Кумыс-Алейкум
Уже третий теплый сезон подряд, дважды в месяц, Анатолий Сидоров проезжает 150 километров из Сум на одну из конных ферм. Там он покупает несколько ящиков кумыса — кисломолочного напитка, который готовится из лошадиного молока. Сидоров напиток не продает — его «приходуют» семья и друзья. Так, необычный для наших широт продукт постепенно приобретает популярность — в Миргороде и Крыму процветает «кумысный» туризм, а жители крупных городов готовы выезжать за напитком на конехозяйства. Но «кумысная ниша» в стране пустует, а у существующих хозяйств весь товар разметается в течение суток.
Днем с огнем
По данным игроков, в нынешнем сезоне спрос на кумыс увеличился больше чем на 20%, и до конца года объем рынка этого напитка составит 0,5 млн грн. Естественно, увеличение спроса спровоцировало приход новых игроков.
«Кумысом мы начали заниматься в этом году, так как искали дополнительную нишу. До этого наше конное предприятие специализировалось только лишь на туризме, и посетители из столицы часто спрашивали у нас о кумысе. Сегодня ферма дает 30 литров в сутки, это 60 бутылок в день. Нашими постоянными заказчиками выступают частные лица и представители общепита из Винницы и Киева», — рассказывает Александр Шистка, управляющий ООО «Агродибривка» (с. Тетиев Киевской области). В этом хозяйстве насчитывается 100 лошадей, 10 из которых — дойные кобылы, чье молоко и начали продавать с мая 2010 года. Весной крымская агрофирма «Зеленогорск» заявила об увеличении производства до 40 тонн кумыса в год, в связи с увеличением спроса со стороны санаториев на ЮБК и торговых точек.
Но удовлетворить всех желающих существующие сегодня производители продукта не могут, так как ниша фактически пустует (на рынке присутствует не более 10-ти игроков). Основными производителями вне Крыма являются два предприятия — конезавод в Ганновке Донецкой области и госпредприятие Дибровский конный завод №62 в Полтавской области. Также два кумысных хозяйства работают в Крыму, по одному — в Киевской и Харьковской областях.
Дибровский конный завод в этом году начал продавать кумыс в магазинах в центре Миргорода, тогда как ранее продукт можно было приобрести или на самом заводе или в санаториях курорта. «Кумыс завозят в магазинчик в центре города к 8 утра, и уже к полудню его раскупают. Тогда приходится ждать вечернего завоза. 400-граммовая бутылка стоит 8 грн., 700 гр — 12 грн.», — рассказывает Лия Слепцова, киевский инженер, регулярно приезжающая в Миргород «на кумыс».
Кумыс из Ганновки можно было приобрести в киевских и донецких супермаркетах. Правда, цена с учетом логистических затрат и наценок сетей выше — 17-19 грн. за 700-граммовую бутылку. В «Агродибривке» бутылка стоит 12 грн., если заказчик забирает товар сам на ферме, или же 15 грн. — если компания покрывает расходы на доставку.
Кто не сватается, кто не пьет кумыс
«Это очень кропотливый труд. Чтобы зарабатывать на кумысе, нужно сформировать дойное стадо, обладая большим количеством доступного корма», — рассказывает Роман Александрович, владелец конюшни в Киеве. По оценкам экспертов «ВД», инвестиция в кумысный бизнес с нуля, включая стоимость земли за пределами города под хозяйство, составляет не менее $80 тыс. Бльшая часть средств уйдет на землю, обустройство территории и самих лошадей. Тогда как существующим конным фермам достаточно $40-45 тыс.
Александр Шистка отмечает, что для старта в кумысном бизнесе понадобится не менее 8-10 кобыл, дающих молоко. На их покупку придется истратить порядка 50 тыс. грн. Однако, покупая лошадь, нельзя на все 100% быть уверенным в ее «молочности». «Считается, что лошади породы тяжеловозов более молочные, чем верховые. Но для кумыса кобылу нужно тестировать — далеко не все лошади хорошо доятся, ведь это же не корова», — резонно замечает Роман Александрович. К сожалению, и среди молочных пород могут быть осечки: проверить возможный удой можно только после рождения жеребенка.
Расходы на корм минимальны: составляют до 800 грн./мес. на кобылу, дающую молоко, и до 500 грн./мес. в остальное время года, когда лошадь недойная. Отдельная статья расходов, пусть и незначительная, но очень важная — это приобретение специальной закваски, благодаря которой молоко становится кумысом. Ее покупают либо в России, либо на конезаводе в Дибровке. Лучшей закваской эксперты считают так называемую «болгарскую».
