АВТОМОБИЛЬНАЯ ЖАРА
Это только возраст у Лос-Анджелесского салона преклонный — нынче проходит сотая по счету выставка. А по духу здесь все настолько молодое и энергичное, что угнаться за количеством "премьерных" моделей следующему ближайшему автосалону – Детройтскому — будет не просто. К тому же великолепный менеджерский маневр организаторов помог вернуть в Лос-Анджелес "свою" законную публику, в последние годы переметнувшуюся было все в тот же Детройт. Но отныне два конкурирующих события не будут больше мешать друг дружке — Лос-Анджелес добровольно уступил январь Детройту. Хотя история Лос-Анджелесского автосалона началась именно в первый месяц года. Однажды, в далеком 1907 г., помещение обычного катка Morley's в Лос-Анджелесе использовали не по назначению, выкатив на лед свежие технические новинки начала XX в. — автомобили. Уже тогда первая экспозиция получилась весьма представительной — 99 "самодвижущихся повозок". А 99 лет спустя в павильонах Лос-Анджелесского автосалона демонстрируется свыше тысячи новейших моделей.
По идее, официальное открытие выставки должно было состояться в начале 2007 г., но событие сместилось на месяц назад — на декабрь 2006-го. И случился парадокс: в нынешнем году автосалон в Лос-Анджелесе открывался дважды — в январе и декабре. Но такая выставочная избыточность имеет вполне рациональное пояснение. Дело в том, что в январе проходит Северо-Американское мотор-шоу в Детройте — значимое мероприятие, с которого традиционно начинается год мировых автовыставок. Совмещение во времени двух крупнейших автосалонов Америки всегда порождало массу трудностей и проблем. Автопроизводителям приходилось "разрываться", стремясь обеспечить оба события эксклюзивным набором премьерных показов. Пресса делила внимание к столь авторитетным событиям пополам, а любопытствующая публика оказывалась между двух потоков информации. Остаться должен был только один. И поскольку Детройтский автосалон в последние годы затмевал Лос-Анджелесский, последнему пришлось "сместиться".
Но с какой выгодой для себя он это сделал! Во-первых, Лос-Анджелесское автошоу получило значимый статус выставки, открывающей зимний сезон, к тому же предваряющей начало традиционных рождественских распродаж. Во-вторых, получило возможность гарантировать достаточное количество мировых и североамериканских премьер, избегая принципиального конфликта "либо мы, либо Детройт". И, наконец, вернуло себе публику, которая раньше, выбирая между Лос-Анджелесом и Детройтом, подчас предпочитала последний.
И парад премьер — 35 моделей, из которых 7 — концепты, — красноречивое свидетельство мудрости организаторов автосалона-ветерана. На выставке представлено рекордное количество новинок за всю ее историю. Правда, на том, что некоторые автомобили европейского происхождения публика уже увидела на Парижском или Пекинском мотор-шоу, никто особо не акцентирует внимание. Да и крамолы в том нет. Ведь рынок США — особая территория приоритетов и вкусов. А поскольку он по-прежнему является крупнейшим в мире, все автопроизводители уделяют значительное внимание тому, чтобы понравиться именно американским потребителям. Так что премьерный показ в США является отдельной "стартовой позицией" для любой новой модели, претендующей на глобальный успех.
Несмотря на все потуги американских защитников природы дискредитировать моду на машины с повышенным потреблением топлива, США по-прежнему остаются самым благодарным рынком для продвижения больших, мощных и никак не дешевых автомобилей. Вот и теперь Лос-Анджелесская выставка представляет внушительный список новинок в этой категории.
Накануне несложно было предсказать, какая именно из машин возглавит список, — новый BMW X5. Действительно: его презентация стала одной из самых примечательных. В 2000 г. с этой модели началось победное шествие внедорожников люкс-класса на мировом авторынке. Большой кузов, агрессивный дизайн, мощный двигатель, полный привод, богатая отделка салона и полный комплект самых современных технических наворотов — благодаря такой "гремучей смеси" выпуск представительских спортивно-утилитарных машин стал одной из ведущих тенденций начала XXI в. BMW X5 первым собрал сливки с этого рынка, однако за шесть лет в игру вступили грозные конкуренты: Porsche Cayenne, Mercedes M-класса, Audi Q7, Volkswagen Touareg, Mazda CX9 и другие. А если принять во внимание продукцию традиционных лидеров внедорожного рынка (например, Land Rover и Toyota), а также "американскую партию" в лице Chevrolet, Ford, Buick и т.д., то становится очевидным крайне высокий уровень конкурентного противостояния в этом сегменте.
