Приватизация завязла в дискуссиях
С заметным опозданием, лишь с третьего раза, Фонд госимущества все-таки провел через экономический комитет правительства программу приватизации на 2003–2008 гг. Для этого Фонду пришлось пойти на существенные уступки. Но в целом председатель ФГИ Александр Бондарь доволен процессом. По его словам, уже в ближайшую среду, 19 февраля, на заседании Кабинета Министров программа будет "стопроцентно" утверждена и передана на голосование в Верховную Раду.
Главным новшеством переработанного документа стала окончательная отмена понятия "промышленный инвестор". На основании соответствия или несоответствия этому статусу ФГИ "вручную" мог ограничивать круг участников, что стало формальным поводом для громких судебных разбирательств по искам инвесторов. Впрочем, Александр Бондарь отметил, что запрет на участие оффшорных компаний в приватизации стратегических предприятий остается. Зато к торгам теперь более свободно будут допускаться банки и инвестиционные фирмы-посредники. Отметим, что эту либерализацию пролоббировал министр экономики Валерий Хорошковский, который возглавлял рабочую группу по доработке шестилетней программы приватизации.
Компенсировать потерю "промышленного инвестора" Фонд планирует активным использованием такого нового вида продаж, как закрытые торги. Они будут использоваться лишь при реализации жизненно важных для страны объектов и позволят административно ограничивать круг возможных участников аукциона. Правда, критерии отбора покупателя на этот раз определит не Фонд госимущества, а Кабинет Министров. Все оппозиционные фракции парламента, а также фракция Партии регионов выступают против закрытых торгов и уже объявили, что станут голосовать за исключение этой нормы из проекта программы приватизации. Фонд сейчас готовит аргументирующие материалы, которые переубедили бы депутатов. "Потом ведь сами будут возмущаться тем, что никто не знает, кому был продан государственный пакет акций стратегического предприятия", — предупреждает г-н Бондарь. Депутаты же сомневаются, что власти не воспользуются правом искусственно ограничивать круг участников торгов в политических целях.
По одному вопросу дискуссия вокруг программы приватизации продолжится даже на заседании Кабмина 19 февраля. Минюст настаивает на праве госкомпании "Укрспецюст" продавать целостные имущественные комплексы с молотка, если они арестованы по решению судов. ФГИ опасается случаев умышленного доведения госпредприятий до банкротства и реализации их за долги и потому выступает против этой лазейки для теневой приватизации. Фонд хочет сам продавать конфискованное имущество, когда речь идет о целостных комплексах, а также о предприятиях, 100% акций которых принадлежат государству. Конфликт, похоже, придется разрешить лично премьер-министру.
Ожидается, что 19 февраля Кабмин утвердит и список предприятий, приватизация которых планируется на 2003 г. В него войдут все 25%-ный пакеты акций, которыми владеет государство. Для инвестиционного рынка эти пакеты не представляют особой ценности, и, видимо, на торги они будут выставляться уже после принятия приватизационной программы. Дело в том, что она дает ФГИ право продавать объекты, не пользующиеся спросом, за очень смешные деньги. В проекте списка также значится и "Укрнафта". Александр Бондарь отмечает накал политических страстей вокруг возможной приватизации компании и предупреждает: если продажа не состоится, выполнение годового плана поступлений в бюджет окажется под вопросом. Напомним, что за контрольный пакет "Укрнафти" ФГИ планирует получить около 2 млрд грн. Но если этот объект будет вычеркнут из списка правительством или парламентом, Фонд намерен требовать разрешения в качестве компенсации продать 43% "Укртатнафти".
Тем временем постепенно продвигается процесс передачи всех корпоративных прав государства на баланс Фонда госимущества, что, по словам первого заместителя главы ФГИ Михаила Чечетова, необходимо для качественного выполнения шестилетней программы приватизации. Фонд уже передал в правительство список всех предприятий, которые необходимо отобрать из управления обладминистраций и министерств. Изучив его, руководство Кабмина было в очередной раз шокировано. Смена субординации по таким объектам, как НАК "Нафтогаз України", "Укрнафта", "Укртелеком", "Укрзалізниця", грозит громкими скандалами.
Правда, по некоторым данным, ФГИ и Минтопэнерго уже предварительно договорились о том, что предприятия энергетики останутся в управлении отраслевого министерства. Подобные переговоры, но на более высоком уровне, сейчас ведет и Министерство транспорта. Александр Бондарь предлагает отнимать корпоративные права у министерств по качественному принципу. Если предприятия работают успешно, то, на его взгляд, проводить революционную смену подчинения не стоит. В то же время глава ФГИ будет настаивать на лишении Госкомсвязи права управлять "Укртелекомом". Поводом для этого является упорный отказ компании выплачивать дивиденды в госбюджет, а также задержка перечисления в казну средств от продажи UMC. Впрочем, если Президент не будет настаивать на неукоснительном выполнении своего указа (а он предусматривает передачу в Фонд всех государственных объектов без исключения), то прецедент победы хотя бы одного из министерств в борьбе за собственность наверняка состоится. А это значит, что и все остальные госструктуры, управляющие пакетами акций, получат такой же шанс. В целом украинская приватизация сейчас находится на этапе острых политических дискуссий. Похоже, в дальнейшем они будут сопровождать все попытки смены хозяев госпредприятий. Слишком уж о крупных объектах идет речь.