на $1 млн), компания Leoni запустила в Стрые (Львовская обл.) завод по выпуску электрооборудования для автомобилей. Сейчас аналогичное производство у нас пытается наладить Volkswagen. "На приток прямых иностранных инвестиций позитивно влияет, прежде всего, стабильный экономический рост, наличие развитой инфраструктуры для бизнеса. Расширение ЕС — второстепенный фактор", — полагает г-жа Яблоновская.
Правда, данные по объему прямых иностранных инвестиций из ЕС только на первый взгляд выглядят оптимистично. "Из $8 млрд , которые были привлечены Украиной за годы независимости, около $4,5 млрд приходится на нынешние страны ЕС. Однако следует учесть, что один из ведущих инвесторов в украинскую экономику оффшорный Кипр — с $1,1 млрд (первое место по данным Госкомстата). При этом показатели Германии, например, составляют всего около $500 млн", — отмечает г-н Дацишин.
По мнению большинства экспертов, главным препятствием существенного увеличения притока европейских инвестиций в Украину является до сих пор не полученный нами статус страны с рыночной экономикой. Все попытки предыдущего правительства добиться от ЕС рыночного признания иначе как провальными не назовешь. В свою очередь, у Евросоюза есть постоянная отговорка — Киев пока не выполнил всех поставленных перед ним условий: рыночное, а не государственное регулирование ценовой и сырьевой политики частных предприятий, унификация финансового учета, отсутствие долгов по возмещению НДС экспортерам. Хотя, к примеру, Россия и Казахстан получили рыночный статус авансом, не выполнив всех требований Запада.
Нет пункта о предоставлении нам статуса страны с рыночной экономикой и в утвержденном Советом ЕС плане действий "Украина — Европейский Союз", равно как и положения об упрощении для нас визового режима. Нынешний статус "соседа ЕС", который получили вместе с нами еще шесть стран, ни к чему не обязывает ни Брюссель, ни Киев. Инвестиций он не предусматривает. Речь идет лишь о финансовой помощи соседям, которая в ближайшее время должна значительно увеличиться. В рамках бюджета TACIS и MEDA партнерам ЕС выделено EUR8,5 млрд до 2006 г., а в 2007–2013 гг. — почти EUR15 млрд. Правда, европейские чиновники пообещали, что сумма помощи по программе TACIS, которую будет получать Украина, превысит объемы, которые по этой же программе получает Россия. А переговоры по рыночному статусу нашей страны ЕС пообещал завершить сразу же по окончании демократично проведенных президентских выборов.