Так что для сохранения лидерских позиций новому BMW X5 пришлось в буквальном смысле слова "прыгнуть выше головы", улучшив и без того отличный автомобиль, но не утратив при этом его идентичности. Один из главных козырей Х5 — улучшенная управляемость, приближающая его поведение на дороге чуть ли не к показателям гоночного спорткара. И хотя жесткость шасси возросла на 15%, тем не менее масса кузова практически осталась прежней — благодаря применению современных высокопрочных марок стали, легких сплавов и специальных пластиков. Система автоматического контроля подвески Electronic Damping Control оценивает показатели многочисленных электронных датчиков, изменяя параметры работы амортизаторов так, чтобы обеспечить максимальную стабильность и управляемость автомобиля в различных скоростных и дорожных условиях. Постоянный привод xDrive, полный набор систем стабилизации, антиблокировки колес, динамического контроля торможения, помощи в преодолении спусков и подъемов и т.д. гарантирует уверенное поведение автомобиля как в условиях бездорожья, так и на скоростных шоссе. Что касается дизайна, то он не претерпел радикальных изменений — от добра добра не ищут. Более акцентированные колесные арки, мускулистая "корма" и эффектные изгибы плоскостей капота освежают экстерьер нового Х5, но при этом сохраняют главные особенности его внешнего облика. Несомненное новшество — появление в качестве опции третьего ряда сидений, которое превращает Х5 в семиместную модель.
Новый для себя сегмент спорткаров премиум-класса со среднемоторной компоновкой штурмует в Лос-Анджелесе Audi R8. Алюминиевый кузов, постоянный полный привод, 420 "лошадей" под капотом и разгон до сотни за 4,6 сек. — сегодня на рынке найдется немного двухместных купе с подобными характеристиками, особенно по базовой цене "всего лишь" в $100 тыс. Да за один только агрессивный дизайн — хищная пасть воздухозаборника, злобно прищуренные фары и боковые панели контрастного цвета — можно заплатить вдвое больше! Audi R8 — очень серьезная заявка на лидерство, и выставка успех модели закрепила.
В дни триумфального шествия в мировом кинопрокате очередной "джеймсбондовской" картины "Казино Рояль" (главную автомобильную роль традиционно исполняет Aston Martin) особым вниманием публики, естественно, пользуется премьера нового родстера Aston Martin V8 Vantage. Он сохранил пропорции одноименного "родительского" купе, при этом отличается особой эффектностью, присущей моделям с открытым верхом. Крыша, как и положено классическим родстерам, выполнена из трехслойной ткани и может быть автоматически поднята или опущена всего за 18 сек. на скорости до 50 км/час. Модель, как понятно из названия, оснащена 8-цилиндровым двигателем мощностью 380 л.с., который за 5 сек. разгоняет V8 Vantage Roadster до 100 км/час. Отделка салона — это особая "фишка": бросаются в глаза вручную выполненные стежки, тем самым подчеркивая эксклюзивность кожаной обивки.
В сегменте представительских лимузинов главным хитом стала премьера Maybach 62 S — четвертой и самой престижной модификации в линейке. Казалось бы, добавить еще больше мощи и роскоши в эту модель уже просто невозможно. Однако буква S — Special — к названию добавлена не зря. Инженеры тюнингового подразделения AMG "выжали" из 12-цилиндрового 6-литрового двигателя дополнительные 62 л.с. — и теперь табун в 612 "лошадей" разгоняет авто до 100 км/час за 5,2 сек. Кроме того, настройка подвески обеспечивает еще больший комфорт для пассажиров задних сидений. Ведь владелец Maybach 62 S по определению не может находиться за рулем — лимузин подобного класса обязательно предполагает наличие шофера.
Особого внимания в экспозиции любого автосалона заслуживают машины, знаменующие попытку автопроизводителя выйти в новый сегмент авторынка, представив модель, расширяющую линейку продукции либо дающую старт новой дизайнерской концепции. В Лос-Анджелесе таким героем значится новая идеология дизайна автомобилей Mazda, воплощенная в концепте Mazda Nagare. Японцы, как известно, являются большими любителями чуть ли не философского обоснования принципов, определяющих внешний облик своих автомобилей. Mazda всего несколько лет назад презентовала концепцию Zoom-Zoom (слово-имитация звука автомобиля, который проносится мимо на высокой скорости), воплощение которой в моделях Mazda3, RX-8 и MX-5 оказалось крайне удачным. Теперь пришла очередь нового дизайнерского течения, причем в буквальном смысле этого слова: ведь слово Nagare расшифровывается как "течение" или "поток". Игра форм, света и теней, символизирующая движение элементов и энергий в природе, должна стать основой внешнего облика будущих машин Mazda. Правда, если исходить из облика концепта Mazda Nagare, то тут возникает больше вопросов, чем ответов, — очень уж вычурной и далекой от привычной автомобильной реальности получилась модель. Впрочем, время покажет, потечет ли "поток" Nagare в правильном направлении.