«Производство кумыса не требует дорогостоящего оборудования или крупных инвестиций», — подчеркивает Вадим Чагоровский, председатель Совета директоров «Союза молочных предприятий Украины». Так, специальное оборудование для дойки лошадей в Украине не продается, но оно запросто заменяется доилками для коз (3-5 тыс. грн. за штуку), причем для 10 лошадей хватает и двух-трех штук. До 5 тыс. грн. уйдет на аппаратуру (чаны, смесители) для производства напитка. Еще 7-8 тыс. грн./год нужно заплатить за документы, прививки и прохождение проверок животных Государственным комитетом ветеринарной медицины Украины и санитарно-эпидемиологическими учреждениями. Плюс зарплата конюхов, доярок (в селах — порядка 1,5 тыс./мес.) и управляющих хозяйством (от 3 тыс./мес.). Окупить исключительно «кумысные» затраты можно в течение трех-четырех лет, а рентабельность может достигать 30-35%.
Непростое молоко
Из-за своей сезонности кумысный бизнес является специфической деятельностью для существующих или новых конных ферм, так как зарабатывать исключительно на одном кобыльем молоке невозможно. Кобылы дают молоко с апреля-мая по сентябрь-октябрь, тогда как в холодное время лошадям нужно найти другое применение. Поэтому заниматься кумысом лучше всего параллельно с другими «лошадиными» видами предпринимательства: туризмом или разведением верховых. «Новичков на кобылах катать спокойнее, потому что жеребцы чаще показывают характер. Посадить на украинскую верховую туриста — проблематично, человек должен иметь хоть какую-то подготовку. Поэтому на наших кобылах мы катаем гостей фирмы», — рассказывает Александр Шистка (подробнее о конном туризме см. «Конный поворот», «ВД», №27-28, 2009 г.).
Как следствие, дополнительных затрат требует сеть сбыта и логистики: контакты с торговыми сетями нужно восстанавливать каждую весну. Если планируется сбывать продукцию только в своем регионе, то затраты на логистику будут минимальны (не более $2 тыс.). В том случае, если кто-то из производителей решится на построение национального кумысного бренда или хотя бы решит удовлетворять спрос в нескольких областях, то логистические затраты обойдутся порядка $10 тыс.
На данный момент удобными оптовыми покупателями продукта считаются здравницы и санатории, которые финансируются из бюджета, и частные пансионаты. Но санатории — не самые надежные партнеры. К примеру, в прошлом году у Дибровского конного завода была ситуация, когда одна из миргородских здравниц просто отказалась закупать продукт в новом сезоне, сославшись на отсутствие денег. В итоге срочно пришлось искать замену, чтобы не работать себе в убыток.
Основной же плюс для конехозяйств, которые запускают производство кумыса, — отсутствие конкуренции со стороны крупных молочников. Большие компании, из-за специфики бизнеса, производством «белоснежного вина» не занимаются. «Кумыс — это экзотический продукт, «изюминка к столу», который не может быть представлен как продукт потребления для широких масс, и крупные компании вряд ли могут им заинтересоваться. И для частных предприятий, производящих или планирующих производить такой продукт, это, конечно же, плюс», — говорит Вадим Чагоровский.
Отсутствие конкуренции и относительно скромные, для существующих конеферм, расходы на начало кумысного бизнеса, делают эту нишу интересной и позволяют прогнозировать появление еще трех-четырех новых кумысных хозяйств к теплому сезону 2011 года. Говорить же о наполняемости рынка и полном удовлетворении спроса сегодня вообще нельзя. По оценкам экспертов, опрошенных «ВД», сегодня до 20% покупателей кумыса — это ситуативные потребители, 30% — любители и поклонники напитка, а 50% потребителей пьют лошадиное молоко для поддержания или восстановления здоровья. Ведь кумыс является одним из наиболее эффективных средств при профилактике и лечении туберкулеза. Тогда как Украина занимает передовые места в международных анти-рейтингах государств, страдающих от этого заболевания (подробнее — см. «Остаться в живых», «ВД» №45, 2008 г.). И серьезная программа, финансируемая как из госкошелька, так и частным инвестором, и пропагандирующая кумыс как лечебное средство, может усилить потребительский ажиотаж. Кстати, пять лет тому основными покупателями продукта — до 70% — были лишь граждане, пьющие напиток исключительно в оздоровительных и профилактических целях.