• USD 41.1
  • EUR 45.4
  • GBP 53.8
Спецпроекты

Ринат Старков. Гендиректор ОАО "АрселорМиттал Кривой Рог" о перспективах металлургов в условиях роста цен на сырье и нестабильности на внешних рынках

Реклама на dsnews.ua

Революции в странах Ближнего Востока и Северной Африки заставила нервничать отечественных сталеваров, которые традиционно ориентируются на тамошних потребителей. Для Украины, которая в прошлом году получила от поставок металла за рубеж около $15 млрд (почти треть от общего объема экспорта нашей страны), это может стать лишним поводом для того, чтобы задуматься о первостепенном развитии внутреннего рынка сбыта. По мнению руководителя крупнейшего украинского производителя сортового проката, отправляющего за рубеж почти 85% своей продукции, наша страна обладает избыточными металлургическими мощностями и потому смена ориентации ей не грозит.

Наиболее актуальной проблемой для украинских металлургов на внешних рынках сбыта сейчас считается нестабильность в Северной Африке и на Ближнем Востоке, из-за чего эксперты предрекают нашим поставщикам многомиллионные потери. Ощутили ли вы на себе влияние этих факторов и как, по-вашему, нашим металлургам можно их минимизировать?

Р.С. С этой проблемой так или иначе столкнулись все предприятия. Но мы считаем, что она будет иметь краткосрочный или среднесрочный характер. Из-за нестабильности в Северной Африке транспортные компании отказываются везти товар в данный регион. Нам говорят, вы можете загрузить свой товар на судно, но в порт назначения он не пойдет, пока ситуация там не нормализуется. И как долго, неизвестно. Нам в этом смысле проще, потому что мы являемся частью глобальной металлургической компании, а продукция "АрселорМиттал Кривой Рог" конкурентоспособна по себестоимости. И центральный офис помогает нам перенаправить продукцию в другие регионы.

Какие рынки сбыта являются сейчас приоритетными для "АрселорМиттал Кривой Рог" и какие собираетесь максимально осваивать в ближайшей перспективе, в том числе и для того, чтобы перенаправить поставки с "нестабильных" направлений на другие?

Р.С. Так как все революционные события в Северной Африке приняли серьезный оборот только в последние две-три недели, пока не могу сказать, что у нас есть четкий план замещения этих поставок. Идет ежедневная работа. Пока могу сообщить, что в первую очередь мы будем развивать присутствие на локальном рынке. Имеется в виду рынок СНГ. И постараемся сохранить здесь свою долю.

Не секрет, что основным видом металлопродукции, которую экспортирует Украина, остаются полуфабрикаты. Как вы оцениваете этот факт — позитивен ли он для страны как экспортера металла?

Р.С. Мне сложно говорить за другие предприятия, но основная масса продукции "АрселорМиттал Кривой Рог" — это конечная продукция — катанка, арматура. Заготовку мы поставляем на рынки тех стран, которые защищают себя ввозными пошлинами на продукцию более высокого передела. Например, Турция, кроме того что очень динамично регулирует свой рынок в зависимости от цены лома, еще и с помощью пошлин усложняет доступ на свой рынок. Поэтому и мы регулируем собственное производство, чтобы сохранить свое присутствие на таких рынках.

Реклама на dsnews.ua

Согласны ли вы с мнением, что в нынешних экономических условиях только вертикально интегрированные металлургические холдинги будут иметь возможность стабильно развиваться, а положение компаний, не имеющих доступа к собственному сырью, будет ухудшаться из-за его дефицита и подорожания?

Р.С. Абсолютно согласен с тем, что будущее за вертикально интегрированными компаниями. Особенно теми, которые способны самостоятельно снабдить себя железорудным сырьем. Если по углю еще есть рынок и возможность выбрать поставщиков, то по железорудному сырью в Украине ситуация такова: кто контролирует руду, тот и контролирует рынок. И тот, кто владеет этим ресурсом, способен снабжать свои производства по цене $30/т, а тот, кто не владеет, вынужден будет покупать руду на стороне по $120.

Считаете ли вы продукцию украинской металлургической отрасли конкурентоспособной на сегодняшний день в мире, и есть ли у нее будущее с учетом существующих темпов перевооружения?

Р.С. Украинская металлургическая продукция абсолютно конкурентоспособна на внешнем рынке. Все предприятия научились производить продукцию по различным международным стандартам. И здесь я не вижу каких-либо проблем. Но надо учитывать, что этот бизнес не подразумевает больших транспортных плечей. Исторически и географически радиус потребления украинской металлопродукции ограничен расстоянием в 1,5–2 тыс. км. В него попадают и регионы Ближнего Востока и Северной Африки, которые до последних событий активно развивали собственную инфраструктуру. Украина очень неплохо позиционировала себя на этих рынках. И думаю, что после нормализации обстановки на них сбыт нашего металлопроката восстановится в полной мере.

Является ли проблемой, по вашему мнению, ориентация украинских металлургов на экспорт и вторичная роль внутреннего рынка сбыта? Стремится ли ваше предприятие приоритетно наращивать продажи именно в Украине?

Р.С. Поскольку наша страна обладает одними из крупнейших в мире запасами железной руды и развитым металлургическим комплексом, территориально привязанным к месторождениям сырья, ориентация на внешние рынки — это объективное обстоятельство. Существующие металлургические мощности превосходят потребности внутреннего рынка в разы. Поэтому украинский горно-металлургический комплекс всегда будет ориентирован на экспорт. Но если будет развиваться экономика страны, то возрастет и цена присутствия на внутреннем рынке.

Можно ли считать нынешние политические и экономические условия в Украине благоприятными для ведения металлургического бизнеса, в том числе международными компаниями, и что, по-вашему, властям нужно сделать для того, чтобы обеспечить отрасли максимальное развитие?

Р.С. Всегда очень трудно давать советы властям. Система цивилизованных взаимоотношений бизнеса и властей в нашей стране находится в очень ранней стадии формирования. А серьезная западная компания, которая приходит в Украину, всегда хочет видеть перед собой красную ковровую дорожку и честный режим налогообложения. И мне трудно объяснить, например, почему некоторые государственные служащие дают интервью, которые негативно влияют на ведение бизнеса компаний, или почему заводятся уголовные дела на руководителей крупных предприятий. Западные компании не привыкли к такой модели построения отношений с властью и никогда не захотят привыкать.

Я не хочу все упрощать и обобщать — теми встречами и консультациями, которые мы ведем с представителями правительства, и тем, как они ведутся, мы удовлетворены. Да, пока что работает старая система, но у нас есть большое желание развиваться, и то же самое мы слышим от представителей власти.

    Реклама на dsnews.ua