• USD 41.2
  • EUR 45
  • GBP 53.8
Спецпроекты

Газы Еремеева. Дмитрий Фирташ устроил Игорю Еремееву показательную порку

Реклама на dsnews.ua

В 2007 г. совладелец RosUkrEnergo Дмитрий Фирташ может стать владельцем компаний, занимающихся продажами газа конечным потребителям. В принципе реализация планов Дмитрия Васильевича уже стартовала. 7 декабря прокуратура Закарпатской области провела обыск в офисе "Закарпатгаз". После непродолжительных "процессуальных действий" правоохранители обнаружили необходимые следствию документы и покинули с бумагами помещение.

Официальной версией проведения рейда стало уголовное дело, которое было возбуждено 28 ноября местной прокуратурой против служебных лиц компании, подозреваемых в краже госсредств. Наблюдатели считают реальной причиной внимания силовиков к газоснабжающей компании отказ собственника нескольких облгазов Игоря Еремеева продать контроль над ними Дмитрию Фирташу.

На этом фоне любопытно отметить тот факт, что в ноябре 2006 г. НАК "Нафтогаз України" отказал облгазам, входящим в сферу влияния Игоря Еремеева ("Закарпат-", "Львов-", "Ивано-Франковск-", "Черновцы-", "Чернигов-" и "Волыньгаз") в продлении договоров на эксплуатацию распределительных газовых сетей с 1 января 2007 г.

"Решение НАК обусловлено многочисленными нарушениями, которые содержат в себе состав преступления в действиях руководителей всех вышеперечисленных облгазов. Компания пошла на этот шаг, учитывая решение прокуратуры Закарпатской области возбудить уголовное дело по факту присвоения госимущества руководителями "Закарпатгаз", в сговоре с сотрудниками "Львовгаз", "Ивано-Франковскгаз", "Черновцыгаз" и "Волыньгаз". Им инкриминируется разворовывание 70 млн грн., предоставленных ДК "Укртрансгаз" для строительства газопроводов", — говорится в сообщении НАК "Нафтогаз України".

Учитывая критерии успешного ведения бизнеса в отечественном топливно-энергетическом комплексе, а также тот факт, что в свое время с ними был хорошо ознакомлен Игорь Еремеев (экс-член парламентского комитета по вопросам ТЭК), с большой долей вероятности можно полагать, что у правоохранителей были основания для визита.

С другой стороны, ни для кого не секрет, что по методу Игоря Мироновича зарабатывают деньги все украинские энергетики. Поэтому обострение интереса именно к вышеперечисленным предприятиям немного бросается в глаза. Показательный пример — потери газа в распределительных сетях. В течение последних 15 лет каждый уважающий себя руководитель облгаза ежегодно фиксирует от 40 до 100 млн кубов коммерческих и технологических потерь газа.

В лучшем случае этот показатель завышен на 15–20% (в основном объемы "завешиваются" на лицевые счета населения). А поскольку материальную ответственность за потери на себя берет юридический хозяин труб — "Нафтогаз України" (распределительные газопроводы управляются облгазами, но находятся на балансе НАК), то владелец газоснабжающей компании получает возможность продать сравнительно небольшой объем уже "собственного" топлива. По самым минимальным оценкам ежегодно такой труд приносит владельцу одного облгаза $2–3 млн, а НАКу — около $75 млн убытков.

Реклама на dsnews.ua

Если верить знающим людям, этот способ заработать представляется чуть ли не самым скромным экономическим эпизодом в трудовой биографии газовиков. Из чего можно сделать вывод, что при равном отношении ко всем субъектам ТЭК перед органами следствия открывается непаханое поле работы, в результате которой страна может испытать невероятный дефицит помещений с зарешеченными окнами и кадровый голод в энергетике.

Любопытно, что в поиске неофициальных оснований для проведения показательной порки Игоря Еремеева внимательные наблюдатели обнаружили один важный момент: в августе 2006 г. владелец группы "Континиум" получил предложение от представителей украинского учредителя RosUkrEnergo Дмитрия Фирташа продать контроль над облгазами.