Зато цель нового Volvo C30 понятна безо всяких сомнений: шведы, продолжая стратегический курс на "омоложение" своей потребительской аудитории, вывели на рынок компактный "горячий хэтчбек". Эффектный дизайн, трехдверный кузов, "заниженная" решетка радиатора и огромная стеклянная задняя дверь — отличный набор "приманок" для преуспевающей молодежи. Поначалу Volvo C30 будет оснащаться турбированным 5-цилиндровым 218-сильным двигателем из линейки силовых агрегатов одноплатформенной Volvo S40. При "западной" цене около $24 тыс. Volvo C30 сможет побороться за потребительский спрос с другими моделями "заряженных хэтчбеков", вроде Mini Cooper S или Volkswagen GTI.
Модель VW Tiguan, хоть и является концептом, но имеет вполне реалистичное будущее. Ведь пришло время "окучивать" сегмент компактных внедорожников, рассчитанных на применение в условиях города, однако способных преодолевать и бездорожье. Серийное производство машины запланировано на 2008 г. Полностью оправдывая "народное" название, Volkswagen выбирал имя для автомобиля на основе потребительского голосования. Более 350 тыс. опрошенных отдали голос за Tiguan. Соблюдая интригу, Volkswagen до начала выставки не раскрывал его облик, ограничиваясь фото "замаскированного" авто и концепт-артом.
Главная идея, которая пронизывает большинство "свежих" инициатив мировых автопроизводителей по внедрению "альтернативных" топливных технологий, звучит так: за "экологические" машины потребитель должен голосовать долларом. В Лос-Анджелесе "зеленые модели" на водороде или топливных элементах представлены главным образом внедорожниками и представительскими лимузинами. К примеру, BMW показывает "семерку", работающую на водороде. По заявлению компании, это первый в мире серийный автомобиль люкс-класzса с водородным двигателем. Нужно отметить, что "серийность" в данном случае — понятие условное, ведь в 2007 г. планируется выпустить всего около сотни подобных автомобилей. Дополнительный бак, вмещающий 8 кг жидкого водорода, позволяет BMW Hydrogen 7 проехать 200 км. Дистанция не является предельной: двигатель работает и от обычного бензина. Переключение с одного вида топлива на другой выполняется с помощью кнопки на руле, и никак не отражается на скоростных характеристиках или управляемости. Разгон до 100 км/час "водородно-бензиновая" BMW Hydrogen 7 выполняет за 9,5 сек что вполне приемлемо. Впрочем, подобный "комбинированный" подход считается скорее тупиковым, чем перспективным.
Концерн "Форд Мотор" представил более радикальный способ решения "водородного вопроса": внедорожник Explorer с двигателем на топливных элементах (технология позволяет получать электричество из водорода и кислорода в процессе электрохимической реакции). Разработчики установили водородный бак в центре автомобиля, на месте, которое в "серийной" модели занимает трансмиссия. Это увеличило емкость бака и обеспечило максимальный пробег 560 км на одной водородной заправке. При этом количество пассажиров (6 человек) и объем грузового отсека соответствуеют серийной бензиновой модели. Но и здесь есть оговорки: данную технологию фордовцы рассценивают как прицел на отдаленную перспективу, в ближайшем же будущем ориентируются на модели с гибридным бензиново-электрическим двигателем. Такие, как впервые показанный в Лос-Анджелесе внедорожник Ford Escape Hybrid, брат-близнец уже презентованного в Париже Mercury Mariner Hybrid.
General Motors тоже отдала дань гибридной тематике: компания, которая в настоящее время переживает не лучшие времена, собирается "выруливать" из кризиса на автомобилях с повышенной топливной эффективностью. Кроме пикапа GMC Yukon Hybrid и сразу двух моделей Chevrolet на топливных элементах (Sequel и Equinox), компания представляет более "традиционные" инженерные подходы, позволяющие снизить уровень потребления горючего до рекомендованных Управлением по охране окружающей среды 30 миль на галлон.
В общем, не приходится сомневаться в том, что идея с переносом времени проведения выставки на месяц назад себя полностью оправдала. Благодаря этому Лос-Анджелес сохранил статус одной из автомобильных столиц США, а публика сполна насладилась великолепным шоу. Ответное слово — за Детройтом-2007.