Депутаты постараются отбиться от FATF
Парламент намерен завершить длительную эпопею принятия закона о борьбе с отмыванием грязных денег. Чтобы второе чтение документа, запланированное на сентябрь, прошло без эксцессов и неприятных неожиданностей, депутаты создали рабочую группу, которая должна убрать из документа все спорные моменты.
Претензии финансистов к законопроекту, закладывающему основы борьбы с грязными деньгами, общеизвестны. Это смешивание понятий "отмывание" и "уход от налогообложения", отсутствие четко прописанных критериев сомнительности операций и ответственности за нарушение норм этого закона. И самое большое опасение — закон о борьбе с отмыванием грязных денег может использоваться выборочно.
Над всем этим и будут работать 34 представителя от парламента, банковского сообщества, Кабмина, финансовой разведки и прочих структур исполнительной власти, вошедших в состав вновь созданной группы. Интересно, что мытарей среди них нет. Руководить процессом работы группы будут два сопредседателя — Олег Рыбачук и Сергей Осыка. Оба депутата обладают внушительным послужным списком и опытом общения с заграничными товарищами.
Ближайшие неделю-другую группа будет изучать, как работает одноименный закон в России. Непосредственно этим займутся Олег Рыбачук и глава отечественной финразведки Алексей Бережной. Как сообщил г-н Рыбачук в интервью "ДС", перед тем, как законопроект попадет на второе чтение, его, вероятнее всего, вынесут на суд общественности. Поучаствовать в обсуждении хотят пригласить экспертов из Венгрии (недавно покинувшей черный список FATF) и стран Балтии (финансовой Мекки на просторах бывшего СССР).
Пока же заинтересованные стороны внимают советам заокеанских борцов с "тенью". На минувшей неделе в Киеве гостил представитель Минюста США. В своих оценках украинского законопроекта, направленного на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, американский эксперт был традиционно дипломатичен. Он отказался назвать недостатки этого документа, но порекомендовал разработчикам сконцентрироваться на выведении на чистую воду исключительно тех денег, которые добыты преступным путем. "В целом международная практика такова, что преступления в налоговой сфере исключаются из действия этого закона (о борьбе с отмыванием грязных денег. — "ДС"). Это сфера иных законов", — отмечает американский эксперт. Он также считает, что не столь важно, где будут прописаны критерии отнесения операций к сомнительным — в самом законе или же подзаконных актах. Главное, чтобы они вообще были.
Стоит отметить, что принятие закона о борьбе с грязными деньгами — обязательное, но не достаточное условие исключения Украины из черного списка FATF. Не менее важна эффективность сего документа. Но на ее демонстрацию у Украины времени нет: судьба пребывания в черном списке будет решаться в октябре, а закон появится в лучшем случае в сентябре. И вряд ли FATF закроет на это глаза. Такой поблажки в июне не сделали даже для России, хотя там соответствующий закон действует уже год.
Случаи применения FATF санкций к странам, пребывающим в черном списке, можно пересчитать на пальцах одной руки. Но Украине, похоже, этого не избежать. Создается впечатление, что в FATF нам отвели роль мальчика для битья. С мизерной долей в международных расчетах и с еще меньшим политическим весом в мире наша страна может стать идеальной сценой для демонстрации усилий мирового сообщества по борьбе с грязными деньгами.