По словам источников "ДС", речь шла именно о продаже контроля, поскольку в большинстве облгазов г-ну Еремееву и партнерам принадлежит порядка 10–40% акций, но при этом в каждом офисе сидит дружественный директор. (Исключение представляет разве что "Волыньгаз", где ООО "Західна нафтова група" и ОДО "Континiум-Траст-Компанi" контролируют около 50%.) Переговоры шли достаточно успешно и интенсивно — уже в начале октября стороны вышли на цифру в $73,5 млн (помимо шести вышеперечисленных облгазов-отказников, в список вошла компания "Ривнегаз"), а в середине этого месяца по рынку даже прошел слух, что сделка состоялась. Тем не менее немного позже стало известно, что договор так и не был заключен.

Стоит отметить, что RosUkrEnergo открещивается от каких-либо переговоров и воздействия на собственников украинских газоснабжающих компаний. Но представители Игоря Еремеева настаивают на этой версии. "RosUkrEnergo вышло на нас с предложением продать компании. Мы не планировали продажу, однако нас однозначно интересует инвестор. За инвестиции мы были бы готовы отдать часть акций, но при этом оставить за собой контроль. С этой позиции мы и соглашались на проведение оценки. К примеру, за "Закарпатгаз" они предложили $10 млн, но с условием полного контроля над предприятием. Поэтому мы отказались", — сообщил "ДС" глава набсовета "Закарпатгаза" Любомир Шершун.

По большому счету, в сложившейся ситуации позиция Игоря Еремеева выглядит немного странно. Во-первых, перспектива ближайших нескольких лет не обещает Игорю Мироновичу возможности вернуть в НАК "Нафтогаз України" своего ближайшего бизнес-партнера Олега Бахматюка, который еще недавно был главным советником Алексея Ивченко.

Во-вторых, ценовое предложение Дмитрия Фирташа, по сравнению с рыночной стоимостью любого украинского облгаза, можно охарактеризовать как более чем привлекательное. Например, народный депутат Алексей Лелюк, владеющий 40,4% акций "Полтавагаза", в 2004 г. безуспешно хотел получить за свой пакет $2 млн, в 2005 г. — $3 млн. В нынешнем году благодаря активному спросу на украинские облгазы со стороны россиянина Виктора Вексельберга Алексей Владимирович "задрал" цену до $7 млн.

Но до последнего времени компанию никто не покупал, поскольку цена представлялась претендентам завышенной. Причина в том, что, по сути, владение акциями облгазов дает право собственности только на офис компании и автомобили УАЗ аварийных служб. С другой стороны, Игорь Миронович прав: именно облгазы выходят на конечного потребителя газа, а поскольку все пищевые и промышленные активы его группы сконцентрированы в западной части Украины, то разумно держать за собой контроль над газоснабжением в данном регионе.

Прогнозируя дальнейшее развитие событий, с большой долей вероятности можно отметить, что НАК "Нафтогаз України" не пойдет дальше деклараций о намерении отобрать газораспределительную инфраструктуру у облгазов. Хотя бы потому, что механизм "отбирания" сетей отсутствует.

Другое дело, что в соответствии с планами Минтопэнерго с 2007 г. за транспортировку газа будут платить не потребители (как сейчас), а поставщики топлива. При этом газотранспортные предприятия будут покупать так называемый технологический газ не у "дочек" "Нафтогаза", а у ЗАО "Укргазэнерго" (совместное предприятие НАКа и RosUkrenErgo).

Следствием такого сотрудничества между хозобществами наверняка станет взаимная задолженность не в пользу облгазов. Таким образом, можно полагать, что максимум через год у Дмитрия Фирташа появится более простой способ получить контроль над распредсетями — банкротство облгазов за долги.

    Реклама на dsnews.ua