Средство ухода. Ривненский завод высоковольтной аппаратуры прекращает существование
На прошлой неделе акционеры Ривненского завода высоковольтной аппаратуры (РЗВА), являющегося одним из крупнейших в СНГ производителей коммутационной и распределительной аппаратуры, приняли решение о ликвидации предприятия. Судя по всему, такой поворот событий вызван проблемами с законом, возникшими у его российских совладельцев.
12 ноября на собрании акционеров ОАО "Ривненский завод высоковольтной аппаратуры" было принято решение о прекращении деятельности предприятия путем его ликвидации. С учетом того, что РЗВА в последнее время демонстрировал более чем пристойные показатели работы (по итогам 2006 г. его доходы составили около $32 млн, а чистая прибыль — $520 тыс.), инициатива владельцев предприятия на первый взгляд может показаться странной. Впрочем, ей можно найти объяснение, если проанализировать события, происходившие в последнее время с российским партнером РЗВА — Нижнетуринским электроаппаратным заводом, и группой русских бизнесменов, контролировавших это предприятие до последнего времени.
Как уже сообщала "ДС", в ноябре 2004 г. Ривненский завод высоковольтной аппаратуры и Нижнетуринский электроаппаратный завод, являющиеся крупнейшими на просторах бывшего СССР производителями оборудования среднего напряжения, объявили о слиянии своих активов. В его рамках акционеры двух предприятий (с украинской стороны — бизнесмен Александр Микулич, с российской — топ-менеджмент компании "Уралинвестэнерго" во главе с Павлом Подкорытовым и Вадимом Губиным) создали ЗАО "Высоковольтный союз" с пропиской в Екатеринбурге, которому были переданы контрольные пакеты акций двух заводов. Совместный бизнес у партнеров пошел неплохо — уже в 2005 г. доходы РЗВА выросли на 83% в сравнении с 2004 г. — до $30 млн, НТЭАЗ — почти на 30% — до $11,2 млн. Однако рост показателей был омрачен серьезными проблемами, возникшими у российских партнеров г-на Микулича. Осенью 2005 г. Павел Подкорытов и Вадим Губин были задержаны в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по заявлению бывшего совладельца "Уралинвестэнерго" Андрея Ахтямова, обвинившего их в незаконном отстранении его от бизнеса. Господа Подкорытов и Губин свою вину отрицали, указывая, что в 2004 г. Андрей Ахтямов принял решение выйти из состава совладельцев "Уралинвестэнерго" (впоследствии они стали управлять без него), однако на настрой российских властей это никак не повлияло. В июне 2007 г. Кировский районный суд Екатеринбурга признал Павла Подкорытова и Вадима Губина (последний долгое время был членом наблюдательного совета Ривненского завода высоковольтной аппаратуры) виновными в мошеннических операциях и приговорил их к лишению свободы на 5,5 и 5 лет соответственно, а 15 ноября этот вердикт оставил в силе Свердловский областной суд.
Исходя из этого, логично предположить, что стартовавшая процедура ликвидации РЗВО является попыткой создателей "Высоковольтного союза" сохранить контроль над активами, на которые претендует Андрей Ахтямов. Примером для подражания украинскому предприятию, очевидно, служит уже упомянутый НТЭАЗ, на котором ликвидационная процедура была запущена в начале текущего года. На сегодняшний день фактическим правопреемником этого предприятия является новосозданное ООО "НТЭАЗ-Электрик", которым управляет "Высоковольтный союз". В Ривном, похоже, события будут развиваться по аналогичному сценарию — по данным "ДС", на базе РЗВА уже создано ООО "РЗВА-Электрик" (на 100% принадлежит кипрскому оффшору Malinco Ltd, созданному в конце 2006 г.), которому, скорее всего, и достанется имущественный комплекс по производству коммутационной и распределительной аппаратуры. Позволит ли это украинским и российским партнерам по "Высоковольтному союзу" сохранить совместный бизнес, покажет время, впрочем, шансов на это у них не так много, если вспомнить, кто стоит за г-ном Ахтямовым. Недавно этот бизнесмен признался, что его партнером по возврату активов "Уралинвестэнерго" является Уральская горно-металлургическая компания российского магната Искандера Махмудова, который обладает значительным влиянием не только в РФ, но и в Украине. Примером этому может служить история приватизации "Лугансктепловоза", 76% акций которого структуры Искандера Кахрамоновича купили в начале 2007 г. у Фонда госимущества Украины за $58 млн, невзирая на противодействие, оказанное ему видными украинскими миллиардерами Игорем Коломойским и Константином Жеваго.