• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Игорь Лиски: "Бюрократия отбивает у инвестора всякое желание что-то делать"

Реклама на dsnews.ua

Полтора года назад канадская компания Lysander Minerals купила неработающую угольную шахту "Верти­кальная" в Луганской области. Изначально планировалось, что компания вложит в развитие проекта $8 млн, но недавно Lysander Minerals сообщила, что увеличит сумму инвестиций в проект до $11,5 млн. В интервью "ВД" один из собственников компании и директор ООО "Энергия Украины" Игорь Лиски рассказал, почему иностранному инвестору интересны проекты с нуля в украинском углепроме.

Чем проекты "гринфилд" в украинском углепроме привлекательны для иностранного инвестора?
— Есть несколько преимуществ "гринфилд"-инвестиций. Самое главное из них заключается в том, что инвестор изначально сможет наиболее эффективно организовать работу предприятия, выражаясь профессиональным сленгом, правильно "нарезать шахту". К тому же многим инвесторам, которые хотят вкладывать средства в украинский углепром, не хочется зависеть от старых проблем предприятия. Ведь зачастую они являются неэффективными и малопроизводительными. К  примеру, в мире нерентабельными считаются показатели, когда на шахте, которая добывает меньше 1 млн т угля в год, работают две тысячи человек. В  Украине еще остались шахты с годовой добычей 100  тысяч тонн, на которых работают приблизительно столько же. К тому же иностранным инвесторам не до конца понятны механизмы государственно-частного партнерства, которые на сегодняшний день предлагаются. Вопрос приватизации отечественного углепрома так и не решен. Существующие схемы привлечения инвестиций через создание совместного предприятия или подписания инвестдоговора вызывают недоверие. В  дополнение — зачастую они прописаны для "своих" инвесторов.

Чем интересен именно украинский рынок?
— Украина интересна в первую очередь своей транспортной развязкой. Иностранные компании, которые захотят инвестировать в украинский углепром, легко смогут реализовать уголь как на внутреннем рынке, так и в Европе. Благодаря портам, проблема транспортной доставки сырья будет решена и для инвесторов из США или Канады. К  тому же есть огромный потенциал для продажи сырья внутри страны. Инвесторы зачастую интересуются месторождениями именно коксующегося угля  — дефицитного для отечественных металлургических комбинатов. Потребности украинского рынка в нем огромны.

Среди инвестаналитиков бытует мнение, что разработка угольных месторождений на Западной Украине будет пользоваться в ближайшие годы большей популярностью, чем на Донбассе. Так ли это?
— Западный регион страны интересен иностранному инвестору по той простой причине, что там нет еще сформировавшихся финансово-промышленных групп, как на Донбассе. Но если на Западе страны будут реализовываться крупные проекты по строительству угольных шахт, инвесторы могут столкнуться с дефицитом рабочей силы. Что касается качества угля, то западноукраинский уголь действительно имеет несколько более высокие показатели зольности по сравнению с углем Донбасса. Но согласиться с тем, что Западная Украина интересна инвестору больше, я не могу — есть много интересных месторождений, к тому же большое значение имеет развитая инфраструктура региона. К примеру, наша компания планирует в ближайшее время начать строительство новой шахты именно на Востоке страны. Речь идет о Ново-Анновском месторождении в 20 км от Луганска. Примерный объем инвестиций  — $500 млн. Сейчас с одним из исследовательских институтов мы прорабатываем заявку на реализацию данного проекта.

С какими трудностями приходится сталкиваться ино­странному инвестору, который вознамерился реализовывать такой проект в Украине?
— Лицензию на пользование недрам выдает Минприроды, затем нужно обязательно утвердить проект в Минуглепроме, а вопросами землеотвода занимаются уже мест­ные власти. Иногда создается впечатление, что эти инвестиции вообще никому не нужны, тебя воспринимают как врага-капиталиста. Вместо запланированных нескольких месяцев на оформление документации уходит год. Бюрократия отбивает у инвестора всякое желание что-то делать.

    Реклама на dsnews.ua