• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.7
Спецпроекты

Ставки Кремля. Почему Рабинович не менее важен, чем Левочкин

В двух украинских предвыборных кампаниях 2019 г. Москва не будет делать ставку на какого-то одного кандидата или политсилу. Ее стратегия — изменение политической карты Украины. Для этого нужен вал скандалов, способных ввергнуть страну в хаос и депрессию
Фото: УНИАН
Фото: УНИАН
Реклама на dsnews.ua

"Деловая столица" продолжает цикл материалов "Выборы-2019 и олигархи", в которых рассказывает об основных "центрах силы", которые окажут определяющее влияние на ход президентской кампании-2019. Читайте также Кошмары и мечты Банковой. Какой сценарий готовят Порошенко на выборы-2019.

Вряд ли кто-то сомневается, что к 2019-му конфликт на востоке нашей страны не будет исчерпан. Россия продолжит держать Украину и Запад в напряжении, то повышая градус с целью запугать масштабной войной, то переводя ситуацию в состояние пустопорожних разговоров об особом статусе ОРДЛО, изменениях в Конституцию Украины и т. д. Ничего нового в этом направлении Москва предложить неспособна, но, к сожалению, ей этого и не требуется. Параллельно масса усилий будет прикладываться для дестабилизации ситуации внутри Украины. Для этого у Кремля есть ресурсы и финансовые возможности. А еще — обиженные на нынешнюю власть украинские олигархи, рассчитывающие улучшить свое положение после выборов. Финансируемые ими оппозиционные проекты позволяют РФ экономить на расходах по удалению из власти ненавистной ей "киевской хунты".

Стратегические ставки Кремля в Украине в ближайшие годы также понятны — подрыв доверия к центральной власти на местах, инспирирование различных акций протеста, желательно с национальным оттенком, использование любых предлогов для сталкивания лбами жителей разных регионов, вбрасывание компромата против известных политиков, раскрутка антикоррупционных расследований и финансовая подпитка неумных популистов. Проще говоря, в 2019-м Путину нужен если не лояльный к РФ президент Украины, как это произошло в Молдове, где победил Игорь Додон, то хотя бы такие расклады, при которых будущий парламент свяжет неугодного главу государства по рукам и ногам. Кто именно реализует этот сценарий: Тимошенко, Садовый или какая-то темная лошадка — это уже нюансы.

Не совсем правильно считать, что основная ставка Кремля — "Оппозиционный блок". Для Путина все эти шуфричи, левочкины, новинские, как бы они не защищали "русский мир", не будут до конца "своими сукиными сынами". Ведь от Януковича они отказались и Новороссию не поддержали. Но поскольку другой серьезной пророссийской политсилы в Украине не осталось, Кремль может оказать кандидату от "Оппоблока" свою поддержку. Например, условному Юрию Бойко способны устроить какой-то пиар-вояж с мирными инициативами в Донецк либо даже в Москву.

Но помимо "оппоблоковцев" Россию в Украине интересуют другие фигуры и проекты. Их сегодня активно пытаются раскрутить. Больше всех, пожалуй, выделяется партия "За жизнь" и ее лидер Вадим Рабинович. Его имя присутствует во всех соцопросах, а в некоторых он даже в тройке лидеров. Под Рабиновича, и это хорошо заметно, работает группа экспертов, объясняющая, почему украинцы вдруг так полюбили этого политика. Дело не в его анекдотах, конечно же. Оказывается, в Вадиме Зиновьевиче электорат видит выразителя своих протестных настроений. На самом деле используется старая технология окучивания "протывсихив". И Рабинович, появляющийся в СМИ с регулярностью, завидной даже для министра, с реализацией этой технологии хорошо справляется. Секрет его популярности прост: неумный популизм, умноженный на солидные капиталовложения.

Откуда деньги? В прессе высказывались догадки, что к финансированию Рабиновича и его партии может иметь отношение одессит Александр Ангерт, он же Ангел, считающийся одним из боссов русской мафии за рубежом. Недавно поползли слухи, что Ангерт скончался от рака. И что на похороны лично ездил его давний знакомец — мэр Одессы Геннадий Труханов. Но окружение Ангела смерть босса не подтвердило. В открытых источниках можно найти информацию о контактах Ангерта с другим видным деятелем преступного мира, уроженцем Киева Севой Могилевичем. О "подвигах" последнего и о его весомых связях в коррумпированных кремлевских коридорах также можно найти много интересного.

Кроме того, в кулуарах поговаривают, что в проект Вадима Зиновьевича якобы вкладывается бывший владелец банка "Михайловский" Виктор Полищук, которого в СМИ причисляют к "семье" Януковича. Напомним, в мае прошлого года НБУ признал этот банк неплатежеспособным. Регулятор отметил: финучреждение осуществило махинации, из-за которых нагрузка на Фонд гарантирования вкладов физических лиц выросла с 1,6 млрд до 2,6 млрд грн. После этого вокруг "Михайловского" закрутился целый детектив. Полищук заявил, что продал банк, в НБУ парировали — разрешение на продажу бизнесмен не получал. А в ноябре по решению суда был арестован столичный ТЦ "Гулливер" — собственность Полищука (его управляющей является Лилия Резвая, супруга скандального бизнесмена и племянница Светланы Медведевой — жены российского премьера Дмитрия Медведева). В этот период активисты "За жизнь" пикетировали Нацбанк, а Вадим Рабинович носился с многочасовым аудиокомпроматом против заместительницы Валерии Гонтаревой Екатерины Рожковой. Информационные атаки на НБУ со стороны Рабиновича и его сподвижника Евгения Мураева продолжались до того времени, пока Гонтарева не объявила об отставке, а потом резко сошли на нет. Конечно, совпадения бывают, но это явно не тот случай.

Реклама на dsnews.ua

В любом случае электоральный успех Рабиновича на президентских и партии "За жизнь" на парламентских выборах будет воспринят в РФ как успешный результат усилий, потраченных на дестабилизацию в Украине.

К группе маргинальных проектов, интересных для России, можно отнести малочисленную, но далеко не бедную "Успешную Украину" Александра Клименко и "Украинский выбор" Виктора Медведчука. Хотя оба персонажа преувеличивают свою значимость в современной украинской политике. И если Россия вкладывает средства в того же Клименко, то это деньги на ветер. Есть еще подвид маргиналов — мелкие пакостники, от вандалов, разрисовывающих надгробия и устраивающих для российских пропагандистских СМИ тусовки вроде антипольской акции на Волыни, до организаторов сходок нацменьшинств с откровенно сепаратистским душком. Здесь свое слово обязаны сказать украинские спецслужбы, иначе к 2019 г. количество таких пакостников будет неуклонно возрастать.

Также Москва продолжит энергично использовать возможности той части украинского политикума, которую в Кремле считают "полезными идиотами". К ним можно отнести политиков-популистов, борющихся с коррупцией своими длинными языками, и всевозможных телезвезд, пророчащих для страны очередные катаклизмы. Сомнительно, что Россия централизованно финансирует всю эту братию. Скорее использует ее втемную. К слову, в данном контексте в прессе часто всплывает имя российского бизнесмена, с недавних пор гражданина Украины Константина Григоришина — друга наших "еврооптимистов". Однако в его случае скорее имеет место личный бизнес-интерес, а не рука Кремля. Вряд ли стоит серьезно подозревать Сергея Лещенко или Михеила Саакашвили в отработке московских сценариев. Хотя приверженцев такой версии тоже хватает.

Лишь бы не Порошенко

Задача-максимум Москвы на наши президентские выборы-2019 — не допустить переизбрания Петра Порошенко на второй срок. Можно вспомнить, как вскоре после избрания Петра Алексеевича президентом из российских СМИ постепенно исчезло словосочетание "киевская хунта". Несмотря на риторику о "перевороте", Кремль признал легитимность Порошенко, вероятно, надеясь, что с ним можно будет договориться по своим правилам. Но вышло иначе. Продавливание конституционной реформы, особого статуса Донбасса и прочих вредных инициатив не принесло желаемых результатов. Напротив, все попытки давления на Украину в конечном итоге оборачивались против самой России. Помешать ассоциации с ЕС не смогли, хотя и вложились в референдум в Голландии. Непрекращающийся конфликт на востоке нашей страны не стал препятствием для безвизового режима с ЕС. Сюда же следует прибавить недавний вердикт Стокгольмского арбитража по спору "Нафтогаза" против "Газпрома".

Словом, поражение Порошенко в Москве с удовольствием интерпретировали бы как разочарование украинцев, сделавших цивилизационный выбор в 2014 г. А еще — как очередной шанс обернуть ситуацию в свою пользу при неизбежной перезагрузке отношений в случае появления на Банковой нового президента.

    Реклама на dsnews.